Задачи:
- умение распознавать стиль текста;
- умение определять тему текста
- умение выделять абзацы и озаглавливать их;
- подбор точных слов-синонимов, необходимых для описания;
- установление связи предложений друг с другом.
Ход урока
1. Чтение текста и беседа по нему.
Сегодня мы с вами будем писать изложение об одном растении. Что это за растение, вы мне сейчас скажите сами, отгадав загадку:
Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (берёза)
Что вы знаете о берёзе?
Сейчас я познакомлю вас с текстом, над которым будем работать.
“Берёза.
На высокой горе стоит берёза.
Её корявый ствол оброс лишайником. С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. Эти ветви делают берёзку очень чуткой: кругом ни ветерка, а берёза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни.
Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым. ”
- Какой это текст по стилю? (текст-описание)
- Докажите. (Описывается берёза)
- Какова основная мысль текста? (берёза)
- Отражена ли в заглавии тема текста? (да)
- Описание чего даётся в нём?
- Какой мы видим здесь берёзу?
- Что значит выражение “ ветви делают берёзку очень чуткой”? (Она реагирует на всё, даже на малейшее дуновение ветра, движение воздуха).
- Какой ствол у нашей берёзки? (Ствол корявый).
- Что значит “корявый ствол”? (Т.е. на стволе есть какие-то неровности, шероховатости, он не прямой, а немного, наверное, искривлён.)
- Что такое лишайник? (Лишайник- это растение, которое может расти на стволе деревьев.) Лишайник состоит из гриба и водоросли и растёт на коре дерева.
- Какими мы видим ветви берёзы? (Длинные, молодые).
- Эти ветви делают её чуткой. Подберите синонимы к слову “ чуткая”. (Тонкая, чувствительная, нежная, прекрасная).
- Какие глаголы используются автором в тексте при описании берёзы? (стоит, свешиваются, покачивается, сверкает, шумит.)
1. Прочитайте первое предложение. “ На высокой горе стоит берёза. ”
Вам понятно из этого предложения, о чём будет идти речь в тексте? (Да, речь пойдёт о берёзе.)
Давайте озаглавим первую часть нашего текста. (Берёза)
2. Языковой разбор текста и составление плана.
1. Прочитайте основную часть текста.
“Её корявый ствол оброс лишайником. С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. Эти ветви делают берёзку очень чуткой: кругом ни ветерка, а берёза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни. ”
- Какое слово связывает первое и второе предложения? (Её).
- О чём эта часть? (В этой части автор описывает берёзу.)
- Описание конкретно чего даётся в этой части? (Сначала идёт описание ствола, а затем- ветвей).
- Сколько подпунктов можно выделить в этой части? (Два)
- Как озаглавим первый подпункт? (Ствол)
- А второй? (Ветви)
- Понаблюдайте, как связаны между собой предложения в основной части. (Второе предложение начинается с предлога С, а с третьим предложением оно связывается словом ЭТИ. Третье и четвёртое предложения связаны союзом И.)
2. Прочтите 3 часть.
“Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым ”.
- Как связано это предложение с остальным текстом? (Оно связывается с четвёртым предложением словом ЭТОТ.)
- Чем в тексте является это предложение? (Подведением итога, заключением).
Итак, мы с вами составили план нашего текста, которого вы будете придерживаться при написании работы.
План.
1. Берёза.
2. Описание берёзы:
- ствол
- ветви
3. Заключение.
Какие могут встретиться трудные слова в тексте? Запишем их и разберём орфограммы.
Пожелтевших, сучьев, свешиваются, покачивается, счастливым.
3. Самостоятельная работа детей.
Дети повторно читают текст. 2-3 ученика вслух пересказывают текст по плану. Затем дети самостоятельно записывают текст в тетради.