Дополнительная образовательная программа "Бумажное творчество"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в группе подростков для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом его интересов и наклонностей. Занятия по данной программе помогают участникам реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность работы заключается в умении педагога поддерживать интерес учащихся к собственным достижениям и успехам.

Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Для этого мною разработана программа “Бумажное творчество”. Особенно актуальным становиться использование доступной сырьевой базы, не требующей дополнительных финансовых затрат, специальных условий хранения и заготовки, а самое главное используемый материал должен быть экологически чистым, не причиняющим вред здоровью ребенка. В реализации данной программы используется материал, не вредящий здоровью – упаковочный картон, цветной гофрокартон, бумага. Важным аргументом в пользу и значимость занятий по программе “Бумажное творчество” служит тот факт, что такой рабочий материал самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом.

Программа ориентирована на целостное освоение материала: учащиеся эмоционально и чувственно обогащаются, приобретают художественно-конструкторские навыки, совершенствуются в практической деятельности, реализуются в творчестве. Программа нацелена на развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой. Простота и доступность материала – упаковочного картона для коробок, цветной бумаги, рисовой бумаги дает возможность их применения на практике.

Бумага – (хлопок) материал преимущественно из растительных волокон, древесины. Картон – разновидность бумаги; Несложные приемы и безграничная фантазия детей способны сотворить с помощью этих материалов целый увлекательный мир. Из перечисленного материала предлагается изготовить панно, картины, фоторамки, талисманы, кулоны, бутоньерки, открытки, сувенир - шкатулка, объемные модели различных модулей и игрушек.

Бумажное творчество – один из самых простых, увлекательных и доступных видов деятельности в творчестве. Здесь подростку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а в работе - тщательности в исполнении.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги (картона) сохранять придаваемую ей форму, поддается любым изменениям, известный запас прочности позволяет делать не только творческие работы, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (открытки, коробочки-шкатулки для подарков, предметы интерьера и т.д.).

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, фиксирование на клей – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Участники программы постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми вариантами работ и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.

Занимаясь по программе “Бумажное творчество”, участники приобретают следующие навыки:

- конструкторской деятельности (в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

- учебно-исследовательской работы (чтобы сделать работу, необходимо запомнить последовательность ее изготовления, придумать новые свои композиционные решения);

- дизайнерской деятельности (составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков, умение выполнять разметку листа бумаги);

- опыт работы в коллективе (умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения).

- прослеживается межпредметная связь с уроками черчения (занятия предусматривают разлиновку листа бумаги, гофрокартона, работа с чертежными материалами, циркулем).

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Использование такого приема, как устный отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пошаговой карте способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Украшая свои творческие работы, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат таких занятий не только конкретный – поделки, творческие работы, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Деятельность участников программы на занятиях строиться в определённой последовательности: выбор направления деятельности; определение с сюжетом; составление эскиза, композиции; подбор бумаги, картона; изготовление деталей, элементов; раскладывание их, фиксирование; оформление работы.

Выполняя разные работы по сложности, используя дифференцированный подход, формирующий знания и умения детей, создаются условия для выбора деятельности в соответствии со своими возможностями для получения удовлетворения от достигнутых результатов. Педагог в реализации данной программы предлагает участникам познакомиться с областями творческой ориентации, с интересными технологиями бумажного творчества такими как:

- “Квилинг” (бумагокручение)

- “Модульное оригами”

- “Чигири-э” - техника Японского искусства (или техника обрывной аппликации)

- “Картонопластика”

- “Картонное кружево”.

Занятия проходят в специально оборудованном кабинете. Количественный состав групп 13-15 человек, не требующих предварительной, специальной подготовки. Программа строится по принципу личностно-ориентированного взаимодействия.

Программа “Бумажное творчество” предназначена для детей в возрасте 11-16 лет, включающая 12 занятий которые реализуются с учетом конкретных условий ФГОУ ВДЦ “Океан”:

- кратковременность обучения;

- интенсивность;

- разноуровневый, разновозрастной состав;

- сборный состав группы (отряды, делегации).

Учебная программа рассчитана на поэтапное освоение материала с одновременным закреплением его на практике. Для более успешной реализации программы созданы дидактические пособия, сформирована картотека наглядных пособий по видам деятельности, имеется ряд медио-ресурсов с образцами, схемами согласно технологии, технологические карты, методические рекомендации по изготовлению разнообразных изделий, отличающихся по степени сложности. Это позволяет в рамках занятий выполнить разные изделия работ.

В содержание программы входит ознакомление с теоретическим материалом по темам: “История возникновения “Квилинга” (речь идет о бумагокручении), “История развития орнамента”, “Орнаменты народов мира”, “Геометрические узоры”, “Теория цвета”, “История возникновения бумаги”. В ходе занятий при раскрытии той или иной темы подростки знакомятся с видами картона, бумаги, со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества; овладевают основами знаниями в области композиции, формообразования; Расширяют запас знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Учатся подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет. Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов. Участники программы знакомятся с основными видами работ из бумаги. На занятиях получают сведения о технике безопасности при работе с колюще-режущими инструментами, необходимые для правильного поведения в период работы с ними.

