Звездные миры

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

Дать детям представление о том, что звезды – огромные, шарообразные космические объекты, похожие на наше Солнце. Они находятся слишком далеко от нашей планеты, поэтому не греют и кажутся очень маленькими. Звезд на небе огромное количество, поэтому для удобства люди объединили группы отдельных звезд в созвездия и дали им названия. Звезды никуда не исчезают в дневное время, они просто становятся невидимыми с Земли из-за яркого солнечного света.

Оборудование:

  • пятиконечные звезды, вырезанные из блестящей бумаги;
  • листочки бумаги с цифрами, соответствующими расположению звезд в одном из созвездий для каждого из детей;
  • цветные карандаши, мешки с песком, обручи, кукла-звездочет;

Ход занятия

Воспитатель: Случалось ли вам, ребята, смотреть на звездное небо? (Выслушивает ответы детей.) Да, действительно.

Если ночью не храпеть
И на небо посмотреть,
То увидеть сможешь ты
Звезды дивной красоты.

(Ж. Парамонова)

Воспитатель: Вот и я, ребята, проснувшись сегодня ночью, услышала таинственный зов и легкий стук в окошко. Выглянув на улицу, увидела ослепительный звездный дождь. Звезды были такие красивые, что я не удержалась, собрала их и принесла вам. (Воспитатель достает звезды, вырезанные из красивой, блестящей бумаги и раздает их детям, дети любуются звездами.)

Как вы думаете, звезды на самом деле имеют такую форму, как те, которые я вам сейчас раздала? Нет, конечно, на самом деле звезды похожи на шары (воспитатель раздает каждому ребенку небольшие мячи желтого, белого и красного цвета). Назовите еще известные вам шарообразные предметы.

Ребята, смогли бы мы с вами вот так запросто, как эти мячи, взять в руки настоящие звезды? Правильно, это невозможно, так как звезды не только огромные, могут быть гораздо больше нашего Солнца, но и очень-очень горячие. Однако, ребята, не все звезды имеют одинаковую температуру. Есть более горячие и более холодные звезды. Среди звезд различают белые, желтые и красноватые. Самые горячие звезды имеют белый цвет (у кого в руках «белые» звезды, поднимите их), чуть более холодные – желтый (поднимите «желтые» звезды). К желтым звездам относится и наше Солнце. И, наконец, звезды, которые холоднее нашего Солнца, имеют красноватый цвет (поднимите «красноватые» звезды).

Теперь давайте нарисуем звезды разного цвета.

Рисование: на листах бумаги цветными карандашами или мелками рисуем звезды белого, желтого и красного цвета.

Воспитатель: А чтобы нам лучше запомнить цвета звезд, я предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Звездный цвет».

Воспитатель сообщает детям, что будет рассказывать стихотворение, где перечисляются различные цвета. Если в стихотворении прозвучит цвет, соответствующий делению звезд в зависимости от температуры, то ребенок поднимает вверх свою звездочку. Названия цветов меняются несколько раз, например:

1. Какой имеют звезды цвет
Отгадаешь ты, иль нет?
Красный, синий, голубой,
Есть ли звездный цвет такой?

2. Какой имеют звезды цвет
Отгадаешь ты, иль нет?
Зеленый, белый, голубой,
Есть ли звездный цвет такой?

3. Какой имеют звезды цвет
Отгадаешь ты, иль нет?
Желтый, красный, голубой,
Есть ли звездный цвет такой?

Звезды находятся от планеты Земля гораздо дальше, чем Солнце, поэтому они кажутся нам очень маленькими.

Как вы думаете, сколько на небе звезд? Пробовали их сосчитать? Получилось? Оказывается, пересчитать удалось лишь самые яркие звезды, видимые с Земли. Всего мы можем увидеть на небе не более трех тысяч звезд. Однако звезд на небе гораздо больше, их миллионы. Поэтому сосчитать все звезды не под силу даже Звездочету (Показывает картинку с изображением Звездочета или куклу – Звездочета.)

В высокой шапке звездочет считает звезды круглый год.
Но ничего не получается, на небе звезды не кончаются,
В десятки, тысячи слагаются и взору снова открываются.
И мудрый звездочет отчаялся и заявил, что человек
Не сможет звезды сосчитать, хоть проживи он целый век.

Ребята, взгляните на карту звездного неба (Воспитатель демонстрирует карту.) Правда, можно понять звездочета. Люди бы, наверное, запутались в таком звездном многообразии, если не придумали объединять группы звезд в созвездия. (Воспитатель показывает на карте звездного неба наиболее известные созвездия.) Смотрите, на что они похожи? Кто знает названия каких-либо созвездий? Нередко созвездия носят имена животных. Давайте поищем такие созвездия на карте звездного неба и назовем их (дети находят созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы, Льва, Лебедя, Рака, Скорпиона и т.д.).

А теперь предлагаю вам самим составить созвездия из звезд – цифр.

Дидактическая игра: «Открываем созвездия».

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, фантазию и воображение детей.

Ребёнку предлагается лист бумаги, на который нанесены обозначенные цифрами точки-звёзды. Нужно соединить точки последовательно прямыми линиями и придумать название получившемуся созвездию.

Подвижная игра: «Обогни созвездие».

Дети делятся на две команды. Для каждой из команд разложены набитые песком мячи в форме широко известных созвездий, например, Большая медведица. Задача детей – добежать до созвездия, встать на одну ногу, прыжками обогнуть его и бегом вернуться на место.

После игры дети возвращаются на свои места и воспитатель предлагает им послушать рассказ.

Как-то раз поспорили между собой два друга. Знаешь ли ты, говорил Миша, что звезды, которые так ярко светят нам ночью, днем исчезают с неба. Что ты, засмеялся Саша, мне папа рассказывал, что это совсем не так. Звезды никуда не исчезают, просто днем их мешает нам рассмотреть яркий свет Солнца, а ночью, в темноте, звезды хорошо видны.

- Нет, они заходят за горизонт, - упрямился Миша!
- Да я точно знаю, что они не никуда не прячутся, пытался убедить своего друга Саша.
- Нет, исчезают!
- Нет, не исчезают!

А вы, ребята, как считаете, исчезают ли звезды с неба днем? Давайте рассудим мальчиков. Для этого нам нужно провести опыт.

Опыт.

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

В конверт вкладывается картонка, в которой дыроколом пробивается несколько отверстий. В хорошо освещенной комнате в одну руку берется конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Нужно посветить фонариком сначала на обращенную к детям сторону фонарика, а затем на другую.

В результате дырки в картонке не видны через конверт, когда фонарик светит на обращенную к детям сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта. Воспитатель объясняет, что то же самое происходит днем, когда из-за яркого солнечного света становится невозможным разглядеть звезды. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Ну что ж, ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в мир далеких раскаленных светящихся шаров и на память я хочу подарить каждому из вас по той самой звездочке, которые сегодня вам принесла.