Что такое загадка? Загадка характеризуется как “замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего”[1].
Загадка – вид устного народного поэтического творчества. Она дает условное изображение предметов или явлений окружающей человека действительности, чаще всего в иносказательной форме. Только почувствовав и поняв эту поэтическую условность, можно отгадать загадку, уловить в необыкновенном, иногда даже фантастическом художественном образе реальный жизненный смысл. Загадка с отгадкой – это своеобразный диалог, в котором один из участников проявляет умение образно воспринимать, изображать и описывать мир, а другой – наблюдательность, сообразительность, воображение и логическое мышление.
Загадка учит воспринимать мир многогранно и образно, формирует умение самостоятельно делать выводы, развивает способность к анализу, обобщению. Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию, отгадывание загадок способствует развитию речи детей, обогащает их словарный запас, развивает его мыслительные способности, расширяет представления о мире.
Главным условием успешной работы является предварительное знакомство учащихся с признаками и свойствами материалов, инструментов, явлений и предметов, о которых пойдет речь в загадках. Нужны знания об окружающем мире, полученные во время наблюдений, занятий, игр, которые делают детей образованнее, подготавливают их к пониманию логической основы и содержания загадок и облегчают отгадывание.
Применение на уроках загадок дает возможность школьникам почувствовать прелесть народного искусства слова и приобщиться к вековой народной мудрости. Занимательная форма загадки делает обучение интересным, вызывает интерес к изготавливаемой на занятии поделке или к используемым на уроке материалам и инструментам.
Младшим школьникам можно предложить самим придумать загадки. Составление загадки, как и ее разгадывание, требуют пристального наблюдения над объектами действительности, выявления у них характерного, типичного оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к рассуждению и доказательству, к четкой логике.
Я отобрала для статьи загадки из всевозможных источников: из книг, журналов, интернета и систематизировала материал, все загадки сгруппированы по темам отгадок.
[1] Литературная энциклопедия. М., 1964, т.2, с. 970
Игла с ниткой | ||
Конь стальной, хвост льняной. Птичка-невеличка. Носик стальной, А хвостик льняной. |
Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. |
|
Птичка-невеличка: Носик стальной, хвостик льняной. |
Ухо есть, а не слышит, Без глаз, без ног, а ходит И за собой водит. |
|
Кто протыкает клювом и зашивает хвостом? | Одна подружка пролезла другой в ушко. | |
Сама коротка, а хвост длинен. | Стройная девица весь свет одевает. | |
Утка ныряла, ныряла И хвост потеряла. |
Ног нет, а ходит, Есть ухо, а не слышит. |
|
Я одноухая старуха Я прыгаю по полотну. И нитку длинную из уха, Как паутину я тяну. |
В узкий глазок вдета тонкая
нитка, И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко, А называют кораблик… |
|
Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает. |
Весь мир одевает, Сама нагишом. |
|
Наперсток | ||
На пальце одном, ведерко вверх дном. | Мал, мал домик с сотней окон. | |
Круглая гора, Что ни шаг, то нора. |
У дядюшки у Никона Вся лысина истыкана. |
|
Маленькая головка На пальце сидит, Сотнями глаз Во все стороны глядит. |
Как зовется тот щиток, что хранит пальцы и ноготок? | |
Ножницы | ||
Два братца, одно сердце. | Два брата одну работу делают. | |
Две утки Где пройдут, там и стены рвут. |
Два кольца, два конца, А посередине – гвоздик. |
|
С той и с другой стороны Две собаки друг друга грызут. |
Режем мы и вырезаем, Маме шить мы помогаем. |
|
Смотрите: мы раскрыли пасть, В неё бумагу можно класть. Бумага в нашей пасти Разделится на части. |
Детям мы кроим одежду, Стрижем ногти на пальчиках, Подстригаем волосы Девочкам и мальчикам. |
|
Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами, дети: Можем больно наказать! |
Сделаны из железа, Умеют стричь и резать. Когда они встречаются, Части разделяются. |
|
Они бывают разные: Тупые и острые, Детские и взрослые. |
Два конца, два кольца, Посередине гвоздь, Да и тот насквозь. |
|
Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижет. |
Два брата-акробата — Ручки — кольцом, ножки — острые. |
|
Нож | ||
И в земле я был, И в огне я был, а на кухню попал. |
Тело деревянное, а рука железная. | |
Циркуль | ||
Сговорились две ноги Делать дуги и круги. |
||
Карандаш | ||
Тоненькое, кругленькое, Сердце черненькое, Кто его след видит – Мысли его знает. |
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. |
