Методическая разработка интегрированного урока "Необычное, таинственное в культуре Урала"

Разделы: Музыка


Цель: понять и осознать, что культура Урала необычна, таинственна и сказочна в музыке русских и уральских композиторов, и в сказках П.П. Бажова.

Задачи:

  1. Обучающая – слышать и интонировать нотный текст, графически представить его в записи; познакомить с жанрами устного народного творчества, с музыкой С.С. Прокофьева и уральского композитора А. Нименского.
  2. Развивающая – развить познавательную активность учащихся, их музыкально-образное мышление и творческие способности.
  3. Воспитывающая – воспитывать любовь к своему краю, уважение к многообразию этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Оборудование и оформление:

  • интерактивна доска, проектор (презентация), магнитофон;
  • детские музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, бубенцы, металлофоны;
  • таблица с темой «Хозяйка медной горы»;
  • карточки с названиями: П.П. Бажов, Хозяйка медной горы, Анитра, С.С. Прокофьев, Э.Григ, Каменный цветок, малахит, А. Нименский;
  • шкатулка, бусы, амулет из бумаги, черный бархат, зеленая тесьма, карта Урала, гербы школы, города Новоуральск и Свердловской области;
  • плакат «Заговор малахита», рисунки детей по сказам П.П. Бажова.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
Вход: звучит музыка темы «Хозяйка медной горы» из балета «Каменный цветок» С.С. Прокофьева. (Музыка звучит не до конца.) Учащиеся под музыку входят в класс. Передают с помощью движений и жестов характер и настроение музыкального образа.

Ребята замирают в разных позах, как только музыка останавливается.

Учитель обращается к гостям и учащимся:
- Здравствуйте, гости, здравствуйте, ребята. Какие интересные фигуры у вас получились. Я попала, наверное, в сказочное царство. А чем оно было наполнено?
- Музыкой, ее характером, динамикой, темпом.
- Какое настроение передала вам музыка? - Таинственное, загадочное; слышны интонации настойчивые, уверенные, гордые.
- И поэтому вы выбрали соответствующие движения рук, ног, головы и даже мимику лица.  
- Какие были ваши движения? - Неторопливые, размеренные – по темпу, замирающие и восторженные, величественные – по динамике и характеру, поднимающиеся и отпускающиеся.
- Скажу вам, что образ в этой музыке композитор хотел передать сказочный, и сегодня на уроке встретить его можно в сказках П.П. Бажова.  
- Каких героев сказок Бажова вы знаете? Учащиеся вспоминают и называют сказочных персонажей.

II. Знакомство с новым произведением.

- Чей образ вы услышали в музыке? - Образ хозяйки медной горы.
- Эта тема звучит в балете «Каменный цветок» русского композитора, являющегося автором песни «Болтунья» и симфонической сказки «Петя и волк».  
- Назовите фамилию русского композитора. - Сергей Сергеевич Прокофьев.
На экране портрет композитора и название нового произведения, нотный пример темы «Хозяйка медной горы».  
- А так эта тема выглядит в записи нот… Учащиеся работают с темой (нотный вариант).
1. Обводят пальцем.
2. Обводят ручкой.
3. После – цветными фломастерами (цвет выбирают сами).
(Один ребенок делает тоже самое у доски.)
- Что можно сказать о ней? На что она похожа? - Мелодия неторопливая, длинная, протяжная, чуть извивается, поднимается снизу вверх.
- Все эти средства выразительности характерны музыке какого народа? - Музыке русского народа.
- Нарисуйте музыку темы «Хозяйка медной горы» с помощью фломастера и одновременно слушайте музыку.

Звучит тема.

Учащиеся выполняют задание, выбрав цвет фломастера (в рабочей тетради «Я и моя музыка»).

- Сравните 2 линии, которые появились на ваших листах. Похожи они? - Они разные. Одна – кружащаяся, грациозная, это танцует Анитра, дочь Горного короля, а её музыка, написанная Э. Григом, звучит в жанре изящного танца.

- Другая линия – длинная, чуть волнистая. Напоминает протяжную русскую песню.

