Задачи:
- Закреплять умение у детей соотносить предметы по форме и цвету, приравнивание их к эталону.
- Развивать у детей речь: умение обозначать цвета и геометрические фигуры словами, согласовывать их в числе и падеже.
- Развивать у детей начальные формы сотрудничества (совместные действия по правилу).
- Психологическое сопровождение
- Развивать у детей умение понимать эмоции других людей (геометрических фигур).
- Развивать у детей психические процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение).
- Воспитывать у детей чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие.
Материал:
- 6 цветных полей (красный, синий, фиолетовый, жёлтый, зелёный, оранжевый) формата А3;
- 5 геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал, квадрат) 6 цветов (красного, синего, фиолетового, жёлтого, зелёного, оранжевого);
- геометрические фигуры - человечки, с разными эмоциями: круг красного цвета с эмоцией "огорчение",квадрат оранжевого цвета с эмоцией "удивление", овал зелёного цвета с эмоцией "злость",треугольник жёлтого цвета с эмоцией "страх", четырёхугольник синего цвета с эмоцией "радость";
- 5 дополнительно фигурок человечков любого цвета с эмоциями "радость";
- 6 корзиночек (красного, синего, фиолетового, жёлтого, зелёного, оранжевого) цветов;
- схема-подсказка и схема "пошагового" действия;
- медальки разного цвета на каждого ребёнка.
Ход занятия
Воспитатель: К нам сегодня пришло много гостей. Это фигурки-человечки. (рассматриваем поочерёдно геометрические фигурки - человечки): синий прямоугольник с эмоцией "радость", оранжевый квадрат с эмоцией "удивление", зелёный овал с эмоцией "злость", жёлтый треугольник с эмоцией "страх", - красный круг с эмоцией "огорчение" Рисунок1
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл (появляется фигурка-человече синий прямоугольник с эмоцией "радость") (Педагог вместе с детьми рассматривает фигурки-человечки, дети называют геометрическую форму, показывают настроение, используя следующие методы и приёмы.
Приёмы | Описание фигурки-человечки | III образовательный маршрут | II образовательный маршрут | I образовательный маршрут |
Вопросы, используемые при рассматривании геометрических фигур | - синий прямоугольник с эмоцией "радость" | - вопрос выбора: Это квадрат или прямоугольник? | - наводящие вопросы: Это круг? Почему?
Это треугольник? Почему? Это квадрат? Почему?
Значит, какая это фигура? - поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это прямоугольник? |
- поисковые вопросы: - Как называется эта фигура? Докажи, что это прямоугольник? |
- оранжевый квадрат с эмоцией "удивление" | - вопрос выбора: - это квадрат или треугольник? | - наводящие вопросы: Это круг? Почему?
Это треугольник? Почему? Это прямоугольник?
Почему? Значит, какая это фигура? - поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это квадрат? |
- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это квадрат? | |
- зелёный овал с эмоцией "злость" | - вопрос выбора: - это овал или прямоугольник? | - наводящие вопросы: Это треугольник?
Почему? Это круг? Почему? Это прямоугольник?
Значит, какая это фигура? - поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это овал? |
- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это овал? | |
- жёлтый треугольник с эмоцией "страх" | - вопрос выбора: - это квадрат или треугольник? | - наводящие вопросы: Это круг? Почему?
Это квадрат? Почему? Это прямоугольник? Значит, какая это фигура? - поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это треугольник? |
- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это треугольник? | |
- красный круг с эмоцией "обида" | - вопрос выбора: - это круг или овал? | - наводящие вопросы: Это треугольник?
Почему? Это квадрат? Почему? Это прямоугольник? - Это овал? Почему? Значит, какая это фигура? - поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Почему это круг? |
- поисковые вопросы: Как называется эта фигура? Докажи, что это круг? |
Вопросы, используемые при рассматривании эмоций человечков | - синий прямоугольник с эмоцией "радость" | - Какое настроение у
прямоугольника? - Чему он радуется? |
||
- оранжевый квадрат с эмоцией удивление" | - Какое настроение у квадрата? - Чему он удивляется? |
|||
- зелёный овал с эмоцией "злость" | - Какое настроение у овала? - На что злится овал? |
|||
- жёлтый треугольник с эмоцией "страх" | - Какое настроение у
треугольника? - Чего боится треугольник? |
|||
- красный круг с эмоцией "обида" | - Какое настроение у круга? - На что обижается круг? |
|||
Показ настроения | Ко всем фигурам-человечкам. | - давайте изобразим настроение которое
испытывает фигура? - полное сопровождение |
- изобразите чувство, которое
испытывает прямоугольник. - частичный контроль |
- как можно изобразить чувство, которое
испытывает прямоугольник. - самостоятельное выполнение |
(после того, как рассмотрена и названа фигура., необходимо снять негативную эмоцию у фигуры - человечка. Для этого нужно проговорить говорилку, (кроме первой фигуры - синего прямоугольника) после произнесения говорилки, эмоция у фигуры меняется на эмоцию "радость". Рисунок 1 После этого появляется следующая фигурка - человечек)
Варианты говорилок:
- оранжевый квадрат с эмоцией "удивление" | - зелёного овала с эмоцией "злость" | - жёлтый треугольник с эмоцией "страх" | - красный круг с эмоцией "обида" |
Ты квадрат не удивляйся, А почаще улыбайся. |
Лучше ты овал не злись, А ребяткам улыбнись. |
Треугольник не пугайся, А почаще улыбайся |
Ты кружок не обижайся, А ребяткам улыбайся. |
(Эмоция кружка остаётся без изменения.)
Воспитатель: | - Посмотрите на кружок он всё
равно не улыбается. Хотите узнать, в чём причина
его обиды? - Круг сказал мне по секрету, что все геометрические фигуры хотят жить в городе, где есть разноцветные улицы и все геометрические фигуры смогут найти дома своей формы. - Что же делать? (ответы детей) Как мы можем помочь? (ответы детей) Как это сделать? (ответы детей) (Воспитатель выслушивает все ответы детей, и наводящими вопросами помогает прийти к решению "построить цветной город" из цветного картона..) - Предлагаю найти место для нашего разноцветного ФИЗПАУЗА: Дружно вместе мы идём, друга за руки ведём, Предстоит нам долгий путь, надо деткам отдохнуть. (дети подходят и присаживаются к столу.) |
||||
Воспитатель: | - Мы подошли к тому месту, где, мы с вами построим "город" для фигурок - человечков. Фигурки-человечки любят всё такого же цвета, как они сами, и форму тоже такую же, как они сами. Давайте вместе построим "город" для наших фигурок-человечков. | ||||
Деятельность детей | Образовательные маршруты | Дифференцированный подход в подгруппе | |||
- Ответы на вопросы
воспитателя. Воспитатель выслушивает ответы детей.(наводящими вопросами подвести детей к тому, что улицы должны быть такого же цвета, как и цвета фигурок - человечков) - Дети приносят и выкладывают улицы. (6 листов картона А3 синего, красного, зелёного, фиолетового, оранжевого и жёлтого цвета ) |
III образовательный маршрут | - наводящие вопросы: Какого цвета "улицу" ты принесла? | |||
- предложить детям принести "улицы" основных цветов (красную, жёлтую, зелёную, синию) | |||||
- полное сопровождение | |||||
II образовательный маршрут | - поисковые вопросы: Какого цвета "улицу" принес Дима? Саша? Аня? Какого цвета "улицу" ты принесёшь? | ||||
- частичное сопровождение и ли помощь ребёнка I образовательного маршрут | |||||
I образовательный маршрут | - проблемный вопрос: - Какого цвета будут "улицы" в нашем городе? "Улицы" какого цвета ещё нет в нашем городе? | ||||
- предложить детям принести "улицу" такого цвета, какая получится если смешать красный и жёлтый цвет и синий и красный цвет. | |||||
- самостоятельное выполнение. | |||||
Воспитатель: | Перед тем как на наших улицах мы
поставим дома, предлагаю вспомнить, что бывает
такого цвета. Словесная игра "Что бывает:" На кого я посмотрю, и кому я подмигну. Только тот даёт ответ, вам понятно или нет? (Игра проводится в быстром темпе, без комментариев воспитателя) |
||||
Деятельность детей | Образовательные маршруты | Дифференцированный подход в подгруппе | |||
- Игра "Что бывает: " Дети смотрят на воспитателя (ведущего), и если ему подмигнули, тот отвечает на вопрос. |
III образовательный маршрут | - вопросы: Что бывает красного цвета? Что бывает жёлтого цвета? | |||
