Значение гербов в жизни человека и общества

Разделы: История и обществознание


Цели урока: Расширить представления учащихся о государственных символах. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, художественного и эстетического вкуса учащихся. Воспитание уважительного отношения к государственным символам, к родной стране, её истории.

Оборудование: Конституция Российской Федерации; иллюстрации исторических и современных гербов; запись гимна России; таблицы: " Формы гербов", " Состав герба", "Изображение на гербах"; федерального закона о гербе, закон ХМАО-Югры и решение Думы Пыть- Яха; кроссворд.

Понятия для усвоения: геральдика, герб, герольды, девиз.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

а) Как называется наше государство?

Учитель. Мы живем в России. Наша страна в разные времена называлась по - разному. Современное название - Российская Федерация или Россия. (статья 1, часть 2 Конституции РФ). Любую страну можно отличить по её символике.

б) Назовите государственные символы нашей страны.

в) Оформление на доске записи о государственных символах.

Прослушивается фрагмент гимна.

2. Знакомство с наукой о гербах - геральдике.

Учитель. Одним из государственных символов является герб.

Наука о гербах - геральдика. Это научная дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и использования, наука о составлении герба. Это система специальных знаний о гербе, его композиции изображения, цветах герба, граничащая с искусством.

3. Диалог учащихся:

1 ученик: " Я хочу придумать свой герб. Может, мне изобразить на круглом щите золотого льва с короной на голове".

2 ученица: " И я хочу иметь свой герб. Пусть на нем будут разные бабочки. Ведь это так красиво".

3 ученик: " Это будет не по правилам. Таких гербов не бывает, гербов не может быть у простых семиклассников".

4. Сообщение целей и задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения и развития гербов. Узнаем о составлении гербов и правилах изображения на них. Подробнее узнаем о гербе России, гербе Ханты - Мансийского автономного округа и гербе Пыть - Яха. Лучшие знатоки геральдики получат специальные призы.

5. Стихотворение "Герб" (рассказывает ученица)

Герб - это ваш великий размах,
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла.
Чтобы Отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой:
Герб - это эхо судьбы родовой!
Герб - дарованье не мне одному
Герб не отдам никогда, никому!

6. Выступление учащихся по группам с сообщениями по следующим вопросам: (предварительная групповая подготовка)

Группа № 1 - " История возникновения гербов".

Выступление группы №1 - " История возникновения гербов".

Гербы возникли в Западной Европе. Впервые нашли применение в крестовых походах

( XI - XIII вв.), когда для лучшей военной ориентации крестоносцами частью своего рыцарского снаряжения сделали изобразительные знаки, размещенные на рыцарском щите. Отсюда щит - важнейший компонент герба. На щите располагались яркие линии, по-разному расположенные, стилизованные изображения птиц, зверей. Рыцари стремились в своем гербе запечатлеть подвиги и личные качества.

Со времен крестовых походов гербы заняли прочное место в рыцарском быту. Отличались рыцари друг от друга формой щитов и изображенными на них гербами. При проведении рыцарских турниров, зрители, взглянув на герб, без труда узнавали человека, лицо которого было закрыто шлемом. В те времена люди обязаны были "читать гербы". За порядком на турнирах следили герольды. Они руководили рыцарскими турнирами, следили за правильностью составления и законностью использования гербов.

Гербы можно назвать языком эпохи. Они могут много рассказать о своих хозяевах: городах, королях, епископах, герцогах, рыцарях.

В конце XIII в. знатная семья имела свой герб. Появились города вокруг замков, город приобретал и его герб. Тогда грамотность была распространена мало и такие условные знаки все понимали.

Группа № 2 - "Законы составления гербов и правила изображения:

а) формы гербов (демонстрация на доске)

б) состав герба

Выступление группы № 2 - "Законы составления гербов и правила изображения".

Постепенно герольды формируют своеобразную теорию, вырабатывают законы составления и правила изображения на гербах.

Гербы имели несколько строго установленных форм. Существуют пять типов геральдических щитов.

