Применение загадок на уроках технологии (труда) в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Что такое загадка? Загадка характеризуется как “замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего”[1].

Загадка – вид устного народного поэтического творчества. Она дает условное изображение предметов или явлений окружающей человека действительности, чаще всего в иносказательной форме. Только почувствовав и поняв эту поэтическую условность, можно отгадать загадку, уловить в необыкновенном, иногда даже фантастическом художественном образе реальный жизненный смысл. Загадка с отгадкой – это своеобразный диалог, в котором один из участников проявляет умение образно воспринимать, изображать и описывать мир, а другой – наблюдательность, сообразительность, воображение и логическое мышление.

Загадка учит воспринимать мир многогранно и образно, формирует умение самостоятельно делать выводы, развивает способность к анализу, обобщению. Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию, отгадывание загадок способствует развитию речи детей, обогащает их словарный запас, развивает его мыслительные способности, расширяет представления о мире.

Главным условием успешной работы является предварительное знакомство учащихся с признаками и свойствами материалов, инструментов, явлений и предметов, о которых пойдет речь в загадках. Нужны знания об окружающем мире, полученные во время наблюдений, занятий, игр, которые делают детей образованнее, подготавливают их к пониманию логической основы и содержания загадок и облегчают отгадывание.

Применение на уроках загадок дает возможность школьникам почувствовать прелесть народного искусства слова и приобщиться к вековой народной мудрости. Занимательная форма загадки делает обучение интересным, вызывает интерес к изготавливаемой на занятии поделке или к используемым на уроке материалам и инструментам.

Младшим школьникам можно предложить самим придумать загадки. Составление загадки, как и ее разгадывание, требуют пристального наблюдения над объектами действительности, выявления у них характерного, типичного оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к рассуждению и доказательству, к четкой логике.

Я отобрала для статьи загадки из всевозможных источников: из книг, журналов, интернета и систематизировала материал, все загадки сгруппированы по темам отгадок.

[1] Литературная энциклопедия. М., 1964, т.2, с. 970

Игла с ниткой
Конь стальной, хвост льняной.
Птичка-невеличка.
Носик стальной,
А хвостик льняной.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Птичка-невеличка:
Носик стальной,
хвостик льняной.
Ухо есть, а не слышит,
Без глаз, без ног, а ходит
И за собой водит.
Кто протыкает клювом и зашивает хвостом? Одна подружка пролезла другой в ушко.
Сама коротка, а хвост длинен. Стройная девица весь свет одевает.
Утка ныряла, ныряла
И хвост потеряла.
Ног нет, а ходит,
Есть ухо, а не слышит.
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха,
Как паутину я тяну.
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик…
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
Весь мир одевает,
Сама нагишом.
Наперсток
На пальце одном, ведерко вверх дном. Мал, мал домик с сотней окон.
Круглая гора,
Что ни шаг, то нора.
У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
Как зовется тот щиток, что хранит пальцы и ноготок?
Ножницы
Два братца, одно сердце. Два брата одну работу делают.
Две утки
Где пройдут, там и стены рвут.
Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик.
С той и с другой стороны
Две собаки друг друга грызут.
Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем.
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
Детям мы кроим одежду,
Стрижем ногти на пальчиках,
Подстригаем волосы 
Девочкам и мальчикам.
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
Они бывают разные:
Тупые и острые,
Детские и взрослые.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздь,
Да и тот насквозь.
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
Два брата-акробата —
Ручки — кольцом,
ножки — острые.
Нож
И в земле я был,
И в огне я был, а на кухню попал.
Тело деревянное, а рука железная.
Циркуль
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
 
Карандаш
Тоненькое, кругленькое,
Сердце черненькое,
Кто его след видит –
Мысли его знает.
Чёрный Ивашка,
деревянная рубашка,
где носом ведёт,
там заметку кладёт.
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
Грамоты не знаю, а до скончания пишу. Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы – твои труды.
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
Резинка
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.
Утюг
В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход -
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море!
Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
Клей Шило
Я — молодец,
Я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь!
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом.
Кисточка, краски
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.

Спицы Булавка
В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки.

Железный жучок,
На хвостике червячок
Техническое моделирование
Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять как маленьких котят.
(Подъемный кран)
Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный.
Кто, скажите, я такой?
(Подъемный кран)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
(Автомашина)
Закружу, заверчу, в небеса улечу.
(Вертолет)
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей. (Катер)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будто новая площадка. (Бульдозер)
В желтом море корабль плывет,
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(Комбайн)
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
(Ракета)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет - семь плугов тащит. (Трактор)
Я мчусь, держусь за провода,
Ну заблужусь я никогда. (Троллейбус)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)
Есть на свете чудная лопата -
На колесах, крива и горбата,
Но копать начинает она -
Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор)
Что за птица: песен не поет,
гнезда не вьет, людей и груз везет?
(Самолет)
Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)
Растения
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз - и треснул бок. (Орех)
Посадили зернышко - вырастили солнышко.
(Подсолнух)
Золотое решето
Черных домиков полно.
(Подсолнух)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина)
Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег,
но оденет всех. (Хлопок)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)
Животные
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
У маленькой Катюши
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка -
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нем,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
Пестрая крякушка
ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
спотыкалочкой. (Утка)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ежиха)
По тропинке идет,
Лес на спинке несет. (Ёж)
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)
Лежит веревка,
Шипит плутовка,
Брать ее опасно -
Укусит, ясно? (Змея)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук)
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук Ж твержу. (Жук)
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев. (Жираф)
Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.
(Кролик)
По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком. (Заяц)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает. (Крот)
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка)
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(Корова)
Черная, пушистая,
Ободок дерет,
За рыбой - скок,
И зубами щелк. (Кошка)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
На дорожку вышли рожки,
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Улитка)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
По горам, по долам
Ходит шуба, да кафтан.
(Овца)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Ослик)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Песни распевает, время считает. (Петух)
Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище. (Кошка)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
Новый год, зима
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)
Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... (Снежинки)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)
Кого раз в году наряжают?
(Ёлка)
С неба - звездой,
В ладошку - водой. (Снежинка)
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? ... (Дед Мороз)
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ... (Дед Мороз)
Мы купили вешалку
С звездою на макушке.
Повесили на вешалку
Не шапки, а игрушки! (Ёлка)
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью ... (Ёлка)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый Год я главная. (Ёлка)
Красавица какая -
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана...
Скажите, кто она? (Ёлка)
Входишь в одну дверь,
а выходишь из трех,
Думашь, что вышел,
а на самом деле зашел. (Рубашка)
Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор)
Дед Мороз, когда темно,
Из лесов и снежных гор
К нам приходит под окно
Рисовать на нём ...
(Морозный узор)
Разное
Вот и зимняя пора
- На дворе трещит ...
(Не жара, а мороз)
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём ...
(Морозный узор)
Вдруг из черной темноты в небе выросли кусты,
А в них голубые, пунцовые, золотые
распускаются цветы небывалой красоты.
И все улицы под ними тоже стали голубыми,
Пунцовыми золотыми, разноцветными.
(Салют)
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
Посмотрите, дом стоит,
до краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
все умелые пловцы.
(Аквариум)
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться
даже целый день.
(Юла)
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет - вскачь пойдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
(Юла)
Свернешь - клин,
Развернешь - блин. (Зонт)
Гуляю я и в дождь, и в зной,
Характер у меня такой. (Зонт)
Дождь идет
Вам нужен я.
Дождь прошёл,
Сложи меня.
(Зонт)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу.
(Очки)