Цель урока: мультимедийная презентация борьба с абиотическими факторами (2), естественный отбор (3), приспособленность организмов (1,4) и своя.
Задачи урока:
- Образовательная: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.
- Развивающая: личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, уметь оформлять план - конспект, сформировать умение анализировать и оценивать презентацию учащихся по темам.
- Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проблемный метод изложения материала урока, применение ИКТ, словесный.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, таблицы "Форма борьбы за существование", Естественный отбор".дополнительная литература, Интернет.
Подготовительная работа: были заранее подготовленны учащиеся с определенными темами мультимедийных презентаций, сама приготовила презентацию.
Ход урока
1. Оргмомент
Изучение новой темы: своя презентация, где оговаривается тема урока, её цели, задачи, проблема урока и задания с заполнением таблицы и с ее выводами. 1.Изучение нового материала.
Проблема урока.
Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)
О каких чудесах природы говорится?
Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.
Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.
Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа или презентацию выступающих.
Форма борьбы | Определение | Причины | Результат борьбы | Примеры |
Внутривидовая | ||||
Межвидовая | ||||
Борьба с неблагоприятными условиями |
2. Защита мини-проектов учащимися.
В результате борьбы за существование выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. Ч.Дарвин при сопоставлении фактов борьбы за существование и всеобщей изменчивости признаков и свойств пришел к заключению о неизбежности в природе избирательного уничтожения одних особей и размножению других - естественного отбора.
Естественный отбор - процесс дифференцированного (неслучайного, избирательного) выживания и воспроизведения организмов в ходе эволюции.
Затем учащиеся по ходу урока проводят свою презентацию.
3. Закрепление: проводится беседа по заполненной таблице.
Заполните таблицу "Сравнение естественного и искусственного отбора".
Вопросы для сравнения | Естественный отбор | Искусственный отбор |
определение | ||
Что поставляет материал для отбора | ||
Отбирающий фактор | ||
Отбираемые признаки | ||
Результат отбора |
4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.
Оценки за урок.
5. Домашнее задание: 7.4
6. Литература: учебник автора А.А.Каменского, В.В.Пасечника п.7.4, поурочные планы "Введение в общую биологию и экологию по учебнику А.А.Каменского, В.В.Пасечника, Т.С.Сухова "Урок биологии" - технологии развивающего обучения.