Изображение предметного мира – натюрморт. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель урока: формирование целостного представления о жанре «натюрморт», его видах.

Задачи урока:

  1. Закрепить теоретические знания обучающихся о «жанрах» изобразительного искусства.
  2. Познакомить школьников с жанром «натюрморт», его историей и типами.
  3. Определить роль и значение натюрморта как части окружающей нас действительности.
  4. Способствовать развитию творческого потенциала и расширению кругозора обучающихся.

Зрительный ряд:

Подбор репродукций разных жанров, таблички с названиями жанров.
Подбор репродукций натюрмортов Караваджо, Ф. Снайдерса, И.Хруцкого, И.Машкова, Ван Гога, К.Петрова-Водкина, П.Кончаловского.

Электронный ресурс: Презентация «Жанр изобразительного искусства – натюрморт».

Музыкальный ряд: популярные классические произведения в современной обработке.

Литературный ряд: Стихотворение Александра Кушнера «Если видишь на картине».

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, белая бумага формат А3,  цветная бумага, ножницы, клей.

ХОД УРОКА

Ученики входят в класс под сопровождение классической музыки, занимают свои места.

1. Оргмомент

Приветствие класса.
Постановка темы урока.

2. Постановка темы урока

– Сегодня мы будем вспоминать, уже известные вам, жанры изобразительного искусства, а также подробно поговорим об одном из них.

3. Погружение в тему

На классной доске выставлены репродукции картин художников, относящиеся к различным жанрам.  Под ними на магнитах – таблички с названиями жанров (произвольно перепутаны).

– В нашей импровизированной галерее выставлены репродукции картин великих художников, относящиеся к разным жанрам.  Однако, кто-то спутал название жанров, к которым относятся эти произведения. Пожалуйста, помогите привести все в соответствие:  правильно распределите таблички под картинами и прокомментируйте свое решение.

Ученики, по желанию, распределяют таблички правильно и объясняют, по каким признакам, определили принадлежность к жанру:  портрет, пейзаж, анималистический, исторический, НАТЮРМОРТ.

4. Изучение нового материала

– Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. В росписях Древнего Египта мы видим ритуальные предметы и предметы быта. Они создавались в соответствии с системой изображения своей эпохи. Их можно увидеть в росписи таинственных египетских гробниц.
Мастера Древней Греции тоже создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась и до нас не дошла. Однако, сохранилась легенда о  соревновании двух знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала победил Зевксис: он так убедительно написал виноградную гроздь, что птицы пытались склевать ее. Но затем сам был введен в заблуждение Паррасием, когда попытался отодвинуть нарисованную им занавеску.

5. Работа с учебником

– Выясните, какое развитие получил натюрморт в более поздние  века.

Ученики (по рядам) получают задание найти материал о развитии натюрморта в

  1. Древнем Риме;
  2. Средневековье;
  3. Возрождении.

Источник: учебник для 6 класса Л.А.Неменская «Искусство в жизни человека», 2010 год, стр58-60.

Через 3 минуты – фронтальный опрос класса по заданию.

6. Основные типы натюрморта

– Особого расцвета достигает в  XVII веке, прежде всего в Голландии и Испании. На Голландском языке  натюрморт получил название – stilleven – «тихая жизнь».В голландском натюрморте всегда чувствуется некая созерцательность,  особое внимание к формам, фактуре, свету. Немудрено, что натюрморты здесь пользовались огромным спросом.

– Это работа Френсиса Снайдерса «Натюрморт с лебедем», голландского живописца который жил в 17 веке, именно на это время и приходится  начало расцвета  натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому   художники рисуют  очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том  как сам художник видит и чувствует жизнь.

– Как вы считаете, каким человеком был Ф.Снайдерс?  Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?

Обсуждение картины Ф.Снайдерс. Приходят к выводу о том, что здесь сильна роль человека, незримый эффект присутствия. Кажется человек куда-то ненадолго ушел и вот-вот вернется.

– Рассмотрите картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Что может быть проще? Однако, обычные подсолнухи вызывают в нас определенные чувства. Какие?

Обсуждение картины Ван Гога. Дети приходят к выводу о том, что и предметы могут быть самоценными, главными.

– Молодцы! Вы, практически самостоятельно подошли к главному выводу. Подумайте и сформулируйте, на какие два типа можно поделить все натюрморты?

Дети делают вывод об основных типах натюрморта: в первом вещи говорят о хозяине,  во втором – сами о себе.

7. Тест

А сейчас предлагаю проверить свои знания, отвечая на вопросы теста.
Учитель показывает презентацию – тест. Дети знакомятся с известными натюрмортами и их авторами, одновременно отвечая на вопросы теста.

8. Творческое задание

Я вижу, что вы стали настоящими специалистами в области теории натюрморта. Выполнять творческое задание вы будете в парах.

 На странице 61 учебника вам предложено задание. Прочитайте его самостоятельно.

Дети читают, учитель комментирует.
Школьники в парах выполняют творческое задание. Негромко звучит классическая музыка.

9. Итог урока

Итак, время урока подходит к концу. Прошу разместить получившиеся натюрморты на доске.
– Ребята, какой из натюрмортов кажется вам более интересным и почему?

Дети комментируют работы одноклассников.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети отвечают.

– Наш урок о жанре «натюрморт» подошел к концу. Спасибо за работу!