В процессе реализации программы дети осваивают разной степени сложности технологические этапы, приемы заготовки гофрополос, модулей, элементов, учатся принципу отрывной (обрывной) аппликации из рисовой бумаги, приемам фиксирования материала на основу работы. Обучение предполагает творческий подход, развитие фантазии, смену видов деятельности, развивает моторику рук, что важно для подростка. В процессе работы дети учатся концентрировать внимание на работе, аккуратно фиксировать детали. В организации педагогического процесса создается такая среда, в которой подросток раскрывает свои способности, свой внутренний мир и чувствует себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс применяемых методов, форм, средств обучения.

Основными формами организации образовательного процесса являются:

  • Учебно-практические занятия.
  • Самостоятельная работа (самостоятельное применение знаний, умений).
  • Изучение, освоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация).
  • Защита проекта.
  • Презентация работы.
  • Выставка детского творчества.

В процессе реализации программы участники работают по следующим формам организации учебного процесса:

- индивидуальная форма обучения - предполагает самостоятельную работу обучающихся и помощь педагога каждому ребенку, при этом, не уменьшая активности подростка, содействовать отработке навыков, умений;

- групповая форма - при работе в группах детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности;

- фронтальная форма - предусматривает подачу учебного материала по темам всему коллективу, знакомство с приемами овладения технологией, с последующей отработкой их на практике. Все это способствует быстрому и качественному выполнению работ.

Отличительными особенностями программы “Бумажное творчество” являются:

- способность совместить в одной программе, пять совершенно разных технологий, видов деятельности, но имеющие одно производное начало – работа с бумагой;

- способность содержания программы прививать социально значимые качества, которые могут пригодиться в предпрофессиональной подготовке;

- дифференциация учебно-воспитательного процесса (разноуровневость, возможность объединения детей на основе общих интересов);

- индивидуализация (регулирование времени, темпа, организации пространства при освоении содержания программы).

- обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации участников программы.

- подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками.

Цель программы: Овладение различными видами техник из бумаги и картона в процессе творческой деятельности.

Задачи.

Обучающие:

  • обучить основам знаний в области бумажных техник;
  • формировать образное и пространственное мышление, творческие способности, воображение;
  • обучить навыкам и умениям при работе с различными видами материалов;
  • углубить знания в области работы с ИКТ (использование схем, технологических карт, медиаресурсов)

Развивающие:

  • развить мотивацию к определенному виду бумажных техник;
  • развить познавательную активность, самостоятельность;
  • сформировать положительную мотивацию в учебной деятельности

Воспитательные:

  • воспитать эмоционально-положительное отношение к труду;
  • воспитать личность умеющую видеть и понимать красоту окружающего мира

Основные общепедагогические принципы.

  1. Принцип природосообразности и целостности (систематичность и цикличность работы со всеми детьми, одновременный учет возрастных особенностей).
  2. Принцип ценностно-смыслового равенства (взаимосвязь обучения и творчества, общая цель и интересная совместная деятельность).
  3. Непрерывность, принцип преемственности и последовательности (педагог не должен допускать бессистемности, прерывания педагогического процесса).
  4. Принцип действенности (не останавливаться на достигнутом).

Основные принципы обучения.

  1. Доступности материала, экспонатов, предлагаемой деятельности.
  2. Многообразие, использование разнообразных видов деятельности – панно, картины, объемные работы.
  3. Коллективности (введение элементов коллективной деятельности).

Методы обучения.

  1. Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
  2. Наглядные (демонстрация образцов, элементов, работа с картотекой).
  3. Практический (выполнение работ, использование медио-ресурсов на занятии).
  4. Метод параллельного действия (показ приема педагогом и одновременное выполнение участниками программы)

Вышеперечисленные формы и методы в процессе взаимоотношений педагога и подростков выступают как виды взаимообогащения, со-действия, со-творчества, способствующие качественной реализации программы.

Предполагаемый результат

В результате реализации программы участники получат знания, умения и навыки по оформлению работ из бумаги в разных техниках, научатся читать работу по схемам, познакомятся с историей возникновения бумаги, композиционным построение работы. Знания, которые приобретают подростки на занятиях мастерской, способствуют эстетическому и художественному развитию (чувство цвета, умение подобрать по фактуре бумагу, в соответствии с видом деятельности и технологии). Реализация программы считается успешной при условии, если в конечном результате происходит формирование творческой личности подростка, умеющем проецировать полученные в ходе освоения программы знания и умения на деятельность. У ребенка формируются личностные качества: трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, умение добиваться цели, ответственность, креативность. Участники программы имеют возможность участвовать в выставке детского творчества своей мастерской; владея основами бумажного творчества, могут обучать своих сверстников, проводить мастер-классы. Хорошо владеющие технологией обучают желающих заниматься данным видом творчества. По прибытию в свои регионы из ФГОУ ВДЦ учащиеся могут самостоятельно заниматься, так как технология и материал прост и доступен.

