Цель: понять и осознать, что культура Урала необычна, таинственна и сказочна в музыке русских и уральских композиторов, и в сказках П.П. Бажова.
Задачи:
- Обучающая – слышать и интонировать нотный текст, графически представить его в записи; познакомить с жанрами устного народного творчества, с музыкой С.С. Прокофьева и уральского композитора А. Нименского.
- Развивающая – развить познавательную активность учащихся, их музыкально-образное мышление и творческие способности.
- Воспитывающая – воспитывать любовь к своему краю, уважение к многообразию этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Оборудование и оформление:
- интерактивна доска, проектор (презентация), магнитофон;
- детские музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, бубенцы, металлофоны;
- таблица с темой «Хозяйка медной горы»;
- карточки с названиями: П.П. Бажов, Хозяйка медной горы, Анитра, С.С. Прокофьев, Э.Григ, Каменный цветок, малахит, А. Нименский;
- шкатулка, бусы, амулет из бумаги, черный бархат, зеленая тесьма, карта Урала, гербы школы, города Новоуральск и Свердловской области;
- плакат «Заговор малахита», рисунки детей по сказам П.П. Бажова.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | |
Вход: звучит музыка темы «Хозяйка медной горы» из балета «Каменный цветок» С.С. Прокофьева. (Музыка звучит не до конца.) | Учащиеся под музыку входят в класс.
Передают с помощью движений и жестов характер и настроение
музыкального образа. Ребята замирают в разных позах, как только музыка останавливается. |
Учитель обращается к гостям и
учащимся: - Здравствуйте, гости, здравствуйте, ребята. Какие интересные фигуры у вас получились. Я попала, наверное, в сказочное царство. А чем оно было наполнено? |
- Музыкой, ее характером, динамикой, темпом. |
- Какое настроение передала вам музыка? | - Таинственное, загадочное; слышны интонации настойчивые, уверенные, гордые. |
- И поэтому вы выбрали соответствующие движения рук, ног, головы и даже мимику лица. | |
- Какие были ваши движения? | - Неторопливые, размеренные – по темпу, замирающие и восторженные, величественные – по динамике и характеру, поднимающиеся и отпускающиеся. |
- Скажу вам, что образ в этой музыке композитор хотел передать сказочный, и сегодня на уроке встретить его можно в сказках П.П. Бажова. | |
- Каких героев сказок Бажова вы знаете? | Учащиеся вспоминают и называют сказочных персонажей. |
II. Знакомство с новым произведением. |
|
- Чей образ вы услышали в музыке? | - Образ хозяйки медной горы. |
- Эта тема звучит в балете «Каменный цветок» русского композитора, являющегося автором песни «Болтунья» и симфонической сказки «Петя и волк». | |
- Назовите фамилию русского композитора. | - Сергей Сергеевич Прокофьев. |
На экране портрет композитора и название нового произведения, нотный пример темы «Хозяйка медной горы». | |
- А так эта тема выглядит в записи нот… | Учащиеся работают с темой (нотный
вариант). 1. Обводят пальцем. 2. Обводят ручкой. 3. После – цветными фломастерами (цвет выбирают сами). (Один ребенок делает тоже самое у доски.) |
- Что можно сказать о ней? На что она похожа? | - Мелодия неторопливая, длинная, протяжная, чуть извивается, поднимается снизу вверх. |
- Все эти средства выразительности характерны музыке какого народа? | - Музыке русского народа. |
- Нарисуйте музыку темы «Хозяйка
медной горы» с помощью фломастера и одновременно слушайте музыку. Звучит тема. |
Учащиеся выполняют задание, выбрав
цвет фломастера (в рабочей тетради «Я и моя музыка»).
|
- Сравните 2 линии, которые появились на ваших листах. Похожи они? | - Они разные. Одна – кружащаяся,
грациозная, это танцует Анитра, дочь Горного короля, а её музыка,
написанная Э. Григом, звучит в жанре изящного танца. - Другая линия – длинная, чуть волнистая. Напоминает протяжную русскую песню.
|
- Есть ли общее? | - Их объединяет одно: Анитра и хозяйка медной горы – жительницы подземного царства и каждая по-своему охраняет свои богатства. |
III. Актуализация опорных знаний. Слово педагога. |
|
- У многих народов есть свой мир сказочных героев – хранителей недр. На Урале тайнами недр распоряжалась Хозяйка медной горы. Она же была хранительница малахита. Так и называли её иногда – Малахитница. | |
- Помогите вспомнить, какой народ был у Хозяйки медной горы? (На экране иллюстрация с образом Хозяйки медной горