В соответствии с концепцией модернизации системы образования одним из приоритетов являются педагоги нового формата - творческие, активные, разносторонние, способные не только давать знания, но и развивать способности воспитанников, используя достижения современной педагогики.
Особое место занимает вопрос о деятельности молодых специалистов, поднимаемый на федеральных и муниципальных уровнях. В образовательных учреждениях по-прежнему существует проблема с привлечением молодых грамотных педагогов. Согласно статистике небольшой процент выпускников педагогических вузов идет работать в детские сады. Из них почти половина уходит из системы образования через год-два. Одной из причин этого является неудачная адаптация в коллективе, в образовательно процессе.
От характера вступления в профессию зависит будущая профессиональная успешность педагога, психологический комфорт и развитие его воспитанников. К недавним выпускникам, пришедшим на работу в детский сад, предъявляются те же требования, что и к опытным педагогам, от них требуется профессионализм и высокие результаты работы. Вместе с тем подготовка, полученная в институте, не может решить проблемы формирования мастерства. Успешному педагогу необходим синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, эффективное владение педагогическими технологиями. Зачастую, многие молодые педагоги имеют трудности во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, коллегами, опасаются критики администрации и опытных воспитателей. Создать условия для успешной адаптации, профессионального роста и решить те или иные возникающие трудности начинающего педагога призвана система методического сопровождения в образовательном учреждении, включающая в себя следующее направления работы: наставничество, деятельность "Школы молодого педагога", интернет-сотрудничество, мониторинг профессиональной деятельности, ведение портфолио.
Система наставничества позволяет молодому педагогу получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала. Данная форма работы способствует применению полученных за период обучения в вузе знаний на практике, передаче педагогического опыта опытных коллег.
Наряду с этим организована деятельность "Школы молодого педагога", целью которой является помощь начинающим педагогам в становлении профессиональной компетентности. Задачами данной школы является содействие профессиональному росту молодых педагогов, оказание практической помощи педагогам в период их адаптации в образовательном учреждении, выявление проблем у начинающих педагогов и пути их разрешения.
Заседания проводятся по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов.
В работе с начинающими педагогами используются различные формы и методы:
- Практические семинары;
- Мастер-классы;
- Деловые игры;
- Брейн-ринги;
- Аукционы педагогических идей;
- Методические минутки;
- Участие в работе методических объединений;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
- Самообразование;
- Интернет-технологии.
Инновационной технологией в нашем детском саду является интернет-консультирование. Молодой специалист может в любое время получить консультативную помощь методиста, опытных коллег, специалистов методического объединения. Так же организована рассылка педагогам полезной информации, памяток по оформлению документации, разработке планов образовательной работы, проектированию структуры занятия, соблюдению санитарно-гигиенических норм и требований, подготовке и проведению открытых занятий, диагностике и т.д. по электронной почте. Посредством интернет-технологий осуществляется взаимодействие методиста и педагогов по проверке тематического планирования образовательного процесса. Воспитатели предоставляют план на проверку в электронном виде, в дальнейшем проводят его корректировку с учетом поступивших предложений и замечаний. В конце месяца у педагогов есть возможность проанализировать соответствие поставленных целей полученным результатам. Посредством сайта организована обратная связь с участниками образовательного процесса, в том числе и с родителями, которые вносят свои предложения и замечания начинающим педагогам.
Традиционной формой, вызывающей интерес, является проведение аукциона педагогических идей, что позволяет обмениваться педагогическими находками новичкам и опытным педагогам. Результатом такой формы работы в ДОУ является создание и наполнение методической копилки
На каждого педагога создан банк профессиональных достижений, позволяющий осуществлять мониторинг личных и профессиональных достижений молодого специалиста. Данный банк даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития, и создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности. Система мониторинга профессионального роста педагогов включает анкеты и опросники:
- Интервью (почему пошли в профессию, чем для вас является работа, ваши предпочтения и жизненные приоритеты);
- Самопрезентация педагогов (присущие качества личности, как положительные, так и отрицательные);
- Затруднения в организации образовательного процесса (самодиагностика);
- Самооценка возможностей педагога (чем может поделиться с другими педагогами);
- Характеристика профессионально-педагогической компетентности:
- педагогические умения (организаторские, коммуникативные, проектировочные, дидактические, методические, аналитические);
- профессионально-педагогические (мышление, наблюдательность, интуиция, рефлексия, оптимизм, такт, эрудиция, импровизация);
- личность педагога (гуманистическая направленность, позитивная Я - Концепция, креативность, работоспособность).
- Характеристика деятельности и общения педагога;
- Показатели сформированности умений, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности (умение ставить задачу, воздействовать на ребенка, анализировать и корректировать свою деятельность);
- Рейтинг педагога (учитывается самооценка педагога, мнение родителей, участие в методической деятельности, уровень образовательной работы).
Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути начинающего молодого специалиста. Собранная информация используется не только при подготовке к процедуре аттестации на квалификационную категорию, но и при оплате труда работника в виде стимулирующих добавок и доплат.
Таким образом, выстроенная система методического сопровождения позволяет новичкам легко и успешно пройти период адаптации, найти свой стиль в работе, раскрыть творческий потенциал. Администрация ДОУ приобретет компетентного молодого специалиста, способного осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с предъявленными требованиями современной образовательной системы, выполнять запросы родителей.