Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальной формой вариации.
Задачи урока:
- Обучающие: знакомство с вариациями (литературными, музыкальными) и особенностями их построения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей (в том числе чувства музыкальной формы), развитие творческих способностей (в том числе воображения и эмоционально – образного мышления), формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, развитие интереса к исполнительской деятельности.
- Воспитательные: воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, фортепиано, рубель, маракасы.
Визуальный материал: презентация «Музыкальная форма – вариации»; наглядные пособия – карточки силы звука: F (громко), p (тихо); темпа: медленный (ползет черепаха), средний (идет человек), быстрый (летит самолет); штрихов: стаккато (капает дождь), легато (плывет лебедь), нон легато (шаги); высоты звука: высокий регистр (мышка), средний регистр (лиса), низкий регистр (медведь); ладов: мажор (веселый клоун), минор (грустный клоун).
Музыкальный материал: Э. Григ «В пещере горного короля», музыка М. Красевой слова З. Александровой «Маленькой елочке», Н.Костарева музыкальная сказка в форме вариаций «Репка».
План урока:
- Объяснение новой темы – вариации.
- Практическая деятельность – совместное сочинение литературных вариаций.
- Слушание музыки – Э.Григ «В пещере горного короля».
- Практическая деятельность – педагог исполняет музыкальные вариации на тему песни З.Александровой «Маленькой елочке», дети с помощью педагога определяют способы изменения (варьирования).
- Закрепление пройденного – музыкальная сказка в форме вариаций «Репка».
Ход урока
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами окажемся в … сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в героев сказки, сами ее расскажем, но не простым языком, а с помощью музыки.
Ребята, вам интересно? Хотите отправиться в сказку?
Ответы детей: да.
Чтобы совершить это сказочное превращение, нам надо с вами подготовиться – узнать, что такое вариации. Слушайте!
Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже совершенно одинаковыми слова невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений.
(Приложение 1 слайд №1)
Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями. Вариация означает изменение.
Давайте и мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Вопрос: что же здесь можно изменить?
Возможные варианты ответов:
- Окрас шерсти котов.
- Количество котов.
- Действие котов.
- Другое животное.
И что же у нас может получиться?
Первый вариант – изменить окрас шерсти котов.
Дети предлагают свои комбинации, например, белый кот станет – серым, а черный кот – рыжим. Полученный результат:
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Второй вариант – изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. И вот, что может получиться:
Та – та, три кота, три ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий котенька у печки сладко спит и видит сны.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.
Третий вариант – изменение действий котов. Например:
Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый котенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.
Четвертый вариант – можно заменить кота другим животным. К слову кот надо подобрать рифму. Например: ерш, морж, крот, еж, уж, кит. Ребята, какого животного мы с вами выберем?
Ответы детей.
И какие же небылицы могут получиться:
Та – та, два крота, два ободранных хвоста.
Серый крот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий крот полез в подвал и мышонка там поймал.
Или, например:
Та – та, два кита, два ободранных хвоста.
Серый кит в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кит полез в подвал и мышонка там поймал.
Здорово получилось! Ребята, вам понравилось придумывать вариации?
Ответ детей: да.
Это у нас с вами были литературные вариации. Но ведь и в музыке тоже есть вариации. Здесь вариации это изменение музыки. Композитор берет какую-нибудь музыкальную тему и начинает ее изменять, то есть варьировать.
Послушайте произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сказочной сюиты «Пер Гюнт». Это тема с вариациями. Постарайтесь обратить внимание на то, как композитор изменил тему.
(звучит Э. Григ «В пещере горного короля»)
Ребята, что же происходит в пьесе? Как же композитор придумал вариации?
Ответы детей.
Педагог дополняет: тема, не изменяясь, повторяется несколько раз, меняется лишь ее сопровождение. Сначала тема сказочного марша звучит в низком регистре, затем она постепенно поднимается выше. Добавляются новые инструменты, вступает весь оркестр. Темп ускоряется, звук усиливается.
Ребята, вы уже много знаете о музыке, помогите мне, как можно изменить музыку? Что в ней можно поменять?
Ответы детей:
- Силу звука (Приложение 1 слайд №2)
- Темп (Приложение 1 слайд №3)
- Штрихи (Приложение 1 слайд №4)
- Высоту (Приложение 1 (слайд №5)
- Лад (Приложение 1 слайд №6)
- Комбинации из двух, трех, четырех элементов, приведенных выше.
Сейчас я сыграю вам вариации на тему известной вам песенки «Маленькой елочке». Вам задание: с помощью карточек силы звука, темпа, штрихов, высоты и ладов определите, что я изменила в теме, чтобы получились музыкальные вариации.