|
Палочка волшебная есть у меня, друзья, Палочкою этой могу построить я: Башню, дом и самолет, И большущий пароход! |
Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?.. |
|
Грамоты не знаю, а до скончания пишу. | Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке. Его следы – твои труды. |
|
Не похож на человечка, Но имеет он сердечко, И работе круглый год Он сердечко отдает. |
Он признался ножу: - Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог. |
|
Резинка | ||
Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. |
Хоть я и не прачка, друзья, Стираю старательно я. |
|
Утюг | ||
В полотняной стране По реке-простыне Плывет пароход - То взад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. |
То назад, то вперед Ходит, бродит пароход. Остановишь – горе! Продырявит море! |
|
Гладит все, чего касается, А дотронешься - кусается. |
Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки И навести на брюках стрелки. |
|
Клей | Шило | |
Я — молодец, Я так хорош, Лучше меня ты не найдешь! Так сдружу я деревяшки: Планки, рейки, колобашки, Что водой не разольешь! |
Где упрется хвостом, Станет дырка потом. |
|
Кисточка, краски | ||
Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. |
Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. |
|
Спицы | Булавка | |
В руках у мастерицы. Весь день ныряли в
петельки… |
Железный жучок, На хвостике червячок |
|
Техническое моделирование | ||
Я великан: вон ту громадную, Многопудовую плиту Я, словно плитку шоколадную, Вмиг поднимаю в высоту. И если я могучей лапою Слона или верблюда сцапаю, Я их обоих буду рад Поднять как маленьких котят. (Подъемный кран) |
Я бываю выше дома И легко одной рукой Поднимаю груз огромный. Кто, скажите, я такой? (Подъемный кран) |
|
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомашина) |
Закружу, заверчу, в небеса улечу. (Вертолет) |
|
На море, в реках и озерах Я плаваю, проворный и скорый. Среди военный кораблей Известен легкостью своей. (Катер) |
Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем! (Велосипед) |
|
Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдет он, станет гладко, Будто новая площадка. (Бульдозер) |
В желтом море корабль плывет, Он идет, волну сечет, Из трубы зерно течет. (Комбайн) |
|
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла, Только выпустит хвост - Понесется до звезд. (Ракета) |
Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд) |
|
Овсом не кормят, кнутом не гонят, А как пашет - семь плугов тащит. (Трактор) |
Я мчусь, держусь за провода, Ну заблужусь я никогда. (Троллейбус) |
|
К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет Если крот раскроет рот. (Экскаватор) |
Есть на свете чудная лопата - На колесах, крива и горбата, Но копать начинает она - Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор) |
|
Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет) |
Не птица, а летает, Не грузовик, а с кабиной, Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет) |
|
Растения | ||
Падают с ветки золотые монетки. (Листья) |
Без окон, без дверей, Полна горница людей. (Огурец) |
|
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) |
Круглый, зрелый, загорелый, Попадался на зубок, Расколоться все не мог. А попал под молоток, Хрустнул раз - и треснул бок. (Орех) |
|
Посадили зернышко - вырастили
солнышко. (Подсолнух) |
Золотое решето Черных домиков полно. (Подсолнух) |
|
Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла, Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. (Рябина) |
Легкий, а не пух. Мягкий, а не мех. Белый, а не снег, но оденет всех. (Хлопок) |
|
Нарядные сестренки Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы) |
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки. (Яблоко) |
|
Животные | ||
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, А он вспорхнул и улетел. (Бабочка) |
У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылек, не птичка - Над цветком порхает, пляшет Веерком узорным машет. (Бабочка) |
|
Был белый дом, чудесный дом, Но что-то застучало в нем, И он разбился, а оттуда Живое выбежало чудо. (Цыпленок) |
Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать все равно не может. (Гусеница) |
|
Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утенок) |
Пестрая крякушка ловит лягушек, Ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (Утка) |
|
По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) |
Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж) |
|
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж) |
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ежиха) |
|
