Развитие познавательной деятельности обучающихся реализуется через использование материалов мультимедийной презентации, использование анимации, анализа полученной информации. Урок предполагает активную познавательную деятельность учащихся. С помощью презентации можно проработать большой объем информационного материала. В начале урока с целью повышения заинтересованности обучающихся используется интерактивный тест, в ходе урока учащиеся работают с картой на интерактивной доске. При изучении нового материала слайды позволяют иллюстрировать рассказ разнообразными наглядными средствами. Мультимедиа и гипермедиа-технологии – это мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления информационной и коммуникативной компетенций.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
- Подвести учащихся к пониманию причин, повода русско-турецких войн.
- Закрепить умения учащихся работать с картой, обосновывать свои выводы фактами, расширять словарный запас учащихся историческими терминами и понятиями.
Задачи:
- Образовательные:
- подведение учащихся к основным направлениям внешней политики России во второй половине 18 века,
- подведение к пониманию важности для Российской империи борьбы за выход к Черному морю,
- раскрытие причин и характера войны;
- Развивающие:
- формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
- Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.
План урока:
1. Проверка домашнего задания (интерактивный
тест)
2. Основные направления внешней политики России
во второй половине XVIII в.
3. Причины русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
4. Ход войны 1768-1774 гг.
5. Итоги войны.
6. Причина русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
7. Ход войны.
8. Итоги войны.
9. Подведение итогов урока.
Подготовка к уроку:
Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тест)
Ожидаемые результаты
Характеризовать направления внешней политики России, характеризовать и анализировать причины противостояния России и Турции, знать задачи и результаты решения этих задач.
Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI-XVIII в., учебник для 7 класса, карта «России во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), электронная энциклопедия «История России 862-1917» «Интерактивный мир, рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся выполняют тест, один ученик работает у интерактивной доски.
3. Изучение нового материала
Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 2) (учитель объясняет, что на изучение этой темы отводится 2 урока, на первом уроке будет рассмотрен вопрос о взаимоотношениях России и Турции, остальные вопросы на втором уроке).
Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд 3):
– Охарактеризуйте отношения России с
соседними странами.
– Назовите причины русско-турецкой войны 1735-1739
гг., её результаты. Назовите причины и
результаты русско-шведской войны 1740-1741 гг.
– Назовите имена русских полководцев и
флотоводцев, которые прославили Россию в данный
период.
– Найдите на карте турецкие владения в
Причерноморье и территорию Крымского ханства.
Таким образом, учитель подводит детей к направлениям внешней политики правительства Екатерины II (слайд 4).
Работа с картой (на интерактивной доске).
– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II?
Учащиеся дают ответ о том, что России необходимо было получить выход к Черному морю.
В результате этого:
– ликвидировалась бы опасность набегов со
стороны Крымского ханства;
– открылась возможность заселения и освоения
южных плодородных земель;
– развились внешнеторговые связи с Западом
через Черное море (экспорт хлеба из России).
– Как можно было решить задачи?
Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.
Причины войны России с Турцией (слайд 5):
– обезопасить южные земли от набегов со
стороны Крымского ханства и притязаний Турции;
– возможность освоения причерноморских степей
для развития хозяйства;
– ослабление Османской империи.
Турция же желала расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России.
Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия (слайд 6). Далее оговариваются цели стран-участников.
Ход войны. Учащимся демонстрируется анимация из электронной энциклопедии «История России 862-1917» «русско-турецкая война 1768-1774 гг. Предлагается выполнить задание: выслушав рассказ и посмотрев анимацию (слайд 7,8), выделите главные итоги войны запишите их в таблицу в рабочей тетради (задание 5, стр. 74).
После выполнения задания демонстрируется
слайд 9 с итогами войны, и
сравниваются с результатами, которые получились
у учащихся.
Затем учитель дает задание найти в атласах
места важнейших сражений русско-турецкой воны
1768-1774 гг., один ученик работает у доски.
Учитель спрашивает, какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?
Ответы учащихся (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения, контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская война под руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).
Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 10). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция (слайд 11). Учитель объясняет причины создания коалиции.
Просмотр анимации «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» (слайд 12).
Учащиеся выполняют задание: выделить главные итоги войны записать их в таблицу в рабочей тетради (задание 5, стр. 74), (слайд 7).
Учитель демонстрирует слайд 13 с итогами войны, учащиеся сравнивают со своими ответами.
Затем учащиеся в атласах находят места
сражений, называют имена полководцев и
флотоводцев, прославившихся в них.
Учитель спрашивает у учащихся, кто из
русских полководцев и флотоводцев прославился в
русско-турецких войнах второй половины XVIII в? Чьи
имена им уже знакомы, а чьи учащиеся слышали
впервые? Демонстрируется 14 слайд.
Работа с терминами.
- Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств.
- Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.
- Протекторат – форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.
Работа с картой
Учитель просит одного ученика выйти к доске, остальные работают с картами в атласах или в учебниках.
1. Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783
г.
2. Найдите и покажите территории, крепости,
отошедшие к России по Ясскому мирному договору
1791 г.
3. Показать границы Российской империи в 1791 г.
В итоге, работая с картой, учащиеся видят, что в итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских держав.
Учитель говорит, что во время русско-турецких войн Россия участвовала в войне со Швецией, которая пыталась оспорить результаты петровских завоеваний в Прибалтике, участвовала в разделе Речи Посполитой, вела борьбу с революционной Францией, наладила дипломатические отношения с Северной Америкой. Об этих событиях учащиеся узнают на следующем уроке.
Домашнее задание: § 27-28, стр. 192-199, прочитать, ответить на вопросы к параграфу, составить таблицу «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», для желающих составить кроссворд «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.».
Литература.
- Колесниченко Н.Ю. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России конец XVI-XVIII века», Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
- Энциклопедия «История России. 862-1917.», АО Коминфо.
Интернет-ресурсы: