Выступление на родительском собрании на тему "Психологические факторы внутрисемейного воспитания"

Разделы: Работа с родителями


Уважаемые родители!

Воспитание – это часть социализирующего образования, это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребёнка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно. А.С.Макаренко подчёркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но дошкольное учреждение и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.

Процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Мне представляется актуальным провести на сегодняшнем собрании изучение психологических факторов внутрисемейного воспитания и их возможного влияния на воспитание детей в семье, а также выявить проблемы современного внутрисемейного воспитания.

Семейное воспитание – это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребёнка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша или девушка. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги и психологи считают, что семья и ребёнок – это зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества личности, которые больше нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей – социуму) личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям:

1. Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирования личности ребёнка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

2. Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении постоянном обновлении.

3. Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

4. Физическое воспитание предусматривает развитие у ребёнка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и т.д.

5. Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим, экологическим, половыми другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.

Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определённая социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между её членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того, в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение всё богатство общественных отношений, что создаёт возможность раннего включения ребёнка в их систему. Всякое серьёзное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю её воспитательных возможностей.

Итак, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.

Великий советский педагог А.С.Макаренко говорил: “Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребёнка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое”.

В современной практике семейного воспитания довольно определённо выделяется три стиля отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищённости. Психологи утверждают, что всё это ведёт к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо апатию и пассивность.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником её является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношений называют ещё “авторитетом любви”. Суть его заключается в потакании ребёнку, в погоне за детской привязанностью, путём проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. Это социально опасный способ отношений с детьми. Психологи предупреждают, в своём стремлении завоевать ребёнка, родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчётливого, умеющего манипулировать людьми.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате, дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает сформироваться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется педагогическое влияние родителей на сознание и поведение ребёнка. Выбор методов воспитательного воздействия на ребёнка зависит от педагогической культуры родителей, их понимания целей воспитания, представления о жизненных ценностях, стиля отношений в семье и т.д. Сколько родителей, столько существует и разновидностей методов, среди которых известные всем убеждение, личный пример, поощрение, наказание, а в некоторых семьях – воспитывающие ситуации.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов воспитания.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущены, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребёнок захватывает в семье привилегированное положение. Ему всё дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребёнку тем, что “ им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживёт в своё удовольствие”. И растёт в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становиться очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка – дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система ребёнка. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребёнка неврастеника.

Ещё одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над ребёнком с раннего возраста. В детстве ребёнок познаёт все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Порой не только наказывают, а испытывают на нём самые жестокие средства воздействия. Очень часто причиной жестокого отношения к ребёнку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Необходимо знать, что дети в раннем и дошкольном возрасте не могут сразу выполнить любое требование. Это происходит не от непослушания, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимых новых действий, инертности временных нервных связей. А родители ждут от ребёнка сиюминутного подчинения, бесприкословного выполнения требований, оказывая на ребёнка непосильное для него давление. Основные психические напряжения и “трудное” поведение появляются у ребёнка в так называемые критические (кризисные) периоды его развития, когда возникают и начинают активно проявляться новообразования в физической и духовной структуре формирующейся личности. Чем раньше родители разберутся в этой обстановке, тем будет меньше вероятность возникновения напряжений и деформаций в психическом и нравственном развитии ребёнка, необходимости в силовых методах воспитания.

Модель домашнего насилия, как правило, передаётся из поколения в поколение. Строгие наказания обычно не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к своим детям, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют ограниченный круг навыков семейного воспитания, поскольку следуют той модели, которую они получили в наследство.

Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

К физическому насилию относятся и телесные наказания. Телесное наказание приводит ребёнка к деградации. Он может почувствовать, что порка – это наказание , достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребёнка не вырабатывается необходимого чувства вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Многие считают культивирование чувства вины нежелательным и забывают, что у него есть и важный положительный аспект. Когда чувство вины слишком угнетает человека, это вредно, но в разумной степени оно является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания. Нормальное, здоровое самосознание, позволяющее ребёнку разумно ограничивать своё поведение, гораздо эффективнее палочной дисциплины, вызывающей страх, гнев и возмущение. В современном обществе во многих семьях физическое насилие приобретает систематический и хронический характер. Каждый год по крайней мере один ребёнок из 100 страдает от побоев родителей, не менее 40% хотя бы раз испытали побои, 3 из100 детей пострадали от применения родителями огнестрельного и холодного оружия.

Сексуальное насилие (развращение) – это вовлечение ребёнка в сексуальные действия с его согласия или без такового, осознаваемого или неосознанное им. Многие дети даже подростки, становясь объектом сексуального домогательства кого-либо из родственников, не считают это насилием. Психологи объясняют подобное детское заблуждением тем, что в условиях семейного неблагополучия ребёнок чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Проявление сексуального интереса к нему со стороны более старших членов семьи расценивается им как благосклонность, он чувствует свою значимость, потому что взрослый делит с ним секрет, нуждается в нём. Его растлевают – он же думает, что его любят.

Наиболее часто встречаются проявления психического насилия. Этот вид внутри семейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим, психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающим черт его личности К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика, оскорбление и унижение достоинства, угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме, без физического насилия, Предъявление к нему требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, обман доверия ребёнка и т.д. Однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму, также входит в этот вид насилия. (Приложение 1) (Приложение 2)

Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость) – нередкое явление в неблагополучных семьях. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, ещё не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними, отсутствие элементарной заботы о ребёнке. При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей, замедлиться их психическое развитие.

Родителям всегда трудно найти “золотую середину”в вопросах воспитания собственных детей: сохранить хрупкое равновесие между излишней заботой и преждевременным требованием от ребёнка самостоятельности, наказывая за намеренно совершённый проступок, не переступить ту грань, которое отделяет заслуженное наказание от проявления насилия.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, развитие его как личности. Проблема насилия в семье в последнее время попала в центр внимания многих международных организаций, которые обращаются к специалистам: психологам, социологам, работникам правоохранительных органов – с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. За закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души.

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество. В связи с этим закономерно возрастает интерес исследователей, педагогов, психологов к проблеме ценностей и ценностно-смысловых ориентаций, как отдельной личности, так и различных социальных групп, в том числе семьи.

В последнее время с семьёй происходят радикальные изменения, отражающие обще-цивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Социальный кризис в России вылился в низкий уровень рождаемости. Несомненно, низкий уровень жизни служит тормозом рождаемости, но причина не только в этом. Это общая беда всей современной цивилизации, беда, которая выразилась в девальвации семейных ценностей. Сейчас антидетная, антисемейная тенденция главным образом связана с жизненной философией молодого поколения, которое не хочет (или боится) иметь детей по причине отсутствия реальных перспектив своего профессионального и социального самоопределения. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности. Семья перестала быть условием выживания в обществе, так как каждый взрослый человек имеет возможность стать экономически самостоятельным и поэтому проявляет больше заботы о своём личностном росте, чем о семейном благополучии. У большинства членов общества ярко выражена ориентация на удовлетворение основных жизненных потребностей не в семье, а вне её, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей. Сейчас важнее сделать карьеру, чем стать хорошим семьянином. В большинстве российских семей превалируют неуверенность в завтрашнем дне и ощущение слабой защищённости от насилия и преступного мира. Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентациях родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь, на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребёнок стремиться к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребёнка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребёнка, для его психического и личностного развития.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не следует пускать процесс воспитания на самотёк и в более старшем возрасте также оставлять повзрослевшего ребёнка наедине с самим собой. Очень важно, чтобы то, чему мы учим, подкреплялось конкретными примерами , чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если ребёнок видит, что мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, всё воспитание может пойти насмарку.)

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастёт в высшие социальные чувства – любовь к людям, к Родине.

Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей вырастают тревожные дети, честолюбивые родители порой так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности, несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Кризис современной семьи в некотором плане связан со снижением роли мужчины как стабилизирующего фактора внутри её. Многие современные отцы зачастую полностью самоустраняются от воспитательных обязанностей. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин. В частности, потеря мужчиной роли единственного кормильца семьи привела к ослаблению, а порой и утрате специфических форм и методов мужского воспитания. Невозможность для определённой части мужчин самоутвердиться на работе повлекла за собой проявление у них таких негативных черт характера, как чрезмерная обидчивость, раздражительность, агрессивность, мелочная придирчивость. Вместе с тем для современных мужчин стали присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не обладали ещё несколько лет тому назад. К их числу можно отнести снижение волевой активности, утрату чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей, за выбор ими профессии и уменьшение затрат свободного времени на детей. Мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны; у них усилился интерес к своей внешности, к развлекательным формам досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми. Ребёнок, видя всё это, начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи. Пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстранения от семейных проблем. Авторитет такого отца постепенно падает в глазах ребёнка.

Лидирующее положение в семье продолжает занимать женщина. Занятость женщины в сфере общественного производства и её двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения – это ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе сказываются на всех без исключения семьях и ведут к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию.

Подобный конфликт между социально-психологическими ролями матери и отца в современной семье чутко улавливается детьми и отражается на особенностях формирования их личности. Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении отклонений в развитии личности ребёнка. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения всегда имеют воспитательный характер.

Неблагоприятная семейная атмосфера, жизненные условия, а также ошибки в воспитании формируют противоречивое отношение ребёнка к окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие отклонения внешне проявляются как нарушение поведения. Первоначально они не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, полагая, что ребёнок ещё мал, чего-то не понимает, подрастёт – исправится. Произошедшие в ребёнке изменения родители начинают замечать, когда он становится не поддающимся педагогическому воздействию не только в семье, но и за её пределами, т.е. становится трудновоспитуемым. Основными характеристиками трудновоспитуемости являются: отклонения в поведении, антиобщественные поступки, аморальное поведение, правонарушения, преступления. Отклоняющееся поведение, или дезадаптация, - это социально неодобряемые формы поведения ребёнка. Наиболее характерными являются непослушание, детский негативизм и девиантно-делинквентные формы поведения. Среди поведенческих девиаций выделяют лживость, употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств, побеги детей и подростков из дома, уход в религиозные культы, бродяжничество как следствие детской безнадзорности, аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собственный организм, вплоть до крайних проявлений – самоубийства).

Наряду с особенностями отклонений в поведении детей и подростков, обусловленными неблагоприятной семейной атмосферой и педагогическими ошибками родителей, не менее важным являются также трудности поведения, связанные с возрастными и половыми различиями. Не всем родителям известно, что в процессе развития детской психики существуют три пика агрессивности и упрямства, которые совпадают с периодами возрастных кризисов: от 2 до 4 лет, от 7 до 8 лет и от 14 до 17 лет. Это связано с рядом физиологических и социальных особенностей развития ребёнка, которые влияют на осознание им своего места в жизни. Каждый ребёнок проходит через эти пики, и не исключено, что при определённом сочетании обстоятельств возможно формирование у него различных социальных отклонений, которые проявляются во внешней, поведенческой стороне, а также ведут к деформации системы внутренней регуляции. Ни поведенческие, ни личностные деформации не возникают у ребёнка спонтанно. Бывает и так, что он просто перенимает от родителей или других взрослых неправильные взгляды. Поэтому детей надо постоянно учить правильному поведению, причём учить в доступной форме, не забывая о том, что моральные нормы должны стать для ребёнка лично значимыми.

И так, на сегодняшнем собрании мы рассмотрели, как психологические факторы влияют на внутрисемейное воспитание, отметили специфику семейного воспитания и определили его значение, а также проанализировали причины, создающие определённые трудности в семейном воспитании на современном этапе.