По тропинке идет, Лес на спинке несет. (Ёж) |
Длинная шея, красные лапки, Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь) |
|
Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (Змея) |
Лежит веревка, Шипит плутовка, Брать ее опасно - Укусит, ясно? (Змея) |
|
Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук) |
Жу-жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, И звук Ж твержу. (Жук) |
|
Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы? (Заяц) |
Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями - Листьями деревьев. (Жираф) |
|
Быстрый прыжок, теплый пушок,
красный глазок. (Кролик) |
По полю скачет - ушки прячет, Встанет столбом - ушки торчком. (Заяц) |
|
Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) |
Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он не знает. (Крот) |
|
Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышка) |
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова) |
|
Черная, пушистая, Ободок дерет, За рыбой - скок, И зубами щелк. (Кошка) |
Заворчал живой замок, Лег у двери поперек, Две медали на груди, Лучше в дом не заходи! (Собака) |
|
На дорожку вышли рожки, Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко, Рожки спрятались опять. (Улитка) |
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) |
|
По горам, по долам Ходит шуба, да кафтан. (Овца) |
Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. (Ослик) |
|
Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (Петух) |
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Песни распевает, время считает. (Петух) |
|
Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище. (Кошка) |
Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. (Собака) |
|
Новый год, зима | ||
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. (Зима) |
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) |
|
Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик) |
Хоть сама - и снег и лед, А уходит - слезы льет. (Зима) |
|
Меня не растили - из снега
слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза - угольки, руки - сучки. Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба) |
Я снежная, я белая, Меня ребята сделали, Днём они всегда со мной, Вечером идут домой. Ну, а ночью под луной Очень грустно мне одной. (Снежная баба) |
|
С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые ... (Снежинки) |
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки) |
|
Кого раз в году наряжают? (Ёлка) |
С неба - звездой, В ладошку - водой. (Снежинка) |
|
Он и добрый, он и строгий, Бородою весь зарос, К нам спешит сейчас на праздник, Кто же это? ... (Дед Мороз) |
Он катки для нас устроил, Снегом улицы занес, Изо льда мосты построил, Кто же это? ... (Дед Мороз) |
|
Мы купили вешалку С звездою на макушке. Повесили на вешалку Не шапки, а игрушки! (Ёлка) |
К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придёт, Вся пушистая, в иголках, А зовут ту гостью ... (Ёлка) |
|
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый Год я главная. (Ёлка) |
Красавица какая - Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана... Скажите, кто она? (Ёлка) |
|
Входишь в одну дверь, а выходишь из трех, Думашь, что вышел, а на самом деле зашел. (Рубашка) |
Вырос лес, Белый весь, Пешком в него не войти, На коне не въехать. (Морозный узор) |
|
Побелело за ночь всюду, А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес. (Морозный узор) |
Дед Мороз, когда темно, Из лесов и снежных гор К нам приходит под окно Рисовать на нём ... (Морозный узор) |
|
Разное | ||
Вот и зимняя пора - На дворе трещит ... (Не жара, а мороз) Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём ... (Морозный узор) |
Вдруг из черной темноты в небе выросли
кусты, А в них голубые, пунцовые, золотые распускаются цветы небывалой красоты. И все улицы под ними тоже стали голубыми, Пунцовыми золотыми, разноцветными. (Салют) |
|
В деревянной Машеньке Внутри кукла Сашенька. Открой куклу Сашеньку, А там - крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке Есть малютка Пашенька. (Матрешка) |
Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит, Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – все умелые пловцы. (Аквариум) |
|
Кручусь, верчусь, И мне не лень Вертеться даже целый день. (Юла) |
Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто-бы жучок, Захочет - вскачь пойдет немножко, Захочет - ляжет на бочок. (Юла) |
|
Свернешь - клин, Развернешь - блин. (Зонт) |
Гуляю я и в дождь, и в зной, Характер у меня такой. (Зонт) |
|
Дождь идет Вам нужен я. Дождь прошёл, Сложи меня. (Зонт) |
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу. (Очки) |