Цель:
- Формировать понятие о образовательной роли суффиксов.
- Закрепить умения преобразования слов при помощи других частей слова: приставки и окончания. Разбор слова по составу.
- Развивать слуховое и зрительное внимание и память .
Оборудование: учебник, тетрадь, таблички, маски, рисунки, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
(слова учителя)
А пока проверь дружок,
Ты готов начать урок? (дети хором говорят "да")
Все ль на месте? (дежурныйотвечает)
Всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Тихо сели:
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем мы урок.
II. Проверка домашнего задания
- Вам было задано дома выучить правило. Мне расскажет:
- Какой номер упражнения вы выполняли дома? Откройте тетради. Сейчас мы проверим с вами , как и кто его выполнил.
- Прочитайте, какие пары у вас получились. А такжепроговорите какие в этих словах "беглые буквы":
Огонь - огни, сон - сны, рожь - ржи, пень - пни, рот - рта, мох - мха.
III. Постановка темы и цели
- А сейчас я вам задам хитрые вопросы, а вы подумаете и ответите?
- Вот у меня дом. (слайда № 1)
1 ) - Как дом превратить в маленький дом?
- Что поможет? (суффикс)
- Какой суффикс? (- ик)
(слайдов №2)
2) - Как превратить дом в большущий дом ?
- При помощи чего? (суффикса)
- Какого суффикса? (-ище)
(слайдов № 3)
- Ваши ответы верны. Вы образовывали слова при помощи одной части слова.
- Какая это часть слова?(суффикс)
- Вот сегодня мы с вами будем образовывать слова при помощи суффиксов и получать совершенно новые слова.
IV. Минутка чистописания
1) - Запишите число, месяц, классная работа. Сегодня двадцать четвертое ноября, классная работа.
- Как мы с вами на письме обозначаем суффикс?(домиком)
- Вот и сейчас вы всю строчку напишите не отрываясь вот такие элементы:
2) (Сценка - выходят автор и говорит)
Школа новая стояла
И скучать она не стала,
(выходит учащийся с табличкой " ШКОЛА") (рисунок № 1.)
ШКОЛА
В гости суффикс -Н- пришёл
И приставку -ПРИ- привёл
(взявшись за руки входят два учащихся с табличками "Н" "ПРИ")
(рисунок № 2.)
Подружились они
И пошли гулять они на пришкольные сады.
3) - С красной строки , с большой буквы запишите, то слово, которое у нас получилось
ПРИШКОЛЬНЫЙ
- Выделите части слова , которые вы знаете.(рисунок № 3.)
- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс)
- Какие части слова выделили?(окончание, корень, приставку, суффикс)
- К доске пойдёт выполнит эту работу : (рисунок № 4.)
4) - Придумайте предложение с этим словом.
На пришкольном участке посадили цветы.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
(посадили где? на участке, на участке каком? пришкольном)
V. Работа по теме
1) - Скажите , у каких животных в названии их встречаются суффиксы: -ат-, -ят-. (котята)
(выходят котята и поют песню)
(рисунок №5.)
Мы весёлые котята,
Очень резвые ребята.
Любим прыгать и скакать,
Кверху хвостики держать.
(показ табличек "кот", "котята" )
- Подумайте и скажите , какие ещё есть уменьшительно-ласкательные суффиксы? ( "ик")
(рисунок № 6.)
(выходят медвежата и читают стихи)
(рисунок № 7.)
Перед вами мишки -
Бурые топтышки.
Любим мы малину есть,
На пеньке в лесу присесть.
(вывешиваются таблички "медведь", "медвежата")
- Что ещё вы заметили в этих словах?(идёт чередование букв "д" и "ж")
- А как же мы с вами назовём одного маленького медведя? ("медвежонок")
(рисунок № 8.)
- Значит, слова с суффиксами -ат-, -ят-, -ик- называют маленьких котят, медвежат. Это уменьшительно-ласкательные суффиксы.
2) А сейчас нужно правильно собрать слова. Они потеряли свои суффиксы и поэтому в них нет смысла.
(на доске весят суффиксы -щик- , -тель- , -ник- ;
и слова: укроти- , фокус-, дрессиров- .)
- Какое первое слово? (укротитель)
(рисунок № 9.)
- Второе какое получилось слово? (дрессировщик)
(рисунок № 10.)
- И последнее ,какое слово? (фокусник)
(рисунок № 11.)
- Где эти слова встречаются? Как одним словом назвать эти слова? (профессии)
3) Есть суффиксы , которые "увеличивают" слова . В этом нам поможет Красная Шапочка.(выходит Красная Шапочка)
(рисунок № 12.)
Как то раз пришла я в гости
К бабушке своей,
Подошла я к ней и села ,
Стала угощать,
И вопросы ей я стала задавать:
- Бабушка а почему у тебя такой грубый голос?
- Но это был не голос, а голосище.
(вывешивается таблички : "голос" "голосище")
(рисунок № 13.)
- Бабушка, а почему у тебя такой огромный нос?
- Но это был не нос, а носище.
- Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
- Но это были не глаза, а глазище.
(рисунок № 14.)
- Бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?
- Но это были не зубы:::.
- Ребята, помогите, что же у него большое? (зубище)
(рисунок № 15.)
VI. Физминутка
- А сейчас мы с вами поиграем. Вышли из-за парт. Если я называю слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, то вы приседаете. А если я говорю слова с увеличительными суффиксами, то вы встаёте и поднимаете руки вверх, делая из них домик.
- В сем всё понятно? Тогда начинаем:
Портфельчик, домище, книжище, голубок, книжечка, портфелище, бабулечка, медвежище, штанищи, медвежонок,зёрнышки.
(рисунок № 16, рисунок № 17, рисунок № 18.)
VII. Работа с учебником
- А сейчас открыли учебники на странице 128 и будем выполнять упражнение №96 и на доске и в тетрадях.
(рисунок № 19, рисунок №20, рисунок 21, рисунок № 22, рисунок № 23.)
- Прочитайте задание к этому упражнению. Что нужно сделать?
(самостоятельная работа)
2) Следующее упражнение, которое мы с вами выполним, это №97. Прочитайте задание к упражнению. Что вы будете делать?
(списываем, выделяем :окончание, корень, суффикс, приставку)
VIII. Домашнее задание
- Запишите домашнее задание : страница 128 упражнение99. Прочитайте задание к упражнению. Что вам нужно будет сделать? (списать, выделенные слова разобрать по составу)
- Это что значит? (выделить окончание, корень, приставку, суффикс)
- Подобную работу вы выполняли в классе.
IX. Итог
- Какие орфограммы и правила вы закрепили на уроке?
- Как вы образовывали слова?
- При помощи чего?
Каких суффиксов?
- Где находятся суффиксы в словах?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- С каким настроением вы покидаете этот урок?