Цели:
- познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к музыкальной культуре Польши;
- развитие логического мышления, речи, познавательной активности через проблемные ситуации;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Задачи:
- научить определять особенности музыкального языка танцев;
- сформировать наглядно-образное представление о танце;
- обучать умению размышлять о музыке и её авторе.
Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля.
Жанр урока: тематический
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: проектор, синтезатор, тексты песни, презентация.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Добрый, день - 2 раза, добрый день ребята! Добрый, день - 2 раза, добрый день учитель!
Настроенье, каково? Настроенье, во!
Что ж тихонечко садитесь, и работать не ленитесь. Отправляется сейчас в путешествие весь класс.
Посмотрите на экран, что же видите вы там?
Слайд 1. Звучит музыка М.И.Глинка увертюра к опере "Иван Сусанин"
Большой театр оперы и балета. Театр оперы и балета в Ижевске. Театр Ла Скаала.
Ответы учащихся
Слайд 2.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
А.С.Пушкин
Мы в музыкальном театре. Вспомните, что такое театр?
Слайд 3. Теа?тр (греч. ??????? - место для зрелищ) - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.
Слайд 4. Кто в театре ставит действие? Режиссёр. А кто сопровождает действие на сцене? Оркестр во главе с дирижёром.
Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на этой сцене? Оперы и балеты.
Что такое опера? Балет? Как называют людей, которые пишут эти произведения? Назовите произведения и их авторов.
А сейчас внимание на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите? Назовите автора, дайте название и докажите правильность ответа.
Слайд 5. Ария из оперы Иван Сусанин.
Слайд 6. Название оперы
Слайд 7. Вспомните её содержание.
Сегодня театр приглашает нас вновь занять по удобней места и продолжить знакомство с этой оперой. Мы отправляемся на бал.
Мимическая мускулатура. "Мы поедем все на бал. Мы поедем все на бал? Мы поедем все на бал!"
А что такое бал?
Слайд 8. Бал с картинкой (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball - танцевать) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.
Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.
Как называются танцы, которые танцуют на балах? Бальные.
Какие вы знаете бальные танцы? Откуда вы знаете эти танцы?
Слайд 9. Мы отправляемся на бал, и тема нашего урока звучит так "Бал в замке польского короля". Она созвучна названию 2 действия оперы. Как вы думаете, что мы должны узнать?
Закройте глаза и представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами - 4 танца звучат один за другим: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка. С каким из танцев вы знакомы? Расскажите о нём.
Давайте мы их послушаем и поближе познакомимся с ними.
1. Ваша задача соотнести название танца с его музыкальной характеристикой и поставить танцы в той очередности, в которой они звучат на балу. В выборе слов вам поможет словарь эмоциональных терминов.
Звучат фрагменты танцев без перерыва по 20 секунд каждый
Слайд 10, 11, 12, 13, 14
Слайд 15 Ответы детей.
Слайд 16.
2. Почему бал открывает полонез Полонез (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais - польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Возникший в Польше около XV века под именем "ходзоный" (польск. chodzony) полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он стал непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.
Слайд 17. Видео танца.
Физкультминутка движение полонеза. А вы бы хотели подробней узнать о 3 танцах?
Слайд 18. Пусть это будет вам домашним заданием. Узнать, что означают эти слова и их история появления. Где будете искать?
3. А сейчас подумайте, поляки захватчики. А М.И.Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?
- Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.
Слайд 19. А что такое культура? То, что создано человеком.
М.И.Глинка "не скрывал и не прятал красивых качеств" польской культуры. Она была ему дорога.
"Совесть великого художника, - не позволяла М.И.Глинке фальшиво искривлять польское".
О чём нам говорят эти слова? Об интернациональности музыкального языка. Язык музыки понятен всем.
Почему характеристика поляков представлена танцами?
Польша - танцевальная страна: подберите к слову Польша однокоренные слова, связанные с танцами - Польша-полька-полонез. Охарактеризуйте народ, опираясь на полученные знания?
Слайд 20. Закончен бал, погасли свечи
Прощай сегодня наш театр до новой встречи.
Закрылся занавес. Что ж, вспомним, где побывали мы сейчас? На Балу
С чем познакомились тот час? Бальными танцами. Перечислить.
Оставим в памяти тот миг и сочиним про это стих.
Слайд 21.
Синквейн.
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4 слов
Вывод.
А мы можем поехать на бал? Как он называется? Дискотека. Чем отличается от бала? Какие там танцы звучат.
Физкультминутка.
Послушайте песню, дайте ей название и скажите, можем ли мы использовать эту песню на нашей дискотеке? (по выбору учителя)
Распевания. Дыхательная гимнастика. Скороговорка. "Где пропадал ты?"
Разучивание песни слова на парте.
Подведение итогов.
Спасибо вам хочу сказать я за урок.
Общаться с вами было очень мне приятно.
К концу подходит время, наш урок
В душей своей оставлю,
Ну, так что ж, желаю вам успехов всем, ребята!