Цели.
Образовательные:
1. Познакомить обучающихся с понятием “
толерантность”, с основными чертами толерантной
личности.
2. Провести исследование по темам “Толерантность
и дружба народов”, “Толерантность и доброта”,
“Толерантность в семье”.
Развивающие:
1. Сформировать умение определять понятие “
толерантность”.
2. Сформировать умение работать в группах,
проводить исследования и делать выводы.
3. Закрепить умение строить свою речь
выразительно, логично.
Воспитательные:
1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих, дружбы и взаимовыручки.
Оборудование: на доске: фигурки девушек, ромашка с отдельными лепестками, дерево с яблоками, солнце с улыбкой, радуга, силуэты человечков для хоровода; магнитофон, подбор музыкального ряда согласно теме.
План урока.
I. Введение в тему.
II. Открытие нового знания.
- Выступление группы “Толерантность и дружба народов”.
- Выступление группы “Толерантность и доброта”.
- Выступление группы “Толерантность в семье”.
III. Творческая работа.
IV. Рефлексия.
Ход урока
I. Введение в тему
Вступительное слово учителя.
- Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Начнём наш урок с притчи (звучит мелодичная музыка, рассказывается притча):
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал старик и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Грусть, третью – Красота, четвёртую – Обида, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы.
Звучит музыка и продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку
- А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения)
- Когда мы говорим об этих качествах, мы говорим о толерантности
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
На доске появляются надписи: Толерантность – это
Милосердие
сострадание
уважение
терпение
доброта
дружба
Толерантность – это путь к миру и согласию.
II. Открытие нового знания
1. На доске яблоня с разными по форме, цвету и размеру яблоками.
- В саду, где прогуливалась Дружба росла яблоня. Все ли яблоки на ней одинаковы? (Нет)
- Чем они различаются? (Формой, цветом, размером)
- Вот так же и люди. В чём наше внешнее различие? (Люди различаются цветом глаз, волос, кожи, ростом и весом)
- Люди различны не только внешне, но и внутри души мы разные – ранимые, хотим, чтобы нас не оскорбляли, не обижали, уважали.
- Мы разные, но мы вместе! Этот девиз напрямую связан с толерантностью и будет являться девизом нашего урока.
2. Презентация исследования группы “Толерантность и дружба народов”.
На нашей планете живёт 7 миллиардов человек разных национальностей. У каждого народа своя культура, характер, традиции, религия.
В легенде говорится о происхождении народностей:
1 ученик: Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
2 ученик: По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
Схема ответа-вывода группы №1.
На нашей планете Земля живут люди ______________________ национальностей. У них разный цвет _______________, __________________, __________________. В энциклопедиях и Интернете мы узнали, что самый многочисленный народ на Земле – это _______________________________________________________________________.
Второе место занимают ___________________________________________________,
третье место у ___________________________________________________.
Россия стоит на ___________ месте в мире по численности населения.
В Саратовской области проживают ____________________, __________________, ______________, __________________ и другие национальности.
Люди разных национальностей должны __________________, ______________________ друг друга, чтобы не было ___________________. Они должны быть _________________, ___________________________, _________________________, __________________________.
3. Презентация исследования группы “Толерантность и доброта”.
- Мы говорим, что дружба не существует без одного очень важного качества. Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве говорится:
В доме добрыми делами занята
Тихо по квартире ходит доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
(В стихотворении говорится о доброте)
- Как вы понимаете, что такое доброта?
В словаре Ожегова есть толковании е слова “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”.
- Как вы думаете, добрый человек – толерантный человек? (Да)
- О доброте написано много литературных произведений и представляем исследование по этой теме.
Схема ответа-вывода группы №2.
Мы прочитали русские народные и авторские сказки: ________________________________, ___________________________________, _________________________________________, ___________________________________, _________________________________________, ___________________________________, ___________________________________________. В сказках есть положительные герои -____________________________ и отрицательные - _________________________. Добрые герои – это __________________________, ____________________________, ___________________, ___________________________, ____________________________, _____________________________________. Злые герои: _________________________________, ____________________________________, ____________________________________, _____________________________________, _________________________________________. В сказке главная тема – это борьба _____________________ и ______________________. Добро всегда _______________________________ зло, потому что доброта учит нас уважению, ________________________, ____________________, _______________________.
В русском фольклоре много сложено пословиц и поговорок о доброте.
__________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Таким образом, читая книги, мы учимся доброте, уважению, справедливости. Не нужно стесняться делать ___________________, говорить друг другу _____________________ слова, совершать ______________________ поступки.
4. Презентация исследования группы “Толерантность в семье”.
- А где же живёт доброта в стихотворении, которое услышали? (В квартире)
- Кто ещё проживает в квартире? (Семья)
- Как связаны между собой слова дружба – доброта – семья? (Если в семье царит дружба и доброта, то она будет крепкая)
Схема ответа-вывода группы №3.
Мы провели опрос среди учеников нашего класса: “Какие ситуации бывают в семье и как бы ты поступил”.
В опросе участвовали ________ человек.
Получились следующие результаты: своих братьев и сестёр __________% защищают, прощают и не обижаются на них, а _________%
Любят проводить время с семьёй ________% опрошенных.
За помощью обратятся к родителям _________%, к учителю __________%, к друзьям _________%.
Но для того, чтобы семья была крепкой и дружной, мы хотим рассказать китайскую притчу.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
III. Творческая работа в группах
Задание №1
1 группа: На столах лежат силуэты человечков. Соединить их так, чтобы получился “Хоровод дружбы”. (Закрепить на доске после выполнения)
2 группа: Составь цветок-ромашку только из слов, которые подходят к понятию толерантность: сострадание, доброта, злость, грубость, драка, уважение, дружба, терпение, гнев, прощение, милосердие, усталость. (Закрепить на доске после выполнения)
3 группа: Составить радугу желаний. На каждой цветной полоске написать свои пожелания, какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Задание №2
1 группа: Составить синквейн со словом дружба.
(Можно предложить слова подсказки):
Дружба
Верная, сильная
Выручает, сближает, радует
Помогать другу в беде.
Любовь
2 группа: Составить синквейн со словом доброта.
(Можно предложить слова подсказки):
Доброта
Душевная, светлая
Утешает, поддерживает, примиряет
Доброта спасёт наш мир.
Любовь
3 группа: Составить синквейн со словом семья
(Можно предложить слова подсказки):
Семья
Дружная, крепкая
Воспитывает, помогает, трудится
Дороже семьи ничего нет.
Любовь
- Во всех группах получилось итоговое слово любовь. Именно с этого слова мы и начали наш урок. Так в жизни всё взаимосвязано!
IV. Рефлексия
- Посмотрите, какая у нас получилась на доске замечательная картина. И за вашу активность и хорошую работу я хочу добавить к этой картине весёлое солнышко, которое создаст отличное настроение. (учитель прикрепляет солнышко, завершая композицию на доске)
- А какой формы солнышко? (Круг)
- Встанем все вместе в круг и ещё раз вспомним то чему был посвящён наш урок.
Дети читают стихотворение “Толерантность”.
1. Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?2. А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3. Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4. Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5. Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6. Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7. Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8. Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9. Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10. Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11. Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12. Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13. Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14. Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15. Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.