- Есть ли общее? - Их объединяет одно: Анитра и хозяйка медной горы – жительницы подземного царства и каждая по-своему охраняет свои богатства.

III. Актуализация опорных знаний. Слово педагога.

- У многих народов есть свой мир сказочных героев – хранителей недр. На Урале тайнами недр распоряжалась Хозяйка медной горы. Она же была хранительница малахита. Так и называли её иногда – Малахитница.  
- Помогите вспомнить, какой народ был у Хозяйки медной горы? (На экране иллюстрация с образом Хозяйки медной горы или рисунки ребят.) Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой – кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями.
- Есть камни и у нас на уроке: змеевик, халцедон, аметист, обсидиан. А вот и малахит (кадр на экране). На малахите встречается рисунок: извилистые линии, темно-зеленые, бирюзовые зоны. П.П. Бажов говорил, что рисунок напоминает подвижность ящерицы. На таком сходстве основан один из эпизодов сказа «Медной горы хозяйка».  
Учитель читает отрывок из сказа (Приложение 1).  
- А вот, что говорят о малахите ученые (Приложение 1), на экране малахит и его изделия. Учащиеся рассказывают домашнее задание.
- На Урале много сказочного, таинственного, об этом необычном сочиняют песни, стихи и сказки, используют гадания, наговор, поверий. Например, поверье о цветке Каменном (Приложение 2). Рассказывает учащийся (сценка).
- Увидев каменный цветок, люди теряли рассудок, но красоты он был неописуемой – малахитовый.
- А вы хотите увидеть этот цветок? Не испугаетесь Хозяйки медной горы? Тогда смотрите (кадр из фильма «Каменный цветок»).
 

IV. Творческая работа.

- Ну, что, околдовала Малахитница вас? Данилушка делал цветок, да и многие мастера пытались из камня сделать такой цветок.  
- А вы хотите сделать цветок? Дети выполняют творческую работу с тесьмой и озвучивают работу на музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, колокольчики…).
- По одному подходите к доске (на ней черный бархат) и творите свой цветок. Но не забывайте и о музыке, которая поможет вам выполнить эту работу.  
- Ай, да цветок у вас получился! Наверное работали, да наговор говорили. Ведь наговорами, закличками при выполнении работ пользовались издавна. Например, сажает пирог в печь хозяйка, да приговаривает (текст на экране):

Дедушка домовой,
Не сожги пирожки, да шанежки.
Ты пойди-ка под шесток,
Испеку тебе пирог.

- Есть наговоры и у охотника, и у пахаря, есть заклички и у охотника, и у пахаря, о дожде и другие.

 
- А так наговоры звучат в музыке уральского композитора А. Нименского («Приговорки» из хоровой сюиты «Игральные вечёрки». Учащиеся слушают музыку и отвечают на вопросы.
- Что необычного услышали? - Песни с интонацией скороговорки.
- Кто исполняет? - Смешанный хор.
- Это произведение «Приговорки», эта часть из сюиты «Игральные вечёрки».
- А для малахита и подавно есть заговор. Вы слушайте, да приговаривайте.
 
- Как будем читать? (Приложение 2) Таинственно, загадочно, песенно-динамично. (Повторяют несколько раз.)

V. Закрепление знаний.

- И по праву, как богат наш Урал необычным, таинственным, сказочным.  
Слайд с карточками.

- Узнали тему «Хозяйка медной горы» из балета «Каменный цветок» С.С. Прокофьева.
- Вспомнили и графически сравнили ее с темой Анитри.
- Слушали «Приговорки» А. Нименского.
- Я думаю, что здесь нет с фамилией главного героя, ведь с ним необычное, таинственное, сказочное живет всегда. - П.П. Бажов.
- Так давайте же его сказам посвятим эту песню.
(Звучит песня «Сказы Бажова» Т. Максимовой.)
Учащиеся исполняют знакомую песню.

VI. Домашнее задание.

Прочитать новые сказы Бажова, найти приговорки или наговоры. Петь песню.