В результате реализации программы учащийся будет знать:

  • специфику технологии изготовления работ, с учетом имеющихся возможностей наличия материала;
  • последовательность ведения работы (замысел, эскиз, выбор материала, пошаговую инструкцию, приемы изготовления);
  • прочность отработанных умений и степень их автоматизма;
  • основные технологические этапы работы;
  • технику безопасности с колюще-режущими инструментами;
  • теоретический материал согласно темам: историю возникновения бумаги, орнамента, специфику составления композиций и т.д.

В результате реализации программы учащийся

будет знать:

  • различные виды техник из бумаги и картона;
  • специфику технологии изготовления работ;
  • последовательность ведения работы;
  • технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;

будет уметь:

  • применять основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание, гофрирование, обрывание;
  • аккуратно, правильно работать с инструментами;
  • грамотно подбирать сырьевой материал, согласно технологии и вида деятельности;
  • принимать собственные цветовые, композиционные решения;
  • самостоятельно исправлять “погрешности” в работе;
  • самостоятельно работать со средствами ИКТ .

Программа “Бумажное творчество” может быть использована в системе дополнительного образования, школах, центрах детского творчества.

Учебно-тематический план

Название темы Всего часов Из них
теория практика
1 Вводное занятие. Знакомство с детьми, с содержанием работы мастерской, техникой безопасности. 1 0,7 0,3
2 Основы технологического процесса оформления работ по видам бумажного творчества. 1 0,5 0,5
3 Оформление работы в техниках бумажного творчества.
Приемы подготовки материала, деталей.
Элементы заготовки гофрополос, бумажных полос, модулей.
1 0,2 0,8
4 Оформление работы в техниках бумажного творчества. Приемы подготовки материала, деталей. Элементы заготовки гофрополос, бумажных полос, модулей и их оформление. Приемы склеивания гофрополос, бумажных лент, работа со схемами. 1 0,2 0,8
5 Оформление работы в техниках бумажного творчества. Оформление работы по выбранной технологии: из упаковочного картона, из цветного гофрокартона, из цветной или рисовой бумаги 1 0,2 0,8
6 Оформление работы в техниках бумажного творчества. Оформление работы по выбранной технологии: из упаковочного картона, из цветного гофрокартона, из цветной или рисовой бумаги 1 0,2 0,8
7 Оформление работы согласно эскизу, схеме 1 0,2 0,8
8 Оформление работы согласно эскизу, схеме 1 0,2 0,8
9 Оформление работы согласно эскизу, схеме 1 0,2 0,8
10 Оформление рамки. Приемы заготовки реечных полосок, гофрополос для рамок, элементов декора к работам. 1 0,3 0,7
11 Оформление рамки. Приемы заготовки реечных полосок, гофрополос для рамок, элементов декора к работам. 1 0,3 0,7
12 Итоговое занятие “Наши успехи”. Анализ, выставка выполненных работ. Диагностика. Фотографирование. 1 0,5 0,5

Итого: 12 часов

Содержание программы

Занятие 1

Тема: Вводное занятие. Знакомство с детьми, с содержанием работы мастерской, техникой безопасности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с содержанием предстоящей деятельности.
  2. Научить работать с инструментами, познакомить с техникой безопасности.
  3. Создать оптимальные условия для адаптации детей в мастерской.

Краткое содержание: организационные моменты (запись в журнал: фамилия, имя, территория, отряд, возраст). Слова приветствия педагога, озвучивание темы занятия. Игра на знакомство. Беседа о мотивации записи детей в мастерскую, преследуя цель снятия комплекса индивидуальности, обособленности. Рассказ об особенностях мастерской, частоте занятий, результатах. Знакомство через беседу с компонентами сырьевой базы, оборудованием, инструментами. При помощи тематических стендов обращаю внимание на виды деятельности в мастерской. Знакомство с техникой безопасности. Проведение инструктажа по т/б, знакомство с приемами пользования. Работа с инструментами. Физ. минутка. Заполнение журнала по т/б. Анкетирование (входящая анкета № 1).

Итог занятия: Рассказ о правильности и порядке уборки рабочих мест, уточнение о предназначенных местах для хранения инструментов, деталей. Анализ выполненных элементов.

