Цель урока: формирование целостного представления о жанре «натюрморт», его видах.
Задачи урока:
- Закрепить теоретические знания обучающихся о «жанрах» изобразительного искусства.
- Познакомить школьников с жанром «натюрморт», его историей и типами.
- Определить роль и значение натюрморта как части окружающей нас действительности.
- Способствовать развитию творческого потенциала и расширению кругозора обучающихся.
Зрительный ряд:
Подбор репродукций разных жанров, таблички с
названиями жанров.
Подбор репродукций натюрмортов Караваджо,
Ф. Снайдерса, И.Хруцкого, И.Машкова, Ван Гога,
К.Петрова-Водкина, П.Кончаловского.
Электронный ресурс: Презентация «Жанр изобразительного искусства – натюрморт».
Музыкальный ряд: популярные классические произведения в современной обработке.
Литературный ряд: Стихотворение Александра Кушнера «Если видишь на картине».
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, белая бумага формат А3, цветная бумага, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
Ученики входят в класс под сопровождение классической музыки, занимают свои места.
1. Оргмомент
Приветствие класса.
Постановка темы урока.
2. Постановка темы урока
– Сегодня мы будем вспоминать, уже известные вам, жанры изобразительного искусства, а также подробно поговорим об одном из них.
3. Погружение в тему
На классной доске выставлены репродукции картин художников, относящиеся к различным жанрам. Под ними на магнитах – таблички с названиями жанров (произвольно перепутаны).
– В нашей импровизированной галерее выставлены репродукции картин великих художников, относящиеся к разным жанрам. Однако, кто-то спутал название жанров, к которым относятся эти произведения. Пожалуйста, помогите привести все в соответствие: правильно распределите таблички под картинами и прокомментируйте свое решение.
Ученики, по желанию, распределяют таблички правильно и объясняют, по каким признакам, определили принадлежность к жанру: портрет, пейзаж, анималистический, исторический, НАТЮРМОРТ.
4. Изучение нового материала
– Каждая эпоха, каждый народ имели свои
излюбленные предметы, свои поводы и причины для
их изображения. В росписях Древнего Египта мы
видим ритуальные предметы и предметы быта. Они
создавались в соответствии с системой
изображения своей эпохи. Их можно увидеть в
росписи таинственных египетских гробниц.
Мастера Древней Греции тоже создавали
прекрасные произведения, но их живопись
разрушилась и до нас не дошла. Однако,
сохранилась легенда о соревновании двух
знаменитых древнегреческих живописцев. Сначала
победил Зевксис: он так убедительно написал
виноградную гроздь, что птицы пытались склевать
ее. Но затем сам был введен в заблуждение
Паррасием, когда попытался отодвинуть
нарисованную им занавеску.
5. Работа с учебником
– Выясните, какое развитие получил натюрморт в более поздние века.
Ученики (по рядам) получают задание найти материал о развитии натюрморта в
- Древнем Риме;
- Средневековье;
- Возрождении.
Источник: учебник для 6 класса Л.А.Неменская «Искусство в жизни человека», 2010 год, стр58-60.
Через 3 минуты – фронтальный опрос класса по заданию.
6. Основные типы натюрморта
– Особого расцвета достигает в XVII веке, прежде всего в Голландии и Испании. На Голландском языке натюрморт получил название – stilleven – «тихая жизнь».В голландском натюрморте всегда чувствуется некая созерцательность, особое внимание к формам, фактуре, свету. Немудрено, что натюрморты здесь пользовались огромным спросом.
– Это работа Френсиса Снайдерса «Натюрморт с лебедем», голландского живописца который жил в 17 веке, именно на это время и приходится начало расцвета натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь.
– Как вы считаете, каким человеком был Ф.Снайдерс? Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?
Обсуждение картины Ф.Снайдерс. Приходят к выводу о том, что здесь сильна роль человека, незримый эффект присутствия. Кажется человек куда-то ненадолго ушел и вот-вот вернется.
– Рассмотрите картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Что может быть проще? Однако, обычные подсолнухи вызывают в нас определенные чувства. Какие?
Обсуждение картины Ван Гога. Дети приходят к выводу о том, что и предметы могут быть самоценными, главными.
– Молодцы! Вы, практически самостоятельно подошли к главному выводу. Подумайте и сформулируйте, на какие два типа можно поделить все натюрморты?
Дети делают вывод об основных типах натюрморта: в первом вещи говорят о хозяине, во втором – сами о себе.
7. Тест
– А сейчас предлагаю проверить свои
знания, отвечая на вопросы теста.
Учитель показывает презентацию – тест. Дети
знакомятся с известными натюрмортами и их
авторами, одновременно отвечая на вопросы теста.
8. Творческое задание
– Я вижу, что вы стали настоящими специалистами в области теории натюрморта. Выполнять творческое задание вы будете в парах.
На странице 61 учебника вам предложено задание. Прочитайте его самостоятельно.
Дети читают, учитель комментирует.
Школьники в парах выполняют творческое
задание. Негромко звучит классическая музыка.
9. Итог урока
– Итак, время урока подходит к концу.
Прошу разместить получившиеся натюрморты на
доске.
– Ребята, какой из натюрмортов кажется вам более
интересным и почему?
Дети комментируют работы одноклассников.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети отвечают.
– Наш урок о жанре «натюрморт» подошел к концу. Спасибо за работу!