Список используемой литературы:
- И.В. Козленко Проект программы «Азбука практического права: изучаем вместе».
- Конвенция о правах ребенка.
- Декларация прав ребенка.
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Административный кодекс Р.Ф.
- Закон РФ «Об образовании».
- В.В. Антонов «Изучаем права человека», – Москва: издательство Вита пресс, 2005.
- А. Певцова «Теория и методика обучения праву», – Москва: издательство Владос, 2003.
- Классных часов по правовому образованию.
- Интернет ресурсы:
- Конвенция о правах ребенка: www.school-sector.leraln.ru
- Правовой портал: laf.rambler.ru
- Права ребенка: novgorod.fio.ru/projects
- Правотека.ру: www.pravoteka.ru
Содержание авторской разработки:
- Проект программа «Я сам».
- Методические разработки внеклассных мероприятий с фотоотчетом.
- Приложение:
- Проектная работа учащихся по правовому образованию.
- Отзывы учителей экспериментаторов.
- Издания печатных работ.
- Работы детей по правовому воспитанию.
- Дополнительный материал к методическим разработкам.
Пояснительная записка
Приобщение к правам человека должно начинаться еще в начальной школе. Именно школа должна формировать правосознание ,и, что важно, правовую культуру личности. Внутренний мир человека в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливается свое назначение и место на земле. В системе воспитания начальная школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое поколение. Именно поэтому я поставила перед собой такие цели, задачи и предполагаемый результат.
Цели работы:
- Апробация программы правового просвещения для учащихся начальной школы;
- Создание собственной специальной правовой обучающей методики для младших школьников;
- Знакомство учащихся в доступной форме, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
- Приобретение младшими школьниками первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими.
Задачи работы:
- Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции.
- Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных школьному возрасту.
- Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.
Предполагаемый результат:
- Формирование правовой культуры личности ребенка.
- Формирование навыков поведения адекватной ситуации (на улице, в школе, в гостях, транспорте)
- Появление у каждого ребенка уверенности и причастности к правовому полю социума.
- Выработка чувства ответственности за собственное поведение и приобретение уверенности в среде сверстников и взрослых
- Получение первичного опыта разработки собственных правил.
- Создание коллективных и индивидуальных проектов:
- как поспорили можно и нельзя;
- собственные правила;
- устав школьника – памятка «Один дома».
Правовое воспитание в начальной школе нужно начинать с первого класса, так как в последнее время обучающиеся становятся криминально-активной категорией населения. Это категория людей, которые еще не осознают, что за каждое нарушение последует наказание. Все проблемы у обучающихся начинаются с того, что: возникают проблемы в адаптации в школе, трудности семейных взаимоотношений, негативное воздействие средств массовой информации. Традиционные ценности нравственного порядка постепенно вытесняются культом денег, физической силы и снижением общественной полезной активности.
Работа в этой области начата мною с 2008 в ГЭП «Научно-методические основы преподавания права в основной и начальной школе». В первый же год было ясно, что работа дала свои плоды. Дети стали более сплоченными, исчез индивидуализм. Они с огромным интересом участвовали в создании классного стенда «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ». Мною были разработаны классные мероприятия к программе «Я сам» и напечатаны в разных правовых журналах. Моими разработками с большой охотой пользуются учителя начальных классов. Так же свой опыт я транслировала на городском консилиуме, посвященному правовым знаниям, где получила одобрение своих коллег. Обучающиеся моего класса участвовали с выступлением в конкурсе мультимедийных, проектных и научно-исследовательских работ «Грант Префекта ЦАО для школьников». Ежегодно мы участвуем в этой области в школьных мероприятиях наравне со старшеклассниками.
В настоящее время, в помощь учителю начальных классов, недостаточно много методической литературы на правовые темы, поэтому считаю, что мои наработки помогут в воспитательном процессе младших школьников.
Полностью текст работы представлен в Приложении.