  • нормандский (треугольный)
  • итальянский (овальный)
  • испанский (квадратный, с округлением внизу)
  • французский (четырехугольный, с заострением внизу)
  • немецкий (вырезанной формы)

Состав герба. Основные части:

  1. Корона.
  2. Намет.
  3. Щит
  4. Щитодержатель
  5. Девиз

Группа № 3 - "Знаки и символы герба:

а) виды изображений

б) символика цвета".

Выступление группы № 3 - " Знаки и символы герба".

Герб представлял человека, это своего рода художественный двойник рыцаря. Очертания герба повторяли условно фигуру человека. Герб - это не только знак человека и рассказ о нем, это еще и красивое изображение.

Чем больше в мире создавалось гербов, тем изысканнее был их рисунок и тем дальше отходил он от схемы человеческого тела.

Щит (земля), на которой предоставлено деяниям, истории или воображению представить символ или эмблему. На гербе изображались одна или несколько фигур, специальные знаки, которое содержат рассказ о воине.

Фигуры на щите могут быть геральдические и негеральдические.

Негеральдические:

  • Естественные (животные, птицы, растения, горы, реки)
  • Искусственные (города, оружие, орудия, инструменты, корабли)
  • Легендарные (мифические, фантастические).
  • Значение знаков - символов.

Животные символизируют:

Медведь - силу, мужество.

Белка - ловкость, легкость.

Лебедь - верность, нежность, любовь.

Журавль - бдительность и осторожность.

Орел - знак воинственности, знак победы, власть, великодушие.

Лев - силу, мужество.

Конь - храбрость, силу.

Собака - верность, преданность.

Кошка - независимость.

Овца - кротость.

Змея - вечность.

Растения:

Лилия - расцвет и успех.

Дуб - символ победы, устойчивости, сила, крепость.

Шиповник - символ расцвета, красоты, осторожность.

Мифологические:

Единорог - символ непобедимости.

Гриф - неустрашимость и свирепость.

Звезда - вечность.

Цвета:

Золотой (желтый) - богатство, постоянство, вера, справедливость, могущество.

Серебро - чистота, надежда, справедливость, невинность.

Голубой (синий) - величие, красота, ясность, честность, безупречность.

Красный - мужество, героизм, смелость, великодушие.

Зеленый - надежда, изобилие, свобода, радость.

Пурпур - благочестие, щедрость, достоинство.

Учащимся раздают карточки "Знаки и символы герба".

7. Экскурс в историю возникновения, развития и становления Российского герба. (предварительная подготовка)

Создание Российского герба.

Вид герба на протяжении веков неоднократно менялся по воле правителей и под воздействием исторических событий.

Согласно основной версии двуглавый орел вошел в русскую символику при правлении Ивана III в связи с женитьбой на Софье Палеолог- племяннице последнего византийского императора Константина XI. Известный русский историк Н. Карамзин считал Ивана III крупнейшей исторической фигурой. Став великим князем Московским в 1462г., он объединил почти все русские земли вокруг Москвы. Суверенному государству потребовалась государственная символика. В 1497г. изображение двуглавого орла появляется на обратной стороне государственной печати. ( демонстрация герба Ивана III).

В XVI в. при Иване IV изображение орла и всадника были объединены на одном щите ( всадник "перешел" на грудь орла). К ним добавились новые эмблемы: корона, скипетр и держава - регалии царской власти. (демонстрация герба Ивана IV).

В течение XVI-XVII вв. происходил динамичный процесс формирования государственного герба.

В XVIII в., при правлении Петра I, цепь ордена Андрея Первозванного стала изображаться вокруг двуглавого орла и на крыльях орла появились гербы многих городов. ( демонстрация герба Российской империи при Петре I).

После Февральской революции 1917г. к работе над созданием герба привлекли художника И. Л. Библина и геральдиста В. К. Лукомского. С птицы сняли короны, изъяли скипетр и державу. Ускакал с орлиной груди и Георгий Победоносец. (демонстрация герба России после Февральской революции).

