Задача урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассказа по картине. (Приложение "Презентация", слайды №2,3)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа; отработать навык составления диалога и использования его в работе над сочинением; обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
- Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, внимание и наблюдательность, речевую грамотность.
- Воспитывать интерес к предмету, культуру труда и общения. Воспитывать умение быть внимательным к людям.
Репродуктивная группа
Цели:
- пробудить интерес к русскому языку путем использования посильной задачи, позволяющей работать в соответствии с индивидуальными способностями;
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Опережающее задание: подготовить рассказ о творчестве Ф. П. Решетникова
Продуктивная группа
Цели:
- развить устойчивый интерес к русскому языку;
- закрепить и повторить имеющиеся знания о правописании изученных орфограмм и условия их выбора для успешного изучения нового материала;
- сформировать умение самостоятельно работать над учебным материалом.
Опережающее задание: провести словарно-стилистическую работу (подобрать и классифицировать слова и СС, которые помогут при работе по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка").
Творческая группа
Цели:
- развить устойчивый интерес к русскому языку;
- сформировать навык составления сценария по картине, умение осуществлять ролевую игру по картине;
- развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма.
Опережающее задание: "оживить картину" (написать сценарий и подготовить ролевую игру по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка").
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока:
- Информационные учебно-наглядные пособия: раздаточный материал "Словарно-стилистическая работа".
- Учебно-наглядные пособия: презентация "Особенности построения рассказа ".
Технические средства информации:
- мультимедийная установка;
- компьютер;
- программа Open Office.org.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная
Методы обучения:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
- По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, рассказ, беседа, самостоятельная работа.
- В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, рассказ, беседа.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный (опережающие задания), частично-поисковый.
- По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
- По характеру движения мысли от познания к знанию: индуктивный, дедуктивный
Методы стимулирования и мотивации к учению: методы формирования долга и ответственности в учении, создание ситуации успеха.
Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль
Инновационные методы обучения:
- "метод свободы выбора", создающий условия для принятия детьми учебной задачи, увлечения познавательной деятельностью, создание такой восхитительной среды, в которой ученик создает себя как личность.
- "метод опережения", особенно ускоряющий развитие сильных учеников и дающий возможность слабым освоить наиболее трудные темы образовательного уровня обучения;
- метод самоанализа и коллективного творчества.
Ход урок
1. Организационный момент урока.
Готовность класса к уроку.
Психологический настрой учащихся.
Задача урока.
Цели урока (Приложение "Презентация", слайды №2,3)
2. Организация восприятия нового материала через реализацию опережающего задания репродуктивной группы.
2.1. Рассказ о жизни и творчестве Ф. П. Решетникова. (Приложение "Презентация", слайд № 4)
2.2. Демонстрация картин Ф. П. Решетникова.
(Приложение "Презентация", слайд № 5)
Вспомогательные вопросы:
- Кто герои картин?
- Можно сказать, что на них что-то происходит?
- Как называются такие картины?
2.3.Демонстрация картин Ф. П. Решетникова "Опять двойка" и Д. Жукова "Провинился".
(Приложение "Презентация", слайд № 6)
Вспомогательные вопросы:
- Что общего на этих картинах, написанных разными художниками в разное время?
- А в чем различие?
- Можно их назвать сюжетными?
- Как показано на картинах, что произошло несчастье?
- Кто, по-вашему, главные герои картины?
- Опишите мальчиков подробнее. Какова их поза, выражение лица, волосы, одежда?
- Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?
- Где происходят события, изображенные на картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"?
- В какое время происходит действие? Это в наше время?
- Какие вещи, изображенные на картине, помогают определить время?
- Какой момент изображен на картине?
- Почему вы так решили?
- Перечислите героев картины.
- Как относятся к появлению школьника мать и сестра?
- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесенную двойку?
-Как вы думаете, есть ли этого мальчика возможность учиться?
2.4. Работа со схемой-алгоритмом "Законы построения (композиции) рассказа". (Приложение "Презентация", слайд №7,8,9,10).
Вспомогательные вопросы:
- Казалось бы мы уже можем приступить к работе над сочинением. Однако знаем ли мы законы построения рассказа?
- Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображен на картине.. С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.
- Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между матерью и сыном? Это развитие действия.
