Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (713 кБ)


Задача урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассказа по картине. (Приложение "Презентация", слайды №2,3)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа; отработать навык составления диалога и использования его в работе над сочинением; обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, внимание и наблюдательность, речевую грамотность.
  • Воспитывать интерес к предмету, культуру труда и общения. Воспитывать умение быть внимательным к людям.

Репродуктивная группа

Цели:

  • пробудить интерес к русскому языку путем использования посильной задачи, позволяющей работать в соответствии с индивидуальными способностями;
  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Опережающее задание: подготовить рассказ о творчестве Ф. П. Решетникова

Продуктивная группа

Цели:

  • развить устойчивый интерес к русскому языку;
  • закрепить и повторить имеющиеся знания о правописании изученных орфограмм и условия их выбора для успешного изучения нового материала;
  • сформировать умение самостоятельно работать над учебным материалом.

Опережающее задание: провести словарно-стилистическую работу (подобрать и классифицировать слова и СС, которые помогут при работе по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка").

Творческая группа

Цели:

  • развить устойчивый интерес к русскому языку;
  • сформировать навык составления сценария по картине, умение осуществлять ролевую игру по картине;
  • развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма.

Опережающее задание: "оживить картину" (написать сценарий и подготовить ролевую игру по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка").

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока:

  • Информационные учебно-наглядные пособия: раздаточный материал "Словарно-стилистическая работа".
  • Учебно-наглядные пособия: презентация "Особенности построения рассказа ".

Технические средства информации:

  • мультимедийная установка;
  • компьютер;
  • программа Open Office.org.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная

Методы обучения:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  • По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, рассказ, беседа, самостоятельная работа.
  • В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, рассказ, беседа.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный (опережающие задания), частично-поисковый.
  • По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
  • По характеру движения мысли от познания к знанию: индуктивный, дедуктивный

Методы стимулирования и мотивации к учению: методы формирования долга и ответственности в учении, создание ситуации успеха.

Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль

Инновационные методы обучения:

  • "метод свободы выбора", создающий условия для принятия детьми учебной задачи, увлечения познавательной деятельностью, создание такой восхитительной среды, в которой ученик создает себя как личность.
  • "метод опережения", особенно ускоряющий развитие сильных учеников и дающий возможность слабым освоить наиболее трудные темы образовательного уровня обучения;
  • метод самоанализа и коллективного творчества.

Ход урок

1. Организационный момент урока.

Готовность класса к уроку.

Психологический настрой учащихся.

Задача урока.

Цели урока (Приложение "Презентация", слайды №2,3)

2. Организация восприятия нового материала через реализацию опережающего задания репродуктивной группы.

2.1. Рассказ о жизни и творчестве Ф. П. Решетникова. (Приложение "Презентация", слайд № 4)

2.2. Демонстрация картин Ф. П. Решетникова.

(Приложение "Презентация", слайд № 5)

Вспомогательные вопросы:

- Кто герои картин?

- Можно сказать, что на них что-то происходит?

- Как называются такие картины?

2.3.Демонстрация картин Ф. П. Решетникова "Опять двойка" и Д. Жукова "Провинился".

(Приложение "Презентация", слайд № 6)

Вспомогательные вопросы:

- Что общего на этих картинах, написанных разными художниками в разное время?

- А в чем различие?

- Можно их назвать сюжетными?

- Как показано на картинах, что произошло несчастье?

- Кто, по-вашему, главные герои картины?

- Опишите мальчиков подробнее. Какова их поза, выражение лица, волосы, одежда?

- Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

- Где происходят события, изображенные на картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"?

- В какое время происходит действие? Это в наше время?

- Какие вещи, изображенные на картине, помогают определить время?

- Какой момент изображен на картине?

- Почему вы так решили?

- Перечислите героев картины.

- Как относятся к появлению школьника мать и сестра?

- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесенную двойку?

-Как вы думаете, есть ли этого мальчика возможность учиться?

2.4. Работа со схемой-алгоритмом "Законы построения (композиции) рассказа". (Приложение "Презентация", слайд №7,8,9,10).

Вспомогательные вопросы:

- Казалось бы мы уже можем приступить к работе над сочинением. Однако знаем ли мы законы построения рассказа?

- Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображен на картине.. С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.

- Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между матерью и сыном? Это развитие действия.

- Каким был этот момент для мальчика? Это кульминация. Герой получил двойку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишите позу мальчика, его настроение, выражение лица.

- А как вы думаете, чем закончилось действие? Это развязка действия.

Оздоровительная пауза.

4. Объяснение нового материала. Работа с иллюстрацией картины. (Приложение "Презентация", слайд №19)

4.1. Рассмотрим картину детально. Составим характеристику героев. (Приложение "Презентация", слайд №11)

Вспомогательные вопросы:

- Что выражает взгляд и поза сестры?

- Где она изображена?

- Хорошо ли ее видно?

(Приложение "Презентация", слайд №12)

Вспомогательные вопросы:

- Как художник показал огорчение матери?

- Опишите ее одежду?

- Какое отношение у художника к матери?

- Кто находится рядом с ней?

- Как вы думаете, братишка понимает, что происходит?

- Чем он занимался до прихода героя?

(Приложение "Презентация", слайды №13,14,15)

- Какие слова вы бы подобрали для описания внешнего облика мальчика?

- Что можно сказать об одежде героя?

- Какие чувства он испытывает?

- Давайте внимательно рассмотрим выражение лица мальчика.

- О чем говорят глаза? А брови?

- На какие детали картины нам следует обратить внимание?

- Можно назвать портфель "бывалый"? Почему?

- Как вы думаете, для чего еще он нужен мальчику?

- Опишите собаку. Можно назвать их друзьями?

- О чем говорит высунутый язык пса?

5. Объяснение нового материала через реализацию задания творческой группы.

- Ситуативно-ролевая игра "Оживи картину". (Приложение "Презентация", слайд №16).

- Фронтальная беседа.

Вспомогательные вопросы:

(Приложение "Презентация", слайд №17).

- Вам понравилась работа ребят?

- Согласны ли вы с их видением картины?

- Удалось ли ребятам "оживить" картину?

- О чем рассказывает картина? Каким настроением проникнута?

- Подумайте, какова основная мысль картины?

- Какими художественными средствами автор выразил основную мысль? (Приложение "Презентация", слайд №18).

- Помогают ли раскрытию замысла художника краски?

- А что такое колорит картины?

- Здесь, на картине, он неяркий, скромный. Как вы думаете, почему?

- Какой синоним можно подобрать к слову "неяркие(краски)"?

- Давайте найдем предметы, изображенные приглушенными красками.

- Понравилась ли вам картина?

- Чем понравилась?

6. Закрепление. Практическая работа (организация объяснения нового материала через реализацию опережающего задания продуктивной группы).

- Как вы думаете, что нам еще необходимо сделать, чтобы составить интересный, яркий рассказ?

- Словарно-стилистическая работа. Объяснение трудных орфограмм, изученных орфограмм.

- Ребята приготовили вам своеобразный словарь-справочник, для того чтобы вам могли использовать его при работе над сочинением. Но они немного схитрили и в некоторых словах пропустили буквы.

6.1. "Вставь букву"

Запишите эти слова и графически укажите условия выбора орфограммы.

6.2. Практическая работа "Объясни условие выбора орфограммы" (Приложение "Презентация", слайд № 19,20,21).

- С какой целью в словаре-справочнике даны слова-синонимы?

7. Домашнее задание. (Приложение "Презентация", слайд №22)

- Что мы сделали для того, чтобы осуществить их? (познакомились с творчеством художника Ф.П.Решетникова, увидели его картины. Сопоставили две работы, объединенные одной темой. Рассмотрели картину "Опять двойка", узнали законы построения рассказа, подобрали словарный материал)

- Что осталось сделать? (написать рассказ)

Репродуктивная группа - расскажите о том, как вы сами однажды получили двойку.

Продуктивная группа - написать рассказ по картине "Опять двойка", опираясь на собранный материал в течение урока.

Творческая группа - дать сравнительную характеристику двум произведениям живописи с одноименными названиями.

8. Итог урока. Рефлексия. (Приложение "Презентация", слайд № 23)

Ребята, мы готовились к работе по картине. Подумайте и ответьте на вопрос: "Смогу ли я самостоятельно написать сочинение?" Если "да" поднимите зеленую карточку, "нет" - красную, "нужна помощь" - желтую.

Приложение 1.