Сценарий урока по предмету "Слушание музыки" с учащимися 6–7 лет на тему "Музыкальная форма – вариации"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальной формой вариации.

Задачи урока:

  • Обучающие: знакомство с вариациями (литературными, музыкальными) и особенностями их построения.
  • Развивающие: развитие музыкальных способностей (в том числе чувства музыкальной формы), развитие творческих способностей (в том числе воображения и эмоционально – образного мышления), формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи  и средств музыкальной выразительности, развитие интереса к исполнительской деятельности.
  • Воспитательные: воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, фортепиано, рубель, маракасы.

Визуальный материал: презентация «Музыкальная форма – вариации»; наглядные пособия – карточки силы звука: F (громко), p (тихо); темпа: медленный (ползет черепаха), средний (идет человек), быстрый (летит самолет); штрихов: стаккато (капает дождь), легато (плывет лебедь), нон легато (шаги); высоты звука: высокий регистр (мышка), средний регистр (лиса), низкий регистр (медведь); ладов: мажор (веселый клоун), минор (грустный клоун).

Музыкальный материал: Э. Григ «В пещере горного короля», музыка М. Красевой слова З. Александровой «Маленькой елочке», Н.Костарева музыкальная сказка в форме вариаций «Репка».

План урока:

  1. Объяснение новой темы – вариации.
  2. Практическая деятельность – совместное сочинение литературных вариаций.
  3. Слушание музыки – Э.Григ «В пещере горного короля».
  4. Практическая деятельность – педагог исполняет музыкальные вариации на тему песни З.Александровой «Маленькой елочке», дети с помощью педагога определяют способы изменения (варьирования).
  5. Закрепление пройденного – музыкальная сказка в форме вариаций «Репка».

Ход урока

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами окажемся в … сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в героев сказки, сами ее расскажем, но не простым языком, а с помощью музыки.

Ребята, вам интересно? Хотите отправиться в сказку?

Ответы детей: да.

Чтобы совершить это сказочное превращение, нам надо с вами подготовиться – узнать, что такое вариации. Слушайте!

Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже совершенно одинаковыми слова невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений.

(Приложение 1 слайд №1)

Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями. Вариация означает изменение.

Давайте и мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Вопрос: что же здесь можно изменить?

Возможные варианты ответов:

  1. Окрас шерсти котов.
  2. Количество котов.
  3. Действие котов.
  4. Другое животное.

И что же у нас может получиться?

Первый вариант – изменить окрас шерсти котов.

Дети предлагают свои комбинации, например, белый кот станет – серым, а черный кот – рыжим. Полученный результат:

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Второй вариант – изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. И вот, что может получиться:

Та – та, три кота, три ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий котенька у печки сладко спит и видит сны.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Третий вариант – изменение действий котов. Например:

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый котенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.

Четвертый вариант – можно заменить кота другим животным. К слову кот  надо подобрать рифму. Например: ерш, морж, крот, еж, уж, кит. Ребята, какого животного мы с вами выберем?

Ответы детей.

И какие же небылицы могут получиться:

Та – та, два крота, два ободранных хвоста.
Серый крот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий крот полез в подвал и мышонка там поймал.

Или, например:

Та – та, два кита, два ободранных хвоста.
Серый кит в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кит полез в подвал и мышонка там поймал.

Здорово получилось!  Ребята, вам понравилось придумывать вариации?

Ответ детей: да.

Это у нас с вами были литературные вариации. Но ведь и в музыке тоже есть вариации. Здесь вариации это изменение музыки. Композитор берет какую-нибудь музыкальную тему и начинает ее изменять, то есть варьировать.

Послушайте произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сказочной сюиты «Пер Гюнт». Это тема с вариациями. Постарайтесь обратить внимание на то, как композитор изменил тему.

(звучит Э. Григ «В пещере горного короля»)

Ребята, что же происходит в пьесе? Как же композитор придумал вариации?

Ответы детей.

Педагог дополняет: тема, не изменяясь, повторяется несколько раз, меняется лишь ее сопровождение. Сначала тема сказочного марша звучит в низком регистре, затем она постепенно поднимается выше. Добавляются новые инструменты, вступает весь оркестр. Темп ускоряется, звук усиливается.

Ребята, вы уже много знаете о музыке, помогите мне, как можно изменить музыку? Что в ней можно поменять?

Ответы детей:

  1. Силу звука (Приложение 1 слайд №2)
  2. Темп (Приложение 1 слайд №3)
  3. Штрихи (Приложение 1 слайд №4)
  4. Высоту (Приложение 1 (слайд №5)
  5. Лад (Приложение 1 слайд №6)
  6. Комбинации из двух, трех, четырех элементов, приведенных выше.

Сейчас я сыграю вам вариации на тему известной вам песенки «Маленькой елочке». Вам задание: с помощью карточек силы звука, темпа, штрихов, высоты и ладов определите, что я изменила в теме, чтобы получились музыкальные вариации.

