Цели урока.
- Обобщить и закрепить знания учащихся по теме: “Предложение. Текст”.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями для каждой группы и для каждого учащегося, цветные карандаши, бумага.
Ход урока
1. Организационный момент.
На доске записана пословица: "В одиночку не одолеешь и кочку".
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте то, что здесь написано, подумайте: что это? (Пословица)
- Подумайте и попробуйте объяснить ее смысл. (Одному человеку справиться с тяжелой работой, с трудностями нелегко, а вместе - любая работа по силам)
- Замечательно. Вот мы все вместе и будем трудиться на уроке.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы вспомним всё, что знаем о предложении и тексте.
“Мозговой штурм”. Определение понятий “Текст. Предложение”.
Правила:
1. Ни какой критики!
2. Высказать как можно больше идей.
Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
3. Словарная работа.
Повторение словарных слов, изученных с помощью ассоциаций. (Детям показываются картинки, и они ищут спрятанные в них слова)
Ягода, Москва, заяц, работа, рабочий, лисица.
4. Работа с деформированным текстом.
Работа в группах.
- Повторим правила работы в группах:
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Если не понял, переспроси.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Ребята, отгадайте загадку. (Приложение 1. Слайд 3)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая пришла, белого нашла. (Заяц и лисица)
Раздаются карточки с заданиями для каждой группы и для каждого учащегося.
1 группа
Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
Красивая, у, мордочка, лисы
Хорош, хвост, особенно
Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.
2 группа
В, лиса, лесу, живёт
Глубокие, она, норы, выкапывает
Роют, лисицы, барсуков, их, норы, или, занимают,
сами, сурков.
3 группа
Лиса, косулями, грызунами, даже, зайцами, и,
питается, жуками
Прочие, она, поедать, может, плоды, и, сливы, груши
Великолепный, лисица, охотник.
Физкультминутка
Проводится проверка работы групп.
Учащиеся читают тексты, которые у них получились.
1 группа
Лиса - осторожный и хитрый зверь.
Шерсть на ней длинная и пушистая.
Мордочка у лисы красивая.
Особенно хорош хвост.
Он переливается на солнце рыжими искрами. (Приложение 1. Слайд 5)
2 группа
Лиса живет в лесу.
Она выкапывает глубокие норы.
Лисицы роют их сами, или занимают норы барсуков, сурков. (Приложение 1. Слайд 6)
3 группа
Питается лиса косулями, зайцами, грызунами и даже жуками.
Она может поедать груши, сливы и прочие плоды.
Лисица — великолепный охотник. (Приложение 1. Слайд 7)
5. Творческая работа.
Написание синквейна о лисе.
Перед началом работы учащиеся вспоминают правила написания синквейна.
(Приложение 1. Слайд 8)
1 строка – одно слово – существительное (тема синквейна);
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему;
3 строка – три глагола, описывающие действия по теме;
4 строка – “крылатое” выражение, цитата, фраза, предложение из нескольких слов, показывающее своё личное отношение к теме;
5 строка – слово-резюме, итог, вывод, своё личное отношение к теме.
Каждая группа зачитывает свои синквейны.
(Пример синквейна: Приложение 1. Слайд 9)
1 стр. - Лисица.
2 стр. - Пушистая, хищная.
3 стр. - Охотится, питается, роет.
4 стр. - Лиса – рыжая охотница.
5 стр. - Плутовка.
6. Рисование лисы в группах.
Коллективная работа. Рисунок лисы.
Каждая группа рисует только одну лисицу. Учащиеся договариваются, и каждый рисует какую-то часть: туловище, голову, хвост, лапы.
Демонстрация работ.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Интересно ли было работать на уроке?
- Какие затруднения возникали?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?