Формы работы: занятие-беседа с детьми в диалоговой форме с демонстрацией образцов, работ, инструментов, технологических карт и наглядных пособий, знакомство-демонстрация базы данных медиаресурсов. Индивидуально-практическая деятельность. Фронтальная работа – рассказ, объяснение, демонстрация материала, фактуры. Акцентирую на простоте, доступности, здоровьесберегающем компоненте материала о его безвредности для состояния здоровья. Индивидуальная работа – наглядное самостоятельное знакомство с картой правил по т/б. Практическая работа: прием складывания базового элемента - модуля; прием подготовки гофрополос из цветного гофрокартона, из бумаги;

Методические рекомендации: используя игру на знакомство можно применять эмоционально насыщенные формы знакомства, например, через предмет, через лист бумаги, через ассоциацию себя с кем-то. Инструктаж по т/б рекомендуется проводить в игровой форме: используя цвет: красный – запрещается, зеленый – воспользуйтесь, желтый – подумайте для чего вам это надо. Для создания интереса к данному виду творчества и вовлечения подростков в деятельность в начале занятия необходимо показать готовые образцы работ, раскрыть план занятий в мастерской. С первого занятия дать возможность выбора детьми эскиза, шаблона, обратить внимание на скорость усвоения материала детьми. Первое занятие следует проводить эмоционально, это позволит подростку поверить в себя и создаст благоприятный климат в коллективе.

Наглядные пособия: образцы работ педагога, детей, компьютерная база медиаресурсов по бумажным тенологиям.

Дидактический материал: виды картона, бумаги, карта “правила пользования резаком”.

Оборудование: инструменты, клей, дощечки для резки картона, журнал по т/б, стеллаж для работ, рабочий стол с инструментами.

Ученик будет знать:

- содержание деятельности, специфику мастерской;

- т/б, п/б;

- сырьевую базу.

Ученик будет уметь:

- правильно и безопасно работать инструментами;

- вырезать детали из картона, бумаги;

- складывать бумажный модуль;

- различать картон по фактуре;

- склеивать гофрополоски по технологии;

- выполнять прием скручивания бумажной полосы в элемент, форму.

Занятие 2

Тема: Основы технологического процесса оформления работ по видам бумажного творчества.

Задачи.

  1. Заинтересовать детей работой с картоном, бумагой включая в активную творческую деятельность.
  2. Помочь освоить основы труда в технологическом процессе.
  3. Закрепление техники безопасности.
  4. Дать знания по осваиваемому виду творчества.

Краткое содержание: Объяснение технологии по видам бумажных техник. Конкретно: работа с картоном, гофрокартона, бумагой (рисовой, цветной). Обращение внимание на виды картона (трехслойный, пятислойный), отличия по фактуре и цвету. Возможные варианты оформления. Прием заготовки гофрополотна из упаковочного гофрокартона. Фиксирование внимания детей на основных терминах: шаблон, основа, гофра. Раскрываю этапы технологического процесса с обращением внимания детей на дидактические стенды (фотоэкспозиция). Физ. минутка. Рассказываю о выполнении работ и использовании всех необходимых инструментов в данной технологии: а) работы из упаковочного картона – панно, картины; б) работы из цветного гофрокартона – орнаментальные композиции, объемные работы; в) работы с двусторонним цветным гофрокартоном; г) подарочные объемные сувениры – валентинки, кулоны; д) работа с рисовой бумагой на стекле, картоне; е) бумагокручение (квилинг) – варианты и примеры работ. Практическая работа - прием закручивания бумажной ленты в элемент, оформление на открытке. Работа детей в микрогруппах с базой данных по выбору примера работы по любой области бумажного творчества.

Итог занятия: Повторение с детьми этапов технологии в разных видах деятельности, устный выбор техники бумажного творчества, уборка рабочих мест.

Формы работы, методы: Лекция с беседой и демонстрацией видов бумажных техник. Ознакомление с технологическими картами, схемами и их пользованием - самостоятельная работа.

Методические рекомендации: При раскрытии этапов технологии хорошо использовать наглядно оформленные планшеты, медиаресурсы. При закреплении этапов хорошо, если дети по группам составят устный технологический процесс. Следует отметить на возможность изготовления разных вариантов работ по форме, оформлению.

Наглядные пособия: раздаточный материал, фотоэкспозиции на стенде, медиаресурсы.

Дидактический материал: файлы с видами гофрополотна, картона, элементов из бумаги, декупажные карты на рисовой основе.

Ученик будет знать:

- этапы, приемы выполнения работ;

- необходимый материал для работ;

- технику безопасности.

Ученик будет уметь:

- научиться приемам и технологиям изготовления изделия (как по образцу, так и по собственному эскизу)

- пользоваться технологической картой, схемой.

Занятие 3

Тема: Оформление работы в техниках бумажного творчества. Приемы подготовки материала, деталей. Элементы заготовки гофрополос, бумажных полос, модулей.

Задачи: Вовлечение детей в творческо-преобразующую деятельность.

Развить у детей творческие способности.

