Программа элективного курса "Общественно-полезная деятельность" для учащихся 1-х классов

Разделы: Начальная школа


1. Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Актуальность проблемы

Многие годы школьное воспитание было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. А ведь младший школьный возраст предполагает не только овладение ребенком знаниями, умениями и навыками, но и становление базовых свойств личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-личностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в отношениях с другими людьми.

Действительно, маленькие дети находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Общеизвестно, что дети эгоцентричны, потому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Такое общение ребёнок может получить в общественно-полезной деятельности.

Важна эта работа и для взрослых, родителей и педагогов. Как помочь человечку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологической защиты? Ребенок беспомощен перед жизненными трудностями, но мудрость взрослых дает ему защиту. Именно взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка, сохранения его психологического здоровья, пробуждения скрытых резервов, духовного роста, успешной самоактуализации.

2. Цель, задачи образовательной программы

Цель программы:  Формирование общего пространства общения и взаимодействия учащихся и преподавателей, выстраиваемого в рамках ОПД.

Задачи:

  • Оказать помощь педагогам, родителям в освоении детьми соответствующих нравственных ценностей через организацию социального опыта на основе партнерства.
  • Обеспечить преемственность между всеми сферами социального становления ребенка.
  • Педагогические принципы и подходы

Программа основывается на общедидактических принципах обучения младших школьников.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

3. Отличительные особенности программы

Блок. ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ

Задачи:

  • привлечь внимание детей к общественной значимости труда взрослых в гимназии;
  • формировать навыки поведения на основе определенных правил взаимоотношений взрослых и детей;
  • оказать помощь детям в освоении навыков бережного ухода за материалами, пособиями, книгами, вещами.

Блок. МЫ И ВЗРОСЛЫЕ.

Задачи:

  • пробуждать желания помогать окружающим, выполнять несложные поручения;
  • проявлять вежливость и сопереживание, адекватно выражать радость и восхищение.

Блок. МОИ ДРУЗЬЯ.

Задачи:

  • проявлять чувства симпатии друг к другу, приветливости и доброжелательности во взаимоотношениях,
  • оказывать посильную помощь сверстникам, участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей целью, общим результатом деятельности.

Содержание деятельности:

4. Краткая характеристика участников.

Целевые группы:

  • Учащиеся в возрасте 6,5-8 лет.
  • Родители учащихся.
  • Сотрудники гимназии.

Вид детской группы: экспериментальная.

Состав детской группы: переменный.

Особенности набора обучающихся: свободный.

5. Режим организации занятий.

Количество часов
В неделю В год
0,5 16,5

6. Ожидаемые результаты

Программа будет способствовать:

  • формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом;
  • выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы.
  • укреплению связи школа-семья.
  • укреплению внутрисемейных отношений;
  • формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;
  • расширению ботанических знаний о растениях;
  • развитию художественного вкуса, фантазии;
  • выявлению задатков гармонии, которые необходимы человеку для определения своего места в социуме;
  • повышению интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
  • расширению знаний о профессиях.

7. Учебно-тематический план

Тематика целевых прогулок, совместной деятельности, игровых ситуаций Формы деятельности
1 Мы теперь ученики. Организация дежурства.
2 Все готово для ребят. Трудовой десант.
3 Огород у нас в гостях. Выставка поделок.
4 Каждой вещи свое место. Сюжетно-ролевая игра.
5 Как лечат врач и медсестра? Экскурсия в медицинский кабинет.
6 Кто так вкусно нам готовит? Экскурсия в столовую.
7 Уход за растениями. Работа по озеленению.
8 Наши добрые дела. Выставка новогодних игрушек.
9 Говорят у мамы руки золотые. Выставка фотографий.
10 Сделал сам, помоги другу. Сюжетно-ролевая игра.
11 Поздравляем мальчиков. Изготовление открыток.
12 Поздравляем девочек. Изготовление открыток.
13 О нас заботятся взрослые. Профориентационная беседа.
14 В гимназии все профессии важны. Встречи с сотрудниками.
15 Как украсить игровую площадку? Сюжетно-ролевая игра.
16 Я - помощник. Конкурс помощников.
  Итого: 16,5 часов.  

Листок достижений учащихся 1   класса по внеучебной деятельности “ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”

СЕНТЯБРЬ–ОКТЯБРЬ

Ф.И. Дежурство по классу Трудовой десант Организация рабочего места Выставка поделок
портфель парта принадлежности учебники
                           
  + -