Цели урока:
- Учить четко произносить и различать звуки “р” и “рь” в словах различной звуко-слоговой структуры, в предложениях.
- Закреплять умение подбирать слова к схемам, работать над предложениями с предлогами.
- Расширять знания детей о достопримечательностях города.
- Развивать пространственное воображение и творческие способности, фонематический слух, память, внимание, мышление.
Предварительная работа:
- Обсуждение экскурсий, на которых дети были вместе с родителями.
- Рассматривание иллюстраций, чтение книг.
Словарная работа:
- Кираса, кивер, мундир, Георгиевский крест.
Оборудование:
- Фотографии, плакат с предложениями, схемы слов, экраны с фломастером на каждого ребенка, заготовки цветной бумаги для оригами, музыкальное сопровождение “Город”.
Структура занятия:
30 минут.
1 часть: Уточнение знаний о Н.А.Дуровой.
2 часть: Работа с фотографиями по залам, физ. минутка.
3 часть: Нацеливание на дальнейшую работу по данной теме (экскурсия).
Подготовка логопеда:
Изучение литературы по данной теме, подбор оборудования, написание конспекта.
Организация детей:
Заочная экскурсия в Музей – Усадьбу Н.А.Дуровой (автоматизация зв. “р” – “рь”)
Организационный момент (дети стоят в кругу)
I.
Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на экскурсию в Музей – Усадьбу Н.А.Дуровой. А кто такая Н.А.Дурова?
1 реб: Надежда Андреевна Дурова участвовала вместе с русской армией в войне против французов.
2 реб: За военный подвиг сам царь – император Александр ? наградил её георгиевским крестом.
3 реб: И ещё, она писала интересные книги и дружила с великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.
Логопед: Надежда Дурова – первая русская женщина – офицер и одна из талантливейших писательниц своего времени (дети садятся)
II.
Посмотрите, это дом, где жила Н.А.Дурова
– из чего построен дом? (из бревен)
– назовите части дома (крыша, чердак, рама, забор, веранда)
– какие деревья растут возле дома? (березы)
– назовите профессии людей, которые работают в музее (директор, смотритель, кассир, научный сотрудник, экскурсовод, охранник)
– какие звуки чаще встречаются в этих словах? (“р” – “рь”)
Логопед: В Музее Н.А.Дуровой находятся залы, которые рассказывают о жизни этой удивительной женщины от самого её рождения до последних дней жизни. И сейчас наши экскурсоводы познакомят со всеми его залами.
Реб: Первый зал называется “Детство”. Надя родилась в военное время. Папа очень любил свою дочку, он научил её читать и писать, а маме трудно было усадить дочку плести кружева, потому, что девочка пропадала на конюшне и лазила по деревьям. (Фото – приложение )
Логопед: Посмотрите на фотографии этого зала и назовите предметы со зв “р” (рукомойник, проигрыватель, кружева, перо, чернильница, барабан, забор, горшки)
– Молодцы!
Реб: Второй зал музея называется “Военная служба”. 10 лет служила Н.А.Дурова в Русской армии. В Музее находятся красивые мундиры, сабли, ружья, пистолеты. В Музее имеется восковая фигура Н.Дуровой – подарок мэра нашего города. (Фото – приложение )
Логопед: Назовите предметы со зв “р” (ядра, ружье, кираса, кивер, мундир).
Составьте предложение с этими словами (Воины закрывали кирасой свою грудь На голове красивый кивер. Пушки стреляли ядрами. Гусары носили красивые мундиры.)
Реб: Третий зал – “Литературная деятельность”. Н.Дурова вела дневники, куда записывала интересные события. Она была знакома с великим поэтом А.С.Пушкиным. Он рассказал, что Н.Дурова очень талантливая писательница. (Фото – приложение )
Логопед: Прочитайте предложения и вставьте пропущенные предлоги (дети читают предложения с доски):
РУКОПИСИ ЛЕЖАТ СТЕКЛОМ (под)
ПЕРО ЛЕЖИТ СТОЛЕ (на)|
КРЕСЛО СТОИТ СТОЛИКА (около)
ПОРТРЕТЫ ВИСЯТ СТЕНЕ (на)
– Прочитайте слова со зв “р” – “рь”
III.
Физ. минуткаН.А.Дурова в детстве была очень сильная, смелая и шустрая девочка. И чтобы нам быть такими же, мы немножко разомнемся. (танцевальные движения под музыку “Город”)
IV.
Реб: Четвертый зал называется “Жизнь в Елабуге”. Этот зал рассказывает о последних годах жизни Н.А.Дуровой. в этом доме она прожила 25 лет. Одета она всегда была в мужской костюм, в руках была трость. На столике находится трубка, которую она курила до конца дней. Жила она просто. (Фото – приложение)
Логопед: 1.Назовите предмет, который подходит к заданной схеме:
0000000 (самовар)
00000 (фонарь)
– напечатайте на экранах эти слова.
2. “Что справа, а что слева?”
На доске фотографии: трубка, фонарь, самовар, кресло, дорожная сумка.
Дети: Справа от фонаря – самовар, а слева – трубка.
V.
Вот и подходит к концу наша заочная экскурсия в музей – Усадьбу Н.А.Дуровой. Мы с вами ребята, обязательно сходим и узнаем много нового и интересного о нашей героине. Давайте сделаем красивые тюльпаны и потом возложим их у памятника Н.А.Дуровой (Дети под музыку выполняют оригами “Тюльпан”)
– Молодцы! Всем спасибо!