Существует меткая народная поговорка: "Бюрократ в жизни - недоиграл в детстве". Да, если ребенок не наигрался вволю - значит, многое мы ему недодадим, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих воспитанников. Жизнь ребенка складывается из разных видов деятельности. Одни виды имеют большое значение для развития личности ребенка, другие - меньше. В дошкольном возрасте игра становиться ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть даже такое выражение - "игровая дистрофия детей". Есть отрасль медицины и психологии, которая называется - игротерапия. Игрой можно диагностировать, познать ребенка, ободрить и одобрить его. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому, что забыли себя в детстве. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, интеллект и фантазию, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.
Игра - любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется уже в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть "как взрослые" очень велики, а возможности малыша еще крайне ограничены. Есть одно только средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка - это игра. В раннем детстве возникают и начинают развиваться элементы ролевый игры. Ребенок выбирает для себя определенную роль и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит деятельность взрослых и отношения между ними. В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них. Чем старше становится ребенок, тем выше оказывается уровень общего развития, тем более ценной бывает игра для становления самодеятельных форм поведения: ребенок сам намечает сюжет игры, выбирает партнеров, ставит цель и выбирает средства для реализации своих замыслов. Такая игра требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами, В таких неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем его мире. В игре ребенка впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют правильности в исполнении роли. Роль в игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.
В постижении мира взрослых игра для ребенка остается мощным средством развития восприятия, эмоциональной сферы и воображения. Игры детей - это школа их мышления и суждений. Ведь играть для ребенка значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра - это новый опыт, который, в свою очередь становится источником новых познаний, новых желаний, новых действий и новых умений. Для ребенка самое важное и самое желанное - свобода, которая сама по себе вызывает удовольствие в процессе игры. К игровой деятельности детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, осуществлять свои мечты. Порой взрослые считают, что коль игра - свободная деятельность, не стоит вмешиваться в нее, достаточно создать условия, купить игрушку. Такие взгляды ошибочны. Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. Преимущество игры заключается в том, что она является школой морали в действии, лишенной абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребенком. Важно и то, что моральные нормы, которые усваиваются ребенком в процессе игры оказывают влияние на его поведение, отношение к близким людям.
Когда в педагогике и психологии говорят об игре ребенка, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной игровой деятельности дети обмениваются друг с другом различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, направленный на запоминание полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Специфика детской игры заключается в добровольном подчинении правилам, но когда эти правила не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В игре проявляются разные особенности восприятия, черты характера, привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения. Наконец, игра является средством развития восприятия, воспитания и обучения, когда она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, взрослый воздействует на все сенсорные процессы ребенка, его сознание, чувства, волю, поступки и поведение в целом, формирует его первоначальный социальный опыт. Ценность игры для ребенка заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, взрослый воздействует на каждого ребенка в отдельности. Общеизвестно, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Таким образом, при правильном руководстве игра становится подлинной школой развития нравственных качеств, воображения и речи детей. В игре, как и в жизни, никто не застрахован от трудностей, временных неудач и промахов. Преодоление новых ситуаций формирует характер ребенка. Особенно это проявляется тогда, когда ребенок участвует в игре со своими сверстниками. Наблюдая за игрой детей, можно увидеть как у них складываются отношения, возникают конфликты. Самое правильное в этой ситуации - дать ребенку свободу и право на ошибку. Иначе, помогая и советуя каждую минуту, взрослые будут создавать помехи для появления у ребенка новых знаний, умений и навыков.
Все важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослыми и не на занятиях, а в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры, она дает детям возможность самим выбирать тему игры, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания и умения. Это такая игра, в которой дети берут на себя определенную роль и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Выполняя роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с определенными предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. В игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения ребенка. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации, ребенок берет на себя роль воображаемых персонажей - такай практика действий способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение ребенка со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому сюжетно-ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей. Исходя из всего сказанного, можно считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Дошкольный период - это время активного взросления ребенка, становления его как личности. Именно в это время формируются его первые моральные представления о добре и зле, красивом и некрасивом, плохом и хорошем. Наиболее благоприятными для детей в этот период являются игрушки, которые обязательные спутники детских игр. Игрушка способствует накопления у детей сенсорного опыта, развивает мелкую моторику, речь, навыки общения, творческие и мыслительные способности. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществлять замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображения и чувства ребенка. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например, строительный материал или конструктор. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию любознательности. Давая детям понятия о людях разных профессий, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии и уважения.
Как показывает изучение игр, использование детьми игрушек с возрастом значительно видоизменяется. Дети раннего и младшего дошкольного возраста большую часть времени в ходе игры тратят на различные операции с игрушкой: рассматривают ее, ощупывают. Игрушка для них - это исходный пункт игры. У старших же детей она является вспомогательным средством не только для выполнения разных операций, но и как опора для игры. Игрушка - наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки, подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра отражает свою эпоху. Со временем игрушки менялись, совершенствовались. Наверняка всем знакомо ощущение, когда в магазине игрушек глаза просто разбегаются от изобилия товара и яркости красок. Покоряя детские сердца, производители стараются на славу. Современные куклы умеют улыбаться, есть, плакать, выражать свои "желания". Для мальчиков есть машинки, точь-в-точь копирующие реальные модели или летающая тарелка с дистанционным управлением. Однако при выборе игрушек поражать воображение ребенка не является определяющим фактором. Проверенные годами кубики или пирамидка принесут, возможно, гораздо больше пользы для его развития. Важно обратить внимание на то, насколько игрушка помогает ребенку развивать те или иные способности, подходит ли по возрасту. Такие игрушки должны быть разнообразны по форме и своему предназначению - уменьшенные аналоги реальных предметов (куклы, лопатки, мебель, одежда), дидактические и народные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы, мозаика, вкладыши, шнуровка), игрушки для конструирования, наглядные пособия (книги). Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные заменить игрушки, например, шарики, колечки. В каждой игре не должно быть задействовано много игрушек. Одновременно можно воспринимать около семи предметов, остальные пусть пока отдохнут на полках и в коробках, а потом можно сменить уже отработанные и поднадоевшие.
Давайте запомним все - точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. Ребенок должен играть с удовольствием, с улыбкой, с радостью. При этом нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам - может навредить. Необходимо стараться помочь ребенку открыть резерв собственных возможностей, вселить уверенность в своих силах.
Литература.
- Менджерицкая Д.В. "Воспитателю о детской игре". 1982
- Фесюкова Л.Б. "От трех до семи". 1996
- Мамина школа "Игры в детском саду". 2000