Цели урока:
1) обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;
2) формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и типа.
Задачи урока:
1) опираясь на текст В. П. Вомперского, поразмышлять о вкладе М. В. Ломоносова в реформирование и развитие русского языка;
2) составить целостное представление о лингвистическом и языковом анализе текста.
Ход урока
Он был “первым нашим университетом”
А. С. Пушкин
Вступительное слово учителя.
Наш сегодняшний урок необычен: он предполагает не только знакомую Вам работу в рамках комплексного анализа текста, когда мы рассматриваем текст с точки зрения его языковых особенностей, но и будем размышлять о личности М. В. Ломоносова – реформатора, о его роли в преобразовании родного языка.
Итак, сегодня мы учимся доказывать, что перед нами текст, определять его основную мысль, стилевые особенности, а также тип. И еще рассмотрим некоторые виды лингвистического разбора.
Обратите внимание на доску. Перед Вами эпиграф. Учитель озвучивает его.
Как Вы его понимаете?
Ответы учащихся.
Учитель. Да, действительно М. В. Ломоносов преуспел во всех областях наук. Был он и основоположником науки о русском языке. Обратимся к тексту, который это и подтверждает.
У каждого ученика в наличии текст.
Текст
Основ…положником науки о русском языке первым нашим лингвистом был М.В. Ломоносов. Он всю жизнь просл…влял русский язык вид…л в нем “вел…колепие гишпанского живость французского крепость немец...кого нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изобр…жжениях краткость греческого и латинского языка”. Ломоносовым написан…а первая “Российская грам..атика” (1755) и книга по ораторскому ис..кус..тву “Р..торика” (1748). Сравнивая язык с “безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим морем ” Ломоносов создал новый литературный язык соч..тая книжнославянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав грам..атические особен..ости языка Петровской эпохи предст..вляли собой довольно пеструю картину — бурно разв..вались торговля промышленность культура созд..вались новая армия и флот — все это требовало новых форм выр..жения. Описание норм литературного языка сделан..ое Ломоносовым вн..сло порядок в п..строту слов и форм речи того времени. Реформа Ломоносова ок..зала гр..мадное воздействие на судьбы русского язык..знания и русской литературы.
(По В.П. Вомперскому.)
Учитель читает текст.
Докажите, что это – текст.
В этом нам поможет схема. Схема изображена на центральной части доски.
Ответы ребят:
1. Предложения связаны по смыслу, то есть для текста характерно тематическое единство.
2. Значит, в тексте можно выделить основную мысль.
Учитель. Какова основная мысль данного текста? (Реформа М. В. Ломоносова оказала большое воздействие на судьбу русского языкознания и литературы).
Запишем основную мысль данного текста в тетрадь.
3. Текст можно озаглавить.
Учитель. Как озаглавим данный текст? (М. В. Ломоносов – создатель нового литературного языка). Запишем заглавие.
4. Для данного текста характерно композиционное единство, то есть текст логически завершен.
Учитель: Докажите.
Учащиеся доказывают текстом.
5. Этот текст обладает и стилевым единством.
Учитель. К какому стилю отнесем этот текст? (К публицистическому).
В какой форме написан этот текст? (В форме публицистической статьи).
Какова цель статьи? (Цель статьи – информировать, передать общественно-значимую информацию и тем самым воздействовать на читателя). Делаем записи в тетрадь.
Теперь вспомним типы текста и их признаки.
Ответы учащихся. (Повествование, описание, рассуждение).
6. Учитывая, особенности типов, как бы вы определили тип данного текста? Докажите. (Повествование с элементами описания). Делаем запись в тетрадь.
Во время выделения признаков текста, учитель постоянно обращает внимание учеников на схему.
Учитель. Итак, мы доказали, что перед нами текст: основную мысль выделили, тип и стиль определили. Теперь поговорим о его языковых особенностях. Давайте, найдем ключевое слово в этом тексте.
Ответ учащихся. Ключевое слово в этом тексте – язык.
Учитель. Правильно. Оно употребляется здесь 8 раз. Рассмотрим это слово с точки зрения фонетики, лексики и морфологии.
Двое учащихся вызываются к доске для фонетического (язык) и морфологического (о языке) разбора.
Пока ребята трудятся возле доски, мы с вами определим, в каком значении слово “язык” употреблено в тексте? (Язык – система звуковых, словарных и грамматических средств, воплощающая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе).
Учитель. А какие еще значения слова “язык” вам известны? (Язык – 1. Орган речи. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе. 4. Пленный, от которого можно добыть сведения). Таким образом, слово “язык” – многозначное.
Учитель. Обращаем внимание на доску. Проверяем разборы фонетический и морфологический.
Итак, сегодня мы с вами провели работу, связанную с комплексным анализом текста, но она еще далеко не закончена. Поэтому домашнее задание связано с продолжением работы над текстом.
Домашнее задание:
Вставить буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор первого предложения.