(Педагог играет вариации на тему песенки «Маленькой елочке». Варианты изменений: 1 вариация – лад (минор), 2 вариация – штрихи (стаккато), 3 вариация – высота (высокий регистр.)

Задание усложняется: я продолжаю играть вариации, но в теме буду менять не один элемент, а 2 или даже 3. Задание еще усложняется – представьте себе, кто из животных мог бы петь такие песенки – вариации, будьте внимательны!

(Педагог играет вариации на тему песенки «Маленькой елочке». Варианты изменений: 4 вариация – высота (высокий регистр) + штрихи (стаккато), животное – веселая(ый) птичка, мышка или зайка; 5 вариация – лад (минор) + высота (высокий регистр) + штрихи (стаккато), животное – грустная(ый) птичка, мышка или зайка; 6 вариация – темп (медленно) + высота (низкий регистр) + сила звука (громко) + штрихи (нон легато), животное – медведь.)

Молодцы, ребята, вот теперь, я знаю, что вы готовы к тому, чтобы совершить путешествие в сказку. С помощью фортепиано, шумовых инструментов, звучащих жестов (звуков человеческого тела), мы с вами окажемся в музыкальной сказке «Репка», которая написана в форме вариаций. Каждый из вас превратится в героя сказки, будь то дедка, бабка, внучка, собака Жучка, кошка или мышка. Но будет это уже на следующем уроке. На следующем уроке мы распределим музыкальные «роли» героев сказки и разучим их. А сейчас я вас познакомлю со сказкой «Репка» в форме вариаций.

Репка – это главная тема, маленькая песенка. Послушайте! (Приложение 1 слайд №7)

Дедка – на фортепиано (ре большой октавы – ре малой октавы) четвертными длительностями.

Ребята, как вам кажется, если к песенке репки добавить шаги дедки – это будет 1 вариация?

Ответы детей: да.

Слушайте! (Приложение 1 слайд №8)

Бабка – шлепки  ладонями по надутым щекам по очереди четвертными длительностями.

Вопрос: репка + дедка + бабка, получится 2 вариация?

Ответы детей: да.

Слушайте! (Приложение 1 слайд №9)

Внучка – шаги восьмыми длительностями.

Вопрос: если ко 2 вариации добавить внучку, получится 3 вариация?

Ответы детей: да.

Слушайте! (Приложение 1 слайд №10)

Жучка – игра на рубеле четвертными длительностями.

Если ко всем нашим героям добавить Жучку, то получится 4 вариация. Слушайте!

(Приложение 1 слайд №11)

Кошка – на фортепиано (по очереди ре, ми 2 октавы) восьмыми длительностями.

Вопрос: репка + дедка + бабка + внучка + Жучка + кошка, какая это по счету вариация? (Приложение 1 слайд №12)

Ответы детей: пятая.

Мышка – игра на маракасах восьмыми длительностями.

Соберем всех героев сказки вместе, и у нас получится 6 вариация. Слушайте! (Приложение 1 слайд №13)

Чем же заканчивается сказка?

Ответы детей: вытянули репку.

Правильно, ребята, когда герои сказки собрались все вместе, они вытянули репку. Послушайте музыкальное заключение сказки! (Приложение 1 слайд №14)

Вот и закончилось наше путешествие в мир музыки. Сегодня вы узнали, что такое вариации, сами научились их сочинять. Познакомились с музыкальной сказкой в форме вариаций «Репка» Вам было интересно?

Ответы детей: да.

В следующий раз мы с вами снова окажемся в музыкальной сказке «Репка». Герои сказки выучат свои музыкальные «роли», и мы с вами устроим настоящее представление! А сейчас, до свидания!

Итог проделанной работы (на следующем уроке):
закрепление пройденного «Музыкальная форма – вариации»

Постановка музыкальной сказки «Репка»

(Приложение 1 слайд №7)

Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.

(звучит тема Репки), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка)

(Приложение 1 слайд №8)

Стал дед репку из земли тащить.

(звучит Репка и дедка 1 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка и дедка)

Тянет – потянет, вытянуть не может.

(Приложение 1 слайд №9)

Позвал дед на помощь бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

(звучит Репка, дедка и бабка 2 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка и бабка)

Тянут – потянут, вытянуть не могут.

(Приложение 1 слайд №10)

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

(звучит Репка, дедка, бабка и внучка 3 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка и внучка)

Тянут – потянут, вытянуть не могут.

(Приложение 1 слайд №11)

Кликнула внучка собаку Жучку.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

(звучит Репка, дедка, бабка, внучка и Жучка 4 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка, внучка и Жучка)

Тянут – потянут, вытянуть не могут.

(Приложение 1 слайд №12)

Кликнула Жучка кошку.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

(звучит Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка и кошка, 5 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка и кошка)

Тянут – потянут, вытянуть не могут.

(Приложение 1 слайд №13)

Кликнула кошка мышку.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

(звучит Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка 6 вариация), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка)

Тянут – потянут...

(звучит заключение), (Приложение 2, нотный текст сказки Репка – Вытянули репку)

Вытянули репку!

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!