- Каким был этот момент для мальчика? Это кульминация. Герой получил двойку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишите позу мальчика, его настроение, выражение лица.
- А как вы думаете, чем закончилось действие? Это развязка действия.
Оздоровительная пауза.
4. Объяснение нового материала. Работа с иллюстрацией картины. (Приложение "Презентация", слайд №19)
4.1. Рассмотрим картину детально. Составим характеристику героев. (Приложение "Презентация", слайд №11)
Вспомогательные вопросы:
- Что выражает взгляд и поза сестры?
- Где она изображена?
- Хорошо ли ее видно?
(Приложение "Презентация", слайд №12)
Вспомогательные вопросы:
- Как художник показал огорчение матери?
- Опишите ее одежду?
- Какое отношение у художника к матери?
- Кто находится рядом с ней?
- Как вы думаете, братишка понимает, что происходит?
- Чем он занимался до прихода героя?
(Приложение "Презентация", слайды №13,14,15)
- Какие слова вы бы подобрали для описания внешнего облика мальчика?
- Что можно сказать об одежде героя?
- Какие чувства он испытывает?
- Давайте внимательно рассмотрим выражение лица мальчика.
- О чем говорят глаза? А брови?
- На какие детали картины нам следует обратить внимание?
- Можно назвать портфель "бывалый"? Почему?
- Как вы думаете, для чего еще он нужен мальчику?
- Опишите собаку. Можно назвать их друзьями?
- О чем говорит высунутый язык пса?
5. Объяснение нового материала через реализацию задания творческой группы.
- Ситуативно-ролевая игра "Оживи картину". (Приложение "Презентация", слайд №16).
- Фронтальная беседа.
Вспомогательные вопросы:
(Приложение "Презентация", слайд №17).
- Вам понравилась работа ребят?
- Согласны ли вы с их видением картины?
- Удалось ли ребятам "оживить" картину?
- О чем рассказывает картина? Каким настроением проникнута?
- Подумайте, какова основная мысль картины?
- Какими художественными средствами автор выразил основную мысль? (Приложение "Презентация", слайд №18).
- Помогают ли раскрытию замысла художника краски?
- А что такое колорит картины?
- Здесь, на картине, он неяркий, скромный. Как вы думаете, почему?
- Какой синоним можно подобрать к слову "неяркие(краски)"?
- Давайте найдем предметы, изображенные приглушенными красками.
- Понравилась ли вам картина?
- Чем понравилась?
6. Закрепление. Практическая работа (организация объяснения нового материала через реализацию опережающего задания продуктивной группы).
- Как вы думаете, что нам еще необходимо сделать, чтобы составить интересный, яркий рассказ?
- Словарно-стилистическая работа. Объяснение трудных орфограмм, изученных орфограмм.
- Ребята приготовили вам своеобразный словарь-справочник, для того чтобы вам могли использовать его при работе над сочинением. Но они немного схитрили и в некоторых словах пропустили буквы.
6.1. "Вставь букву"
Запишите эти слова и графически укажите условия выбора орфограммы.
6.2. Практическая работа "Объясни условие выбора орфограммы" (Приложение "Презентация", слайд № 19,20,21).
- С какой целью в словаре-справочнике даны слова-синонимы?
7. Домашнее задание. (Приложение "Презентация", слайд №22)
- Что мы сделали для того, чтобы осуществить их? (познакомились с творчеством художника Ф.П.Решетникова, увидели его картины. Сопоставили две работы, объединенные одной темой. Рассмотрели картину "Опять двойка", узнали законы построения рассказа, подобрали словарный материал)
- Что осталось сделать? (написать рассказ)
Репродуктивная группа - расскажите о том, как вы сами однажды получили двойку.
Продуктивная группа - написать рассказ по картине "Опять двойка", опираясь на собранный материал в течение урока.
Творческая группа - дать сравнительную характеристику двум произведениям живописи с одноименными названиями.
8. Итог урока. Рефлексия. (Приложение "Презентация", слайд № 23)
Ребята, мы готовились к работе по картине. Подумайте и ответьте на вопрос: "Смогу ли я самостоятельно написать сочинение?" Если "да" поднимите зеленую карточку, "нет" - красную, "нужна помощь" - желтую.