Пояснения к началу занятия 3: К начальному этапу этого занятия у детей сформирован выбор по предстоящей деятельности в плане конкретной индивидуальной или коллективной работы. Таким образом, воспитанникам предлагается, поделиться по группам и своеобразным делением на группы учащиеся выполняют творческие работы по видам бумажных техник.

Краткое содержание по техникам бумажного творчества.

1. Техника “Картонопластика” - выполнение технологического процесса: выбор эскиза детьми, зарисовка на писчей бумаге. Деление на детали с последующим разрезанием на детали. Обвод деталей на картоне с учетом симметрии. Физ. минутка. Самостоятельно-практическая работа – с помощью резака и ножниц вырезание деталей из картона. Напоминание о т/б.

2. Техника “Квилинг” - выполнение приемов по нарезанию цветных бумажных лент и скручиванию их в элементы при помощи деревянной шпажки. Напоминание о т/б.

3. Техника “Модульное оригами” - заготовка базового цветного модуля, согласно схеме и количеству модулей. Грамотная разлиновка листа бумаги на прямоугольники (работа учащихся с раздаточным материалом). Напоминание о т/б.

4. Техника “Картонное кружево” - оформление эскиза на картоне, подбор сюжета, рисунков. Прием заготовки гофрополос из цветного гофрокартона. Самостоятельно-практическая работа – склеивание гофрополос с помощью клея ПВА. Напоминание о т/б.

5. Техника “Чигири-э” (техника рваной аппликации) – учащиеся определяются по основе у работы (стекло, картон). Если основа картон – самостоятельное формирование композиции из кусочков рисовой бумаги или копирование композиций с дидактического материала. Если основа стекло – использование декупажной карты на рисовой основе или фиксирование фрагментов рисовой бумаги по начерченным линиям пером черной или цветной тушью. Напоминание о т/б.

Итог занятия: индивидуальная работа по выявлению недочетов в оформлении деталей, элементов, корректное пояснение (если это необходимо) по последействию в работе. Правила хранения заготовленных деталей. По окончании занятия дети сдают работы, чтобы педагог мог проанализировать, выстроить работу над “ошибками” и перспективы дальнейшей работы с конкретными детьми. Уборка рабочих мест.

Формы, методы работы: индивидуально-практическая работа. Групповое или индивидуальное анализирование готовых деталей.

Методические рекомендации: необходимо напомнить о технике безопасности с колюще-режущими инструментами, стеклом. Физминутка. При оформлении эскиза в технике “Картонное кружево” необходимо закрепить шаблон на основу картона канцелярскими иголочками. Детям предлагается самостоятельно подобрать к композиции цвет гофрокартона или если есть необходимость работу с цветом лучше вести индивидуально с каждым ребенком. В конце занятия необходимо отметить тех детей, которые правильно с учетом эскиза подобрали цвета, по технологии заготовили гофрополоски. Суть заготовки гофрополос: с обратной стороны гофрокартона чертятся полоски шириной 5 мм и следуя этому делению нарезаются полосы. Акцентировать внимание на успешности начатого дела детьми. При практической работе, оказывать индивидуальную помощь подросткам. В конце занятия подчеркнуть положительные стороны в работах всех и каждого.

Ученик будет знать:

- правильность оформления эскиза

- технологию подготовки элементов, обвода и вырезания деталей.

Ученик будет уметь:

- выбирать для себя эскиз, самостоятельно зарисовывать собственный;

- подбирать рабочий материал;

- вырезать и обрабатывать детали по краям (контур);

- читать схему оформления работы.

Занятие 4

Тема: Оформление работы в техниках бумажного творчества. Приемы подготовки материала, деталей. Элементы заготовки гофрополос, бумажных полос, модулей и их оформление. Приемы склеивания гофрополос, бумажных лент, работа со схемами

Задачи.

  1. Закрепление полученных знаний на практике.
  2. Отработка умений и навыков на практике.

Краткое содержание: самостоятельно-практическая деятельность – поэтапное вырезание деталей, формирование элементов из бумаги и картона. Работа с медиаресурсами: сбор по схеме изделия.

Итог занятия: анализ выполненных деталей. Компанование в коробочки индивидуального хранения. Уборка рабочих мест.

Формы работы: индивидуальная, объяснение нового материала через беседу, самостоятельно-практическая.

Методические рекомендации: в процессе оформления техники “Картонопластика” - важно вспомнить ключевые слова – шаблон, основа. Продемонстрировать выполненное гофрополотно, как наглядный материал. Следить за техникой безопасности, так как дети самостоятельно вырезают детали. С помощью ластика убрать карандашные линии на деталях. Необходима похвала за проделанную работу, так как этап в этом процессе, очень физически сложный.

Наглядные пособия: технологические карты, схемы, планшеты с гофрополотном.

Ученик будет знать:

- последовательность в оформлении индивидуальной работы;

- аккуратно, симметрично располагать детали на основе;

- технологию подготовки гофрополотна, бумажных лент;

- правильность работы с пером и тушью.

