Открытый урок математики «Обобщение изученного по теме "Действия с величинами"» в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обобщить знания учащихся о соотношении единиц величин.
  • Стимулировать детей к самостоятельному поиску новых действий при работе с величинами
  • Организовывать работу учащихся в малых группах по методу сотрудничества;
  • Повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
  • Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: У каждого ребенка на парте лежат разноцветные рабочие листы трех вариантов, цвет листов зависит от возможностей ребенка. 1 вариант - повыщенный уровень, 2 вариант - базовый уровень, 3 вариант - стандартный уровень; три конверта с карточками, презентация.

Приложение 1

Приложение 2

I. Оргмомент. Определение цели урока

- Математику, друзья, не любить никак нельзя.
Очень строгая наука, очень точная наука,
Интересная наука, эта математика.

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Слайд 3- 4.

"Как много на свете нужных вещей.
О них мы узнать спешим поскорей.
Сейчас величины мы все повторим,
Задания выполним, всё закрепим".

24 см 7 км 4 м 1 500 кг 7 400 м 12 т
2 дм 5 см 14 ц 400 2 см 3 мм  

- Какая карточка лишняя. Почему? (Тема урока Слайд 3)

II. Устный счет. Работа в группах.

- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа получит конверт с такими карточками. Разделите эти карточки на группы и расположите в порядке убывания. Слайд5.

Группа, которая быстрее выполнила задания, выходит к доске и располагает карточки в соответствии с заданием. Cлайд 6.

- Пока ребята работают у доски, каждая группа сверит свою работу с работой на экране.

- Проверим группу у доски.

- Теперь переверните карточки и соберите слово..

III. Сообщение темы урока. Слайд7.

- Сегодня на уроке мы будем в роли мультипликаторов и попробуем сочинить новую серию про Леопольда и двух мышатах. Но, чтобы наша работа была успешна сначала выполним упражнения на внимание. Слайд 8, 9.

IV. Работа по теме урока.

Кадр 1. Мыши в магазине.

- Ребята у каждого из вас на парте лежат листы разного цвета, на которых указан вариант. Задания вы сможете прочитать как на экране, так и на ваших листах. Слайд 10.

- Леопольд отправил мышей в магазин за продуктами, намекнув, чтобы они купили для него больше любимой еды, чем для себя. Но хитрые мыши сделали наоборот. Масса каких продуктов больше (кошачьих или мышиных)? На сколько граммов масса сметаны меньше массы крупы? Во сколько раз масса сыра больше массы сосисок?

Сосиски - 150 г Сметана - 250 г
Сыр - 3 кг Крупа 1 кг 500 г

- 1 вариант готовит ответы на все вопросы.3 вариант на второй вопрос.2 вариант - на третий вопрос.

- Сейчас ребята 1 варианта ответят нам на первый вопрос. Проверка с опорой на экран

Слайд 11.

- Ребята 3 варианта ответят на второй вопрос. Проверка с опорой на экран.

- Ребята 2 варианта ответят на третий вопрос. Проверка с опорой на экран

Зарядка для глаз. Слайды 12-14.

- Прилетела бабочка в нашу мультисказку, попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.

- Пчелка по делам летела, отдохнуть чуть-чуть присела, глазками ее поймайте и за ней понаблюдайте

Кадр 2. Сборы. Слайд 15.

- Собираясь на рыбалку, Леопольд отмотал для удочки 12м 94 см лески. Но мыши тайком отрезали от лески Леопольда для своих удочек кусок такой длины, что у Леопольда осталось 763 см лески. Сколько денег сэкономили мыши, если 1 см лески стоит 2 к.?

- Ребята, как вы понимаете вопрос задачи?

- 1 вариант работает самостоятельно, 2 вариант заполняет необходимые сведения в схемах. Ребята 3 варианта работают со мной. 1 ребенок выходит к доске, изображает схему, составляет план решения задачи. Далее дети работают самостоятельно.

Проверка: на экране записаны два варианта решения задачи. Слайд 16 -17.

- Поднимите руки те ребята, кто решил задачу 1 способом? Вторым?

Какой способ более рационален? Как решать задачи с величинами, имеющими разные наименования?

Кадр 3. Наживка для рыбы. Слайд 18.

- Леопольд заранее решил нарыть червей и выкопал несколько ямок следующей формы:

 - В виде каких геометрических фигур изображены ямки? Установите закономерность в построении геометрических фигур, и определите, какая фигура будет следующей (квадрат)

- Ребята 1 варианта отвечают на вопросы на своих листах. Остальные ребята работают устно.

- Чему равна сторона квадрата, если его площадь 81 м? (9 см)

- Ребята 1 варианта должны были ответить на вопрос: на сколько квадратных сантиметров увеличится площадь квадрата, если его сторону увеличить на 1 см. (на 19 см))

- Поясните, как рассуждали.

Упражнения для осанки. Слайд 19.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания - руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись -
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

Кадр 4. Время встречи. Слайд 20.

Леопольд с мышами договорились о времени встречи, чтобы отправиться на рыбалку. Но потом запутались во сколько им нужно встретиться. Нам нужно выяснить, кто из наших героев прав, то есть определить время встречи. Но сначала назовите время на каждом циферблате.

Чтобы узнать о времени встречи, надо 2 и 3 варианту произвести вычисления в своих листах, а 3 варианту разгадать закономерность и найти соответствующую величину.

5 ч 40 мин, 370 мин, 6 ч 40 мин, 430 мин, ...

(Время встречи в 7 часов 40 минут. Прав серый мышонок.)

Кадр 5. Улов. Слайд 21 - 22.

- Леопольд с мышами пришли на озеро ловить рыбу. Улов был удачный. У Леопольда в ведре рыбы больше, чем в котелке у мышей. Хитрые мыши положили в ведро еще 1 кг 200 г рыбы, а в котелок 3 кг 350 г. Где рыбы стало больше и на сколько? (В данном тексте не хватает данных. Карточка со словом больше, переворачивается обратной стороной, на которой записано "больше на 2 кг 300 г".

V. Домашнее задание.- Наше время подошло к концу. Я предлагаю вам продолжить начатую мной учебник- мультисказку, которую я начала и придумать продолжение истории про Леопольда и мышат. Те задачи, которые вы составите, мы будем решать на последующих уроках. Но вы можете выбрать себе и другую работу на дом:

Слайд 23. 

VI. Итог

- А теперь давайте подведем итоги нашей работы. Я предлагаю каждому варианту ответить на свой вопрос, который вы видите на экране: Слайд 24.

- Что на уроке повторяли?

- С какими величинами работали на уроке?

- Чему учились на уроке.

VII. Выставление оценок.

Литература.

  1. Г.Г.Шмырева, С.М. Нестерович "Обобщающие уроки по теме "Величины". Журнал "Начальная школа" № 3 / 2000