Герб новой, советской, власти должен был подчеркнуть радикальные изменения в государстве. Новый проект разрабатывался художниками В. Н. Андриановым и В. П. Корзуном. Изображение герба: серп и молот- союз рабочих и крестьян; земной шар и восходящее солнце-наступление новой эры; колосья, обвитые лентой - единство советских республик. ( демонстрация герба СССР).

8. Знакомство учащихся с государственным гербом России, Ханты-Мансийского автономного округа, Пыть - Яха. (чтение законов и показ гербов)

а) Государственный герб (из Федерального конституционного закона о Государственном гербе Российской Федерации)

Статья 1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявши вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами - и - над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона...

Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г.
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 г.

б) закон Ханты-Мансийского автономного округа № 80 от 14.09. 1995 г.

Статья 1. Герб Ханты - Мансийского автономного округа представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладке двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ " Кат ухуп вой" ( двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого ( синего, голубого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета, представляющий собой прямоугольник с фигурным заострением в нижней части. Щит увенчан элементом белого цвета, выполненном в орнаментальном стиле обских угров, и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз " Югра" начертан серебряными литерами на лазоревой ленте, расположенной под щитом.

в) Решение городской Думы третьего созыва " О гербе города

Пыть - Яха" № 225 от 27. 12. 2002 г.

Герб города Пыть-Яха представляет собой стилизованное изображение глухаря, царя птиц сибирской тайги, в сочетании с символом нефтяного месторождения и орнаментом обских угров.

Геральдическое описание герба гласит:"Лазоревое ( синее, голубое) и зеленое поле пониженно пересечено серебряным узким поясом, нижний край которого ограничен малыми стропилами. Поверх всего - золотой глухарь, сидящий на серебряно - черном источнике (многократно волнисто пересеченном диске)".

III. Закрепление нового материала.

А) Викторина " История создания гербов".

  1. В каком веке и где возникли первые гербы?
  2. Что стремились запечатлеть рыцари в своем гербе?
  3. Какие элементы входили в состав герба?
  4. Назовите изображения, встречающиеся на гербах?
  5. Какие были установлены формы гербов?
  6. Что изображено на Российском гербе, на городском?
  7. От кого пошла традиция 3-х цветного флага?
  8. Когда на гербе России появился двуглавый орел?
  9. Один из русских кораблей был назван "Орел" в честь двуглавого орла, на нем был поднят российский флаг с изображением герба. Что это за корабль и каково его предназначение?
  10. Государственный герб России где помещается?

Б) Кроссворд " Геральдика".

По горизонтали:

  1. Краткое изречение. (Девиз)
  2. Цвет, символизирующий величие, красоту (Синий)
  3. Цвет, символизирующий богатство, знатность (Желтый)
  4. Наука о гербах. (Геральдика)
  5. Цвет, символизирующий доброту, чистоту (Серебряный)
  6. Животное, символизирующее силу, мужество (Лев)
  7. Птица, символизирующая неустрашимость, свирепость (Гриф)

По вертикали:

  1. Символ непобедимости (Единорог)
  2. Основная часть герба. (Щит)
  3. Птица, символизирующая бдительность, осторожность (Журавль)
  4. Цвет, символизирующий мужество, героизм (Красный)
  5. Отличительный знак рода, государственный символ. (Герб)
  6. Цветок, символизирующий расцвет и успех (Лилия)
  7. Цвет, символ надежды, изобилия. (Зеленый)

IV. Творческое домашнее задание.

Учитель. Составить герб своей семьи, класса или школы. При оформлении герба используйте карточки " Знаки и символы герба". Ваши проекты мы обсудим на следующем уроке.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: Назовите государственные символы?

Награждение дипломами " Лучший знаток геральдики".

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. 1993.
  2. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. М.., Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2002.
  3. "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". Н. А. Горяева, О. В. Островская. Тема "О чем рассказали нам гербы и эмблемы" Просвещение. 2003.