(Педагог играет вариации на тему песенки «Маленькой елочке». Варианты изменений: 1 вариация – лад (минор), 2 вариация – штрихи (стаккато), 3 вариация – высота (высокий регистр.)
Задание усложняется: я продолжаю играть вариации, но в теме буду менять не один элемент, а 2 или даже 3. Задание еще усложняется – представьте себе, кто из животных мог бы петь такие песенки – вариации, будьте внимательны!
(Педагог играет вариации на тему песенки «Маленькой елочке». Варианты изменений: 4 вариация – высота (высокий регистр) + штрихи (стаккато), животное – веселая(ый) птичка, мышка или зайка; 5 вариация – лад (минор) + высота (высокий регистр) + штрихи (стаккато), животное – грустная(ый) птичка, мышка или зайка; 6 вариация – темп (медленно) + высота (низкий регистр) + сила звука (громко) + штрихи (нон легато), животное – медведь.)
Молодцы, ребята, вот теперь, я знаю, что вы готовы к тому, чтобы совершить путешествие в сказку. С помощью фортепиано, шумовых инструментов, звучащих жестов (звуков человеческого тела), мы с вами окажемся в музыкальной сказке «Репка», которая написана в форме вариаций. Каждый из вас превратится в героя сказки, будь то дедка, бабка, внучка, собака Жучка, кошка или мышка. Но будет это уже на следующем уроке. На следующем уроке мы распределим музыкальные «роли» героев сказки и разучим их. А сейчас я вас познакомлю со сказкой «Репка» в форме вариаций.
Репка – это главная тема, маленькая песенка. Послушайте! (Приложение 1 слайд №7)
Дедка – на фортепиано (ре большой октавы – ре малой октавы) четвертными длительностями.
Ребята, как вам кажется, если к песенке репки добавить шаги дедки – это будет 1 вариация?
Ответы детей: да.
Слушайте! (Приложение 1 слайд №8)
Бабка – шлепки ладонями по надутым щекам по очереди четвертными длительностями.
Вопрос: репка + дедка + бабка, получится 2 вариация?
Ответы детей: да.
Слушайте! (Приложение 1 слайд №9)
Внучка – шаги восьмыми длительностями.
Вопрос: если ко 2 вариации добавить внучку, получится 3 вариация?
Ответы детей: да.
Слушайте! (Приложение 1 слайд №10)
Жучка – игра на рубеле четвертными длительностями.
Если ко всем нашим героям добавить Жучку, то получится 4 вариация. Слушайте!
(Приложение 1 слайд №11)
Кошка – на фортепиано (по очереди ре, ми 2 октавы) восьмыми длительностями.
Вопрос: репка + дедка + бабка + внучка + Жучка + кошка, какая это по счету вариация? (Приложение 1 слайд №12)
Ответы детей: пятая.
Мышка – игра на маракасах восьмыми длительностями.
Соберем всех героев сказки вместе, и у нас получится 6 вариация. Слушайте! (Приложение 1 слайд №13)
Чем же заканчивается сказка?
Ответы детей: вытянули репку.
Правильно, ребята, когда герои сказки собрались все вместе, они вытянули репку. Послушайте музыкальное заключение сказки! (Приложение 1 слайд №14)
Вот и закончилось наше путешествие в мир музыки. Сегодня вы узнали, что такое вариации, сами научились их сочинять. Познакомились с музыкальной сказкой в форме вариаций «Репка» Вам было интересно?
Ответы детей: да.
В следующий раз мы с вами снова окажемся в музыкальной сказке «Репка». Герои сказки выучат свои музыкальные «роли», и мы с вами устроим настоящее представление! А сейчас, до свидания!
Итог проделанной работы (на следующем уроке):
закрепление пройденного «Музыкальная форма – вариации»
Постановка музыкальной сказки «Репка»
(Приложение 1 слайд №7)
Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.
(звучит тема Репки), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка)
(Приложение 1 слайд №8)
Стал дед репку из земли тащить.
(звучит Репка и дедка 1 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка и дедка)
Тянет – потянет, вытянуть не может.
(Приложение 1 слайд №9)
Позвал дед на помощь бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку.
(звучит Репка, дедка и бабка 2 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка и бабка)
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
(Приложение 1 слайд №10)
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
(звучит Репка, дедка, бабка и внучка 3 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка и внучка)
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
(Приложение 1 слайд №11)
Кликнула внучка собаку Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
(звучит Репка, дедка, бабка, внучка и Жучка 4 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка, внучка и Жучка)
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
(Приложение 1 слайд №12)
Кликнула Жучка кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
(звучит Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка и кошка, 5 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка и кошка)
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
(Приложение 1 слайд №13)
Кликнула кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
(звучит Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка 6 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка)
Тянут – потянут...
(звучит заключение), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Вытянули репку)
Вытянули репку!
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!