количество названных предметов от 2-х до 3-х. | |||||
II образовательный маршрут | - вопросы: Что бывает синего цвета? Что бывает зелёного цвета? | ||||
- количество названных предметов от 3-х до 5. | |||||
I образовательный маршрут | - вопросы: Что бывает оранжевого цвета? Что бывает фиолетового цвета? | ||||
- количество названных предметов от 5 до 7. | |||||
Воспитатель: | - За правильные ответы я вам
подарю разноцветные медальки. (детям раздаются
медальки 6 цветов, детям I образовательного
маршрута медальки одинакового цвета (оранжевые,
фиолетовые.) - Город мы с вами построили, а сейчас посмотрим, как вы умеете строить дома из пальчиков ФИЗПАУЗА
развести руками в сторону - У вас получились прекрасные домики из пальчиков, А нашим фигуркам-человечкам нужны картонные фигурки "домики" разной формы. Эти фигурки "домики" лежат на столе у окна, а разноцветный "город" находится перед нами. Чтобы не растерять фигурки "домики" по дороге, можно воспользоваться корзиночками, в которых удобно носить предметы. Определиться со цветом, помогут вам медальки. - Послушайте инструкцию, которая поможет вам правильно выполнить работу. "Сначала выбрать корзиночку, затем положить "дома" в корзиночку, точно такого же цвета, как и корзиночка, потом выложить "дома" на "улице" точно такого же цвета. Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5 |
||||
Деятельность детей | Образовательные маршруты | Дифференцированный подход в подгруппе | |||
Дети следуют инструкции,
выбирают себе цвет, дама (геометрические фигуры), Работа в парах. |
III образовательный маршрут | -повтор инструкции: ":выбрать корзиночку, собрать "дома" в корзиночку, точно такого же цвета, как и корзиночка, разложить дома на своей улице." | |||
- полное сопровождение. - выполнение инструкции пошагово. - схема пошагового действия детей. |
|||||
- количество "домов"- геометрических фигур. (от 2-х до 3-х фигур) | |||||
II образовательный маршрут | - повтор части инструкции ": "дома" собирать в корзиночку, точно такого же цвета, как и корзиночка:". | ||||
- частичный контроль, или сопровождение ребёнка I образовательного маршрут. | |||||
- предложить взять одному ребёнку две
корзиночки. количество "домов"- геометрических фигур. (от 3х до 4х фигур). |
|||||
I образовательный маршрут | - самостоятельное выполнение. - схема-подсказка. |
||||
- проблемная ситуация: двум детям досталась одна корзиночка. Как поступить? Как можно договориться между собой? (с помощью наводящих вопросов, подвести к тому, что один собирает фигурки с уголками, а другой без уголков.) | |||||
- предложить взять корзиночки
оранжевого и фиолетового цвета. количество "домов"- геометрических фигур. (до 5 фигур.) |
|||||
Воспитатель: | - Город готов. Теперь человечки проверят, всё ли в порядке в нашем городе, все ли "дома" на месте? А вы им всё расскажите и подскажите им, где они будут жить.(появляются фигурки - человечки, все они улыбаются.) | ||||
Деятельность детей | Образовательные маршруты | Дифференцированный подход в подгруппе | |||
Дети действуют со своими "улицами" и "домами", отвечают на вопросы воспитателя. | III образовательный маршрут | - наводящие вопросы: У тебя дома жёлтого
или зелёного цвета? Покажи фигурке-человечку "улицу", на которой будут стоять "дома" жёлтого цвета? Покажи фигурке-человечку треугольный "дом"? Квадратный "дом"? |
|||
- полное сопровождение | |||||
II образовательный маршрут | Вопросы: Всё в порядке на Зелёной "улице"? Почему ты так думаешь? Найди, покажи и назови фигурке-человечку "дома", у которых есть углы:, нет углов? Какой формы у тебя "дома" | ||||
- частичный контроль. | |||||
I образовательный маршрут | Поисковые вопрос: Посмотри и проверь, всёли в порядке на Сашиной "улице"? Каких "домов" не хватает на жёлтой "улице", красной "улице"? Почему ты положил дома на эту "улицу"? | ||||
- самостоятельное выполнение |
(Дети самостоятельно расселяют фигурки-человечки по домам, дополнительно выставляются еще 5 фигурок человечков с эмоцией "радость".) Рисунок 6
Воспитатель: Что случилось с фигурками-человечками? Почему у них хорошее настроение? Как мы им помогли? Почему у нас всё получилось? (подвести к тому, что мы все вместе потрудились) Предлагаю вам всем встать в круг.
ФИЗПАУЗА
Что за чудо-чудеса?
дети стоят
Вот тебе моя рука
вытягивают руки вперёд
Вот ладошка правая
подают другу правую ладошку
Вот ладошка левая
подают другу левую ладошку
Скажем вам, не тая:
Это все мои друзья
идут по кругу, обнимают друг друга.
Воспитатель: - Покажите, какое у вас настроение. Почему у вас такое настроение?