Цель: развитие навыков позитивного общения.
Задачи:
- Устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.
- Формировать навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием.
- Развивать способность конструктивно и “цивилизованно” решать отношения с другими людьми.
Методическое оснащение: буклет на каждого ребёнка (приложение).
Ход занятия
Вводная часть. Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить своё отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить.
Так как же нам реагировать на бранные слова в лексиконе окружающих нас людей? Как поступить если вас оскорбляют, обзывают. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно за сквернословие в общественных местах предусмотрено административное наказание.
К плохим словам относятся бранные слова, нецензурная речь, а также клички и дразнилки (обзывалки). Об этом мы с вами и поговорим.
Основная часть.
Беседа. Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк. Это явление неизбежно при общении в группах.
- Ребята, попробуйте назвать причины обзывания детьми друг друга. Ответы детей выслушиваются и желательно фиксировать на доске.
Обобщаем. Давайте рассмотрим основные причины обзывания друг друга:
Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):
Игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
Провокация (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться принять вызов);
Шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
Самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, “поставить его на место”, утвердить лидерскую позицию);
Месть (обиженный или униженный ребёнок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически).
Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты)
Беседа. Очень часто обидные прозвища приклеиваются к нам из-за особенностей нашей внешности. Приведите примеры. Как вы думаете можно этим обидеть человека? Почему? Правильно ребята, слова “обзывалки”, “дразнилки” могут больно ранить того человека, к кому они относятся.
Обобщаем. Избежать появления дразнилок, кличек сложно, но важно помнить, что недопустимо именование другого человека унизительными кличками, особенно подчёркивающие его физические недостатки.
Игра “Ассоциация”. Все ребята по очереди говорят, с какими предметами, животными, временами года они друг у другу ассоциируются. Желательно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнение помогает ребёнку обратить внимание ребёнка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.
Как же можно и нужно реагировать на дразнилки? Ответы детей. Давайте сейчас послушаем, что нам советует Марина Кравцова.
Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимание). Это делать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: “Рыжий, рыжий!” - зовёт одноклассник. Не отзывайтесь, пока он не позовёт по имени, сделай вид, что не понимаете, к кому обращаются. Можете сказать: “Извини, ты ко мне обращаешься? Так меня Иваном зовут”.
Отреагировать нестандартно. Обзываемый ребёнок всегда ожидает получить от жертвы определённую реакцию (обиду, злость и т.д.) необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Можно согласиться с кличкой, при этом её обыграть: “Да, я по характеру точно собака. Такой же преданный, надёжный друг”. Можно посмеяться вместе со всеми: “Вот здорово! Выходит я не одиночка, в стае живу”.
Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: “Мне обидно это слышать от тебя, но ты мой друг и я постараюсь понять, почему ты меня так обозвал. А когда пойму, то подумаю друг ли ты мне?
Не поддаваться на провокацию. Не надо бросаться на обидчика с кулаками, а повернуться к нему и спокойно сказать: “Ребята, я так устал, что хочу побыть один”
Не позволять собой манипулировать. Часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен приём “брать на слабо”. При всех говорится, что ты не делаешь что-то, потому что “трус”, “лох”, ставя вас, таким образом, перед выбором: или вы согласитесь сделать, что от вас требуют (возможно, нарушая правила), или так и останетесь в глазах окружающих “слабаком”, “хиляком”. Эта самая непростая ситуация. И здесь сложно выйти из неё с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому. Может стоит проигнорировать то, что тебе предлагают, можно предложить это сделать самому предлагающему. Можно объяснить что это уголовно наказуемо или опасно для здоровья. В каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить всё “за” и “против”. Понять что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.
Отговориться. Можно на обзывание выкрикнуть отговорку – своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие, удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остаётся за пострадавшим.
Отговорки.
- Касса закрыта -
Ключ у меня.
Кто обзывается –
Сам на себя!
- Чики – чики – траки – стеночка! (рукой ставите
преграду между собой и обзывающим)
- Шёл крокодил,
Твоё слово проглотил.
А моё оставил!
- Кто так обзывается, сам так называется!
- – Дурак!
- Приятно познакомиться, а меня Ваня зовут.
Игра “Дразнилка”. Цель: формирование навыков позитивного реагирования на дразнилки. Детям предлагаются различные ситуации реагирования на обзывание и дразнилки, которые необходимо обыграть.
Заключительная часть.
Ребята, назовите тему нашего занятия. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня? Ответы детей.
Вывод. Избежать появление дразнилок, кличек почти невозможно, но бороться с ними необходимо. В каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить всё “за” и “против”. Понять что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.
Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились?
- С каким настроением вы уходите с занятия?
Литература
- Давыдов В.В. Психологический словарь. [Текст] / под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. -440 с.
- Корецкая С.В. О неформальных объединениях молодёжи. [Текст] / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 159с.
- Кравцова М. Плохие слова. [Текст]/ М. Кравцова // Школьный психолог. – 2004. -№15 – С. 24-27с.
- Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам в школе. [Текст]: пособие для классных руководителей / под редакцией Н.П. Майоровой. – СПб.: Издат. “Образование – Культура”, 2002. – 288с.
- Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся 1-11-х классов. [Текст]: практическая психология в школе / Художник А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 224с.