Ученик будет уметь:

- скручивать бумажные элементы при помощи деревянной шпажки;

- грамотно составлять композицию;

- вырезать детали из картона;

- обрабатывать края деталей;

- подготовить гофрополоски для обрамления деталей;

- грамотно, последовательно наносить клей, клей-глиттер на стекло;

- грамотно, последовательно собирать изделия из модулей.

Занятие 5, 6

Тема: Оформление работы в техниках бумажного творчества. Оформление работы по выбранной технологии: из упаковочного картона, из цветного гофрокартона, из цветной или рисовой бумаги.

Задачи.

  1. Способствовать развитию творчества.
  2. Учить практическому выполнению приемов в работе.

Краткое содержание: Оформление работы в технологической последовательности. Акцент на т/б, точности в исполнении. Самостоятельно-практическая работа по техникам бумажного творчества - склеивание гофрополос с помощью клея ПВА. Последовательное фиксирование по эскизу цветных гофрополос. Формообразование элементов из бумажных полос. Подготовка деталей из картона, бумажных модулей. Работа с рисовой бумагой – правильное обрывание края у полотна рисовой бумаги. Физ. минутка. Продолжение работы.

Итог занятия: анализ проделанной работы, уборка рабочих мест.

Формы работы: самостоятельно-практическая, индивидуально консультационная.

Методические рекомендации: обратить внимание на технику исполнения - приклеивать полоски точно по линиям, подбор цвета. Тушь может размазываться по стеклу – аккуратность в работе, использовать ватные палочки. Клей-глиттер – необходимо сушить. Декупажные карты – предварительно смачивают, перед фиксирование клеем ПВА.

Ученик будет знать:

- технику безопасности при работе с ножницами;

- правильность склеивания гофрополос;

- рисовая бумага фиксируется разведенным клеем ПВА.

Ученик будет уметь:

- грамотно заготавливать гофрополоски, учитывая все параметры;

- последовательно фиксировать по эскизу гофрокартон;

- аккуратно воспользоваться иголочками;

- четко по контуру пера фиксировать кусочки рисовой бумаги с обратной стороны стекла;

- согласно схеме собирать изделие.

Занятие 7, 8, 9

Тема: Оформление работы согласно эскизу, схеме.

Задачи.

  1. Создание условий для творческой работы, реализации творческих задумок.
  2. Закрепление полученных знаний на практике.
  3. Учить аккуратности при фиксировании деталей, элементов, при работе с клеящим составом.
  4. Развить художественное мышление, чувство цвета, материала.

Краткое содержание: самостоятельно-практическая работа детей в техниках. В технике “Картонопластика” - акцент на правильность обработки края у деталей. Объяснение нового материала – приемы оформления деталей в цвете. Практическая часть – выполнение цветных деталей, если это необходимо по сюжету. Физ. минутка. Продолжение работы с соблюдением техники безопасности. Пояснение по теме – элементы (возможно оформление в эскизе непосредственно самим гофрокартоном). В технике “Квилинг” - подбор фона для фиксирования композиции.

Итог занятия: отслеживание результатов в выполнении готовых деталей, компонование их по сюжету, учет стыков деталей, пояснения по дальнейшей деятельности. Фиксирование бумажных элементов на фон. Сбор модулей по схеме. Уборка рабочих мест.

Формы работы: беседа, самостоятельно-практическая деятельность. Индивидуальное консультирование.

Методические рекомендации: в технике “Картонопластика” - учить аккуратно, не ломая фактуры картона вырезать детали. Задача педагога – постараться уделить внимание всем детям, проанализировать, указать на погрешности в работе, дать нужный совет, рекомендацию. При склеивании бывает, что гофра одна выше другой, необходимо лишнее срезать ножницами, т.к. высота гофр должна быть 5 мм. Поэтому надо акцентировать на точности вырезания полосок. В случае, если оформляется элемент эскиза из гофрополотна, например, лепестки цветка – технология предусматривает вырезание по шаблону детальку, фиксирование на эскиз и обрамление гофрополосой. На первых этапах, перед фиксированием деталей на основу - необходимо проводить компоновку деталей по сюжету на основе без клея, преследуя точность в исполнении каждой самостоятельной детали. Оформление карандашом рамки на основе, с учетом симметрии. Подготовка деталей к поэтапному фиксированию на основе. Применение приема с использованием канцелярских иголочек. Физ. минутка. На занятии необходимо помочь детям, очень спокойно, корректно, если кто-то не понял, как правильно вырезать детали. Важно похвалить всех, лучшие аккуратно вырезанные детали отметить. Так как работа на этом этапе процесса утомительна – необходима смена видов деятельности, например, тестирование. В технике “Картонное кружево”, желательно подчеркнуть возможности при склеивании гофрополос: а) склеивание по цвету гофрополос; б) оставлять одиночными, не склеивать, если частота эскизных линий плотная. Лучше, если работа будет начата по оформлению с трудного сектора, где частота линий труднодоступна. Если есть элемент растительного мотива (композиция) следует фиксировать гофрополоски с начала линии, закрутки, витка. В технике “Чигири-э” - помнить о необходимости высохнуть каждого слоя рисовой бумаги. Обратить внимание детей – рабочее место и материал к следующему занятию должен быть в порядке и подготовлен.

