Целевая аудитория. 10-11 классы. Профильные группы.
Цели урока:
- Общеобразовательные:
- научить учеников составлять простейшие программы для обработки отдельных строк и столбцов двумерных массивов;
- подготовка к ЕГЭ;
- Развивающие
- развивать устойчивость внимания, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- Воспитательные
- воспитание уважительного отношения к труду программиста;
- формирование навыков работы в группе, коллективе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Вид урока. Комбинированный.
Формы работы. Коллективная, групповая (в парах), индивидуальная.
Оборудование:
- Компьютеры для учеников.
- Компьютер для учителя.
- Мультимедийный проектор, экран.
- Презентация.
- Приложение 1. Самостоятельная работа в парах.
- Приложение 2. Задания для компьютерного практикума.
- Приложение 3. Домашнее задание.
- Приложение 4. Методические рекомендации к презентации.
Структура урока
- Организационный момент (1 мин.)
- Целеполагание, мотивация (3 мин.)
- Актуализация опорных знаний (9 мин.)
- Изучение нового материала (9 мин.)
- Первичное закрепление (5 мин.)
- Компьютерный практикум, применение полученных знаний (14 мин.)
- Подведение итогов урока (2 мин.)
- Задание на дом. Рефлексия. (2 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Целеполагание, мотивация
Слайд 1. Несколько уроков мы составляем программы для обработки элементов двумерных массивов. Какие задачи мы научились решать? Отвечают дети. Мы работали со всеми элементами массива.
Слайд 2. Рассмотрим задачу. Какие элементы двумерных массивов мы должны научиться обрабатывать сегодня на уроке? Дети отвечают. Часто ли приходится решать подобные задачи?Доказательство востребованности изучаемой темы при разработке различных пакетов программ для решения экономических, статистических, жизненно-ориентированных задач.
Слайд 3. Учитель сообщает тему урока. Поясняет, что можно работать с элементами конкретной строчки (столбца), а можно работать со всеми строками (столбцами) массива. Сегодня на уроке все должны научиться составлять простейшие программы для обработки строк и столбцов двумерных массивов.
Слайд 4. Учитель сообщает план работы. Оценку можно получить за активную работу на каждом этапе урока.
3. Актуализация опорных знаний. Слайды 5-8. Работа в парах. Ребятам выдаётся Приложение 1. Они решают. Обязательная проверка (устный фронтальный опрос, записи на доске, либо демонстрация слайдов презентации с вопросами и ответами). Обратить особое внимание учеников на задачи 9 и 10. Похожие встречались в заданиях ЕГЭ. Решения этих задач, если у детей возникли трудности, лучше разобрать на доске.
4. Изучение нового материала. Слайды 9-14. Учитель задаёт наводящие вопросы, организует работу в тетрадях. Ученики коллективно обсуждают, отвечают. Слайд 15. Ученики должны сами сделать выводы.
5. Первичное закрепление. Проверь себя. Слайды 15-20. Коллективное обсуждение задач. Отвечать ученики должны с комментариями, с пояснениями. Учитель выясняет пробелы. Корректирует усвоение.
6. Компьютерный практикум. Приложение 2. Слайды 21-23. Обсуждение задания. Практическое выполнение индивидуальных заданий за компьютером. Продвинутым ученикам, ученикам, интересующимся программированием, предложить задания чуть посложнее, задачи повышенной сложности (вариант 3, вариант 4, задания 4, 5, 6 из домашней работы). Учитель проверяет программы учеников. Комментирует. Ребята, быстрее всех справившиеся с заданиями, могут стать консультантами, помочь другим.
7. Подведение итогов урока. Оценки за урок.
8. Домашнее задание. Планы на последующие уроки. Рефлексия. Слайд 24. Приложение 3.