К.И. Чуковский "Путаница"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с поэтом и сказочником К.И.Чуковским, с его произведением “Путаница”, формировать навык правильного, беглого, выразительного чтения; прививать любовь к книге, к поэту.

Оборудование: портрет писателя, картинки произведений, кроссворд, выставка книг, деформированный текст.

I. Организационный момент.

Ну ребята, чур, молчок,
Начинается урок.

1. Звуковая разминка.

а, о, у, ы, и, э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

аоуиэ аиуоэ

з-ж-ш ш-ж-с

же, че, ща, жра, жба

2. Упражнение “Фотоглаз”.

Утята

Котята

Курочки

Медведь

Воробышек

Есть ли среди этих слов слово гусята, воробышек? Какие слова вы запомнили?

3. Чтение скороговорки.

Боря Ире дал Ириску

Ира Боре Барбариску.

- Чтение скороговорки с логическим ударением на каждом слове.

II. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем учиться читать стихи, вернее сказку замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки вам читали когда вам было 2-3 года. Фамилию я называть не буду, вы должны вспомнить ее сами.

1. Разгадайте кроссворд.

- Из каких произведений отрывки.

1. Как у наших у ворот
Чудо дерево растет.
Ни листочки на нем
Ни цветочки на нем
А чулки да башмаки
Словно яблоки! (Чудо дерево)

2. У меня зазвонил телефон,
Кто говорит?
- Слон!
Откуда?
- От верблюда!
Что вам надо?
Шоколада! (Телефон)

3. Он бегает по Африке
И кушает детей.
Гадкий, нехороший, жадный… (Бармалей)

4. Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый
Та-ра-кан.
Он рычит и кричит
И усами шевелит. (Тараканище)

5. Всех излечит, исцелит
Добрый доктор… (Айболит)

6. Приходите тараканы
Я вас чаем напою,
Тараканы прибежали
Все стаканы выпивали. (Муха-Цокотуха)

7. Скачет сито по полям
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. (Федорино горе. Федора)

- Давайте прочитаем название произведений. Кто их написал? (К.И.Чуковский)

2. Сведения об авторе.

Детским поэтом и сказочником К.И.Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его младший сын. Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы его как то умилить, развлечь, отец стал рассказывать ему сказку.

Жил да был крокодил
Он по улицам ходил.

Мальчик затих, стал слушать и очень быстро ее запомнил.

А вскоре с Корнеем Ивановичем произошло нечто похожее. Однажды работая над важной статьей, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно тихо сказал ей:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Так родился на свет замечательный “Мойдодыр”. Прошло много лет, но до сих пор сказки К.И.Чуковского любят взрослые и дети.

Физминутка.

III. Работа над произведением К.И.Чуковского “Путаница”.

- Мы кроссворд разгадали, давайте прочитаем по вертикали, какое произведение мы будем сейчас читать. (Путаница)

- Откройте азбуку на с. 9

1. Жужжащее чтение отрывка уч-ся.

- Понравился ли вам этот отрывок из сказки?

- Что показалось смешным?

2. Послушайте этот отрывок в исполнении Виктории Толстогановой.

3. Попробуйте похрюкать голосом кошки, помяукать голосом свиньи, помычать голосом воробья?

- У кого голос мягкий? Тонкий? Толстый?

- А теперь вместе со мной попробуем почитать.

Но а прежде чем читать давайте поучимся читать длинные слова из сказки:

Замяукали Захрюкали
Поросята Заквакали
Надоело Воробышек
Лягушата.

4. Чтение отрывка с ведущим голосом учителя.

5. Почему этот рассказ автор назвал “Путаница”?

Путаница-перевертыши.

Вы, ребята, прекрасно понимаете шутку, умеете повеселиться, а поэтому с удовольствием поиграйте в игру, расставите в этих путаницах все по местам.

- Разложите полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного.

Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.

IV. Итог урока.

Наш урок подошел к концу.

- У вас на парте лежат круги, на них нарисуйте ваше настроение после этого урока. Какое оно у вас сейчас?