Наглядные пособия: варианты образцов, цветных деталей.

Ученик будет знать:

- приемы оформления деталей в цвете;

- как правильно обработать края у детали, что для этого надо;

- технологию оформления элементов из гофрополотна;

- правильность фиксирования самостоятельно вырезанных деталей на эскиз;

- гофрополосы фиксируются последовательно по эскизу.

Ученик будет уметь:

- вырезать эскизные детали;

- компоновать, учитывая стык в деталях;

- подбирать фактуру гофрокартона для самостоятельных деталей;

- исправлять погрешности в работе;

- работать с клеем, кистью, пером.

Занятие 10, 11

Тема: Оформление рамки. Приемы заготовки реечных полосок, гофрополос для рамок, элементов декора к работам.

Задачи:

  1. Научить технике оформления рамок.
  2. Помочь сделать выбор из возможных вариантов оформления рамок.
  3. Научить соотносить вид рамки с данным сюжетом.
  4. Научить грамотно, подбирать элементы декора к работе (глазки, пайетки, ленточки).

Краткое содержание: демонстрация видов рамок (рамки из деревянных реек, шпажек, картона, цветного гофрокартона). Ознакомление и овладение техникой заготовки необходимых элементов рамки. Специфика фиксирования, учет симметрии согласно эскизу на картоне. Акцент на угол 45 градусов, точность в выступах рамки за пределы картона. Оформление обратной стороны работы, подвесочной части. Физ. минутка. Сбор бумажных модулей согласно схемам, подготовка дополнительных элементов декора (глазки, ручки и т.д.).

Итог занятия: подведение итогов, индивидуальная беседа по результатам исполнения рамки, дополнительных аксессуаров, элементов декора к изделию. Уборка рабочих мест.

Форма занятия: объяснение, демонстрация, самостоятельно-практическая работа, консультация.

Методические рекомендации: работа начинается с демонстрации готовых рамок, их видов, что способствует мотивации детей на результат. Необходимо похвалить и отметить детей, у которых рамки имеют особый стиль, собственное решение. Если дети немного не успевают, помочь в завершении работы, поддержать настроением на успех. Можно использовать, как дополнение “мозаику”, для фона. Из глянцевой бумаги вырезать небольшой формы фигуры и наклеить на основу картона с некоторым промежутком друг от друга. В технике “Модульное оригами” лучше использовать фабричные глаза, для более эстетичного оформления изделия.

Наглядные пособия: виды рамок, образцы, фурнитура, фотоэкспозиция на стенде.

Ученик будет знать:

- специфику выполнения рамки;

- возможности и подходящий материал для выполнения рамки;

- правильность оформления задней части и подвесочной у работы.

Ученик будет уметь:

- оформлять рамку по технологии;

- соотносить цвет и стиль рамки с композиционным решением;

- аккуратно клеящим составом приклеивать элементы декора.

Занятие 12

Тема: Итоговое занятие – “Наши успехи”.

Задачи.

  1. Помочь детям ощутить ситуацию успеха.
  2. Закрепить полученные знания.
  3. Подвести итог через анализ деятельности, посредством выставки.

Краткое содержание: слова педагога о прекрасном, доброте и красоте. Обращение внимания на успешность в завершении творческих работ. Итоговый контроль: творческий отчет, защита индивидуальной работы детьми, взаимооценка по группам, совместное обсуждение.

Итог занятия: выставка в мастерской, итоговое анкетирование, фотографирование.

Форма занятия: беседа в диалоговой форме с детьми, итоговый контроль: творческий отчет или защита, выставка детских работ.

Методические рекомендации: оказывать практическую помощь, выделяя более успешные, удачные моменты в конкретных работах. Подчеркнуть лучшие “изюминки” в работах детей. Выслушать каждого о своих впечатлениях в процессе творчества, но на ошибках внимание не заострять. Желающих защитить свою работу – отметить.

Ученик будет знать:

- всю технологию оформления работы согласно бумажной технике.

Ученик будет уметь:

- оформлять работу;

- увидеть погрешности в работе и исправить их самостоятельно;

- объяснить технологию для других с использование терминов.

Условия реализации программы

При реализации данной программы используются учебно-наглядные пособия: рабочие стенды – “Коллективные работы, проекты, российские национальные орнаменты”, “Картонное кружево”, “Картонопластика”, “Проектная деятельность”, “Все о бумаге”, тематические и методические папки по различным разделам, пятиминуткам, темам: “История орнамента”, “Геометрические узоры”, “Теория цвета” и т.д. На занятиях применяется база данных медиаресурсов с образцами, видами по техникам бумажного творчества.

Оснащение кабинета - занятия в мастерской “Бумажное творчество” должны проводиться в хорошо оснащенном кабинете, у каждого подростка должно быть свое рабочее место. В качестве оформления можно использовать авторские работы, образцы с различными видами выполнения, папки с эскизами, шаблонами по степени сложности.

Учебно-наглядное материальное обеспечение – технологические карты с текстом технологического процесса, фотографии работ педагога, детей. Образцы работ, панно, картины. Дидактический материал: папки с изображением эскизов по темам, папки по видам бумажных техник (образцы работ), геометрические узоры, композиции. Технологические карты, пособия. Демонстрационный материал: виды картона, разновидности по фактуре, гофрированное полотно, гофрокартон цветной, элементы последовательности в технологическом процессе. Сформирована картотека наглядных пособий, книг для учащихся.

Материалы – картонные упаковочные коробки, цветной гофрокартон, цветная бумага для принтера, рисовая бумага, писчая бумага, декупажные карты, салфетки с мотивами для декупажа, калька, копирка, кисти для клея, простой карандаш, ластик, клей ПВА, клей-глиттер, тушь, перья, линейка, канцелярские иголочки, рыболовный шнур для подвесочной части, инструменты: ножницы, канцелярский нож – резак.

Технические средства обучения – магнитофон, аудиокассеты, компьютер.

Механизм оценивания реализации программы.

Процесс обучения по программе в рамках занятий предусматривает следующие виды контроля деятельности:

- Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам, технологическим этапам, приемам работы. Формы оценивания: беседа, опрос, контрольные задания, кроссворд.

- Текущий, проводимый в ходе учебного занятия, позволяет усвоить последовательность технологического процесса. Формы оценивания: создание ситуаций (правильно или неправильно выполнен прием), анализ технологического процесса.

- Итоговый, проводимый после завершения всех занятий. Формы оценивания: творческий отчет, зачет, взаимооценка по группам, взаимоэкспертиза творческих и авторских работ, совместное обсуждение, выставка, проект, творческая защита.

Работы, выполненные детьми оцениваются по критериям и показателям качественной оценки работ:

1. Самостоятельность в работе

  • самостоятельный выбор сюжета, эскиза;
  • выполнение работы с небольшими корректировками педагога.

2. Трудоемкость

  • сложный сюжет, сложная схема;
  • сложность в оформлении;
  • “изюминка” в исполнении;
  • простота и доступность, обычность, следуя шаблону.

3. Цветовое решение

  • соответствие цветовой гаммы;
  • перенасыщенность цветами;
  • подбор материала по цвету.

4. Креативность

  • самостоятельное составление эскиза будущей работы;
  • работа выбрана по шаблону.

5. Качество исполнения

  • аккуратно, выполнено с соблюдением технологии изготовления;
  • работа имеет грубые технологические погрешности: клеевые помарки, нарушена высота деталей;
  • плохо обработаны края деталей.

Все вышеперечисленные показатели фиксируются в психолого-педагогической карте, или в таблице оценивания деятельности в процессе работы. Далее предполагается анализ зафиксированных результатов и поиск, стимулирование форм и методов оценивания деятельности педагога и подростков. По итогам смены составляется аналитическая записка по диагностике в мастерской.

Литература для педагога

  1. Алексеевская Н. “Волшебные ножницы”, – М.: Лист, 1998.
  2. Афонькин С., Афонькина Е. “Уроки оригами в школе и дома”, - М.: Рольф Аким, 1999.
  3. Вьюнов В.В. “Изделия из бумаги”, - М.: Издательский дом МС, 2001.
  4. Гагарин Б.Г. “Конструирование из бумаги”, – Ташкент 1988.
  5. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. – Ярославль: ИЦ “Пионер” ГУ ЦДЮ, 2002.
  6. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. – Ярославль: Управление образования мери. Городской центр развития образования, 2004.
  7. Полунина В.Н. “Искусство и дети”, – “Просвещение”, Москва, 1982.
  8. Шквыря Ж.Ю. “Поделки из бумаги”, – Белгород: ООО “Книжный клуб”, 2011.

Литература для детей

  1. Афонькин С., Афонькина Е. “Уроки оригами в школе и дома”, - М.: Рольф Аким, 1999.
  2. Долженко Г.И. “100 поделок из бумаги”, – Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Джейн Дженкинс “Узоры и мотивы из бумажных лент – интересные идеи”. Перевод и издание на русском языке: Издательская группа “Контэнт”, 2010
  4. Корнеева Г.М. “Бумага. Играем, вырезаем, клеим”, – СПб. Кристалл, 2001.
  5. Проснякова Т.Н. “Забавные фигурки. Модульное оригами”, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).