Тема занятия: введение в образовательную программу
Тип занятия: изучение нового материала
Цель занятия: обучение изготовлению куклы из пряжи.
Задачи:
- познакомить с работой объединения "Волшебная петелька";
- развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
Форма занятия: Учебное занятие
Методы обучения: Беседа, рассказ, демонстрация образцов, практическая работа, коллективная оценка, мини-выставка детских работ.
Возраст предполагаемых участников:10 лет
Методическое обеспечение: схема изготовления куклы из пряжи, образец изделия, правила работы с ножницами, презентация (Приложение 1).
Характеристика оборудования: Клубки синтетической пряжи разного цвета (бежевый, желтый), ножницы, мультимедийная установка
Хронометраж занятия:
- Организационный момент - 2 мин.
- Теоретическая часть - 5 мин.
- Практическая работа (описание действий, объяснение) - 35 мин.
- Заключительная часть - 3 мин.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в мою избушку на краю деревушки . Для начала нам нужно познакомиться. По старой русской традиции, приходящий в дом незнакомый человек , называл свое имя, и чем он занимался. Давайте сделаем то же самое, например: меня зовут Наталья Валентиновна, я умею хорошо вязать крючком и учу этому ремеслу детей, я руководитель творческого объединения "Волшебная петелька". Назовите своё имя, и скажите, что вы умеете делать или чем любите заниматься.
(Дети здороваются). Напишите свои имена на цветных пирамидках
Сегодня я расскажу вам много интересного. Помогать мне сегодня будет волшебный сундучок моей бабушки. В нем много предметов, с которыми вы сталкиваетесь дома ежедневно. Посмотрим, что же там?
(загадка про клубочек)
Ими вяжут, ими шьют,
Но сначала их прядут
И в клубочки их мотают,
На катушки собирают. (Нитки)
Дети отгадали загадку. (Педагог достаёт из сундука клубок ниток).
Педагог: Правильно, это клубочек ниток. :Ребята, скажите, какие бывают ниточки?
Ответ детей: шерстяные, синтетические, хлопчатобумажные.
Педагог: Правильно. У вас на столах есть конвертики, в которых находятся образцы пряжи, потрогайте ниточки и ответьте, чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей: гладкая, шершавая, лохматая, тонкая, толстая
Педагог: Правильно! А вы что-нибудь знаете про нитки?
Дети: Да, знаем.
Педагог: Дети, расскажите из чего можно сделать нитки.?
Ответ детей:...
Педагог: Из шерсти овцы, ламы, верблюда - получаются шерстяные нитки. Из пуха кролика и козы - пуховые нитки. Гусениц-шелкопрядов специально разводят и кормят тутовыми листьями, чтобы получить шелковые нитки.
. Это нитки животного происхождения. А еще из чего делают нитки?
(педагог показывает и дает потрогать кусочки шерсти овцы и пуха козы, фотографии шелкопряда)
Ответ детей::
- Из древесины - ацетатные или искусственный шелк, из нефти - капроновые.
- так получают нитки искусственного происхождения, а из чего еще делают нитки.
- Из хлопка - хлопковые нитки, изо льна - льняные.
Педагог: Из таких разных ниточек ребята, которые занимаются вязанием крючком, сделали вот такие работы (показ детских работ)
Педагог: Молодцы, а вы знаете, для чего нужны нитки, и что ими можно делать?
Дети: Шить, вязать, пришивать пуговицы, зашивать дырки, вышивать узоры, ткать коврики.
педагог: Значит, нитки бывают какие?
Дети: Вязальные, вышивальные, швейные, штопальные. Ирис, мулине, пряжа.
Педагог: Но нельзя вязать, работать инструментами, не зная о правилах безопасности работы с ними, и вы ребята поможете мне озвучить эти правила. Опять обратимся к бабушкиному сундучку.
(На каждую парту дается одно правило в стихах дети его зачитывают)
Крючки. их надо сосчитать
Когда садишься за работу
Потом внимательно собрать
Хотя бывает неохотаТы не бери иголку в рот
Иголка острая не плод
Ты лучше с нею не шути
А то окажется в нутрииНа стол клади ты ножницы кольцами к себе
Передаю же ножницы кольцами к тебе
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда
Положишь их разомкнутыми - может быть бедаЛишь окончена работа-
Инструментам нужна забота
Не забудь ты их закрыть
И на место положить
Мы уже немного познакомились с ниточками, мы даже вспомнили, что из ниточек можно сделать. А кто из вас делал кукол из ниток? Хотите я вас научу?
Ответы детей::
С давних пор на Руси считалось что каждом доме , у каждого человека должен быть оберег. (из бабушкиного сундучка педагог достает куколку из пряжи) Сегодня каждый из вас сделает оберег - куколку из пряжи.
( схема прилагается)
Сейчас рассмотрим схему изготовления куклы, которую мы будем делать. Для начала нужно набрать пучок ниток одинаковой длины, это у нас будет будущее тело нашей куклы. Ребята, если кукла, это образ человека, то какого цвета нитки мы будем использовать при изготовлении тела куклы?
Дети: Нитки бежевого цвета.
Педагог: Правильно.
Затем набираем еще один пучок ниток такой же длины, но другого цвета, это будут волосы. На этот раз мы возьмем нитки, какого цвета?
Дети: Нитки коричневого цвета.
Педагог: Правильно. Но можно использовать нитки и черного и белого цветов.
Наберем еще один пучок ниток, но уже меньшей длины, чем два первых пучка. Начинаем соединять детали игрушки. Прежде чем завязать головку на намотанных нитках, надо вложить в середину пучок ниток черного цвета - это косы девочки. После этого завяжите нить, наметив головку. Вставьте ручки (пучок ниток бежевого цвета) в середину кисточки поближе к перетяжке-шее и закрепите их, завязав поясок на талии девочки. Наша кукла почти готова! осталось заплести косы и завязать их бантиками. С помощью ножниц выравниваем "ручки" и "юбку". Мы подробно разобрали схему изготовления куклы и начинаем практическую работу,
(практическая работа, ответы педагога на возникающие вопросы детей)
Подведение итогов
С практической работой вы справились замечательно, получились настоящие куколки - обереги, вы показали свои умения. Если вы и дальше решите заниматься рукоделием, я думаю, что у вас все получится.
Про таких рукодельных говорят:
Умелые руки не знают руки.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Не откладывай на завтра, то, что можно сделать сегодня.
На бога надейся, а сам не плошай.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и ткала, да всё языком.
Терпенье и труд - всё перетрут.
Педагог: работа наша подошла к концу.
Все, кто хотел бы научиться вязать крючком - оставьте свои пирамидки в сундучке моей бабушки, ну, а кто не хочет вязать, может пирамидки оставить на столе.
- Делу время, а потехе час.
Спасибо, до свидания.