Обычная ситуация - близится очередная аттестация школы, или класс, в котором преподаёшь, вытянул "счастливый билет" - очередной мониторинг с независимым наблюдателем. Задача - в короткие сроки обеспечить базовый уровень качества, а в "мотивированных классах" - хороший. Выполнима ли эта задача для общеобразовательных классов школы обычного "спального" района, да ещё по таким предметам как математика и физика?
Условно всех учащихся можно разделить на три группы:
1. Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения.
2. Талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе.
3. Обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.
Первые две группы учащихся не оказывают значительного влияния на общий результат, обратим всё внимание на третью группу учеников.
Затраты учебного времени на прохождение тем на уроках математики и физики оставляют желать лучшего, часов по прежнему не хватает, а для достижения наилучших результатов чаще всего нужна индивидуальная работа с учащимся. Как добиться желаемого, если в классе иногда по 30 человек?
В своей школе мы решили воспользоваться компьютерными программами, которые проходят у нас апробацию в рамках ГЭП по методике Н.Б. Фоминой. Применение этого метода педагогической квалиметрии позволило нам достичь следующих результатов:
Класс | Вид | Предмет | % освоения базового уровня | Качество в % |
11а | общеобр | Физика | 95 | 56 |
8б | общеобр | математика | 87 | 51 |
I - Начинать подготовку к тестированию надо с тщательного изучения спецификации теста. Обычно спецификация выложена на сайте регионального Центра качества образования, в нашем случае на сайте МЦКО. Спецификация должна быть доведена до сведения всех учащихся, лучше всего распечатать на каждого. Отрабатываем темы для повторения на уроках и обязательно проводим зачет по теории. Если составить небольшие "опорные сигналы" для формул и теорем, то проблем с теорией не будет.
II - Далее составляем примерные задания тренировочных тестов согласно спецификации.
Примерный тест по математике - 8 класс, первая половина года:
(Приложение 1 - тест по физике).
Вариант 1.
1. Периметр прямоугольника равен 62 м. Найдите его большую сторону, если площадь прямоугольника равна 210 м2.
2. Упростите выражение: .
1) | 2) | 2 | 3) | 4) |
3. Упростите выражение .
4. Решите уравнение: а) 49х2 - 4 = 0; б) 3х2 - 11 = 0;
5. Упростить:
а)
б)
6. Решить уравнение:
а)
7. Вычислите .
8. Сократите дробь .
9. Расположите числа в порядке возрастания ; 2; 3.
10. Решите уравнение 4х2 - 25 = 0
11. Выполните действие .
12. Внесите множитель под знак корня - 7.
13. Упростите () .
14. Упростите выражение .
Вариант 2.
А1. Вычислить:
, если а= - 3,3; b = 0,9; с= - 3,5
1) 1,2 2) - 1,2 3) 4) -
А2. Вычислить:
1) 2) 3) 4) 28
А3. Упростить: (a+6)2 - 2a(6+5a)
1) 36 - 12a - 9a2 2) 36 - 9a2 3) 36 - 6a - 9a2 4) 11a2 + 36
А4. Внести множитель под знак радикала: 6
1) 2) 3) 4)
А5. Решить уравнение: 169 - х2 = 0
1) 13 2) - 169 3)нет корней 4) 13; - 13
А6. При каком значении у равны дроби и
1) - 2 2) 2 3) 4)
А7. При каком значении b уравнение 2х - b = 0 имеет корень, равный -3?
1) -6 2) -1,5 3) 1,5 4) 6
А8. В каких четвертях расположен график функции y = -
1) I и II 2) I и III 3) I 4) II и IV
А9. Одна сторона прямоугольника равна а, вторая - 3. Найти периметр.
1) Р=2(а+3) 2) Р=а+6 3) Р=2а+3 4) Р=4(а+3)
А10. Упростить выражение : ()2 -
1) 1 2) 11 - 3) 1 - 2 4) 5
А11. Выполнить действия
(
1) - 2) -1 3) 4)
А12. Площадь прямоугольника равна 48 см2. Одна сторона в 3 раза больше другой. Найти большую сторону прямоугольника.
1) 4 2) 12 3) 36 4) 2
В1. Решить систему:
{2х + у = -2
{4х - у = -16
В ответе запишите сумму х+у.
Ответ:_______________
В2. АВСD - параллелограмм, ВК - биссектриса угла АВС, периметр параллелограмма равен 32 см. Найти сторону CD, если AK:KD=3:2.
Ответ: ___________см.
III - Результаты выполнения тестов заносятся учителем в компьютерную программу, которая мгновенно вычисляет коэффициенты обученности и качества, строит графики результативности, отслеживает работу с "сильными" и "слабыми" учащимися. Работа с программой очень проста: от учителя требуется внести в специальную таблицу фамилии учащихся, выполнение заданий отметить цифрами "0" - не выполнено, и "1" - выполнено, весь анализ будет проведён автоматически. Например, после проведения промежуточного тестирования (по математике в 8 классе и физике в 11 классе) и внесения в компьютерную программу были получены такие аналитические данные
- результативность - 66%
- успеваемость - 83%
- качество - 47%
- уровень освоения - достаточный
- сильные учащиеся с работой справились
- работа со слабыми не проведена -
На основании полученных результатов учитель планирует следующий этап работы, определяет темы для повторения, подбирает индивидуальные задания.
Результаты каждой контрольной работы сохраняются на компьютере и являются основой для педагогического анализа результатов учебного процесса учителем, в том числе и администрацией школы.
Мы смогли увидеть результативность каждого ученика, уровень реализации его возможностей, объективность оценивания результатов его труда учителем.
Также использовать эту программу можно научить самих учащихся для развития самооценки и повышения мотивации. Учащиеся сравнивают свои достижения со средними показателями по классу, вычерчивают графики, и таким образом, учатся ставить цели и отслеживать этапы достижения собственных целей, что соответствует требованиям новых ФГОС. Примеры творческих работ учеников 11 класса приведены в приложении 4.
В качестве домашнего задания по предмету мы составляли небольшие тесты, состоящие из заданий, с которыми не справилось большинство учащихся. Пример таких домашних заданий:
Варианты для домашнего задания:
I вариант
- Вычислить: 25*35/ 64
- Упростить: ( (5к-5)/(к2-1) - к/(к-1) ) : (5-к)/(к+1) запишите в дробной форме, прежде чем решать
- Сократить: (10х-5у)/(4х2-у2) запишите в дробной форме, прежде чем решать
- За 8 кг конфет по цене а руб. за 1 кг и 12 кг печенья
заплатили m рублей. Какова цена 1 кг печенья?
Запишите выражение, соответствующее условию задачи - Если ширина прямоугольника х, а длина в два раза больше, то его периметр равен :?
- Решить систему:
- Внести множитель: 25
- Упростить: (b + 3)2 - 6b
- Укажите наибольшее из чисел: 27 , 13 ; 4,5
- Упростить: (4a + 3)2 - (3 - 4a)(3 + 4a)
- Найти произведение корней уравнения: 4х2 - 25 = 0
{ 2х - 3у = 8
{ х + у = 9
II вариант
- Вычислить: 25*35/ 64
- Упростить: ( (5к-5)/(к2-1) - к/(к-1) ) : (5-к)/(к+1) запишите в дробной форме, прежде чем решать
- Сократить: (10х-5у)/(4х2-у2) запишите в дробной форме, прежде чем решать
- За 8 кг конфет по цене а руб. за 1 кг и 12 кг печенья
заплатили m рублей. Какова цена 1 кг печенья?
Запишите выражение, соответствующее условию задачи - Если ширина прямоугольника х, а длина в два раза больше, то его периметр равен :?
- Решить систему:
{ 2х - 3у = 8
{ х + у = 9 - Внести множитель: 25
- Упростить: (b + 3)2 - 6b
- Укажите наибольшее из чисел: 27 , 13 ; 4,5
- Упростить: (4a + 3)2 - (3 - 4a)(3 + 4a)
- Найти произведение корней уравнения: 4х2 - 25 = 0
Литература
- Н.Б.Фомина "Диагностика качества образовательного процесса"
- Сайт www.fipi.ru
- Сайт www.mcko.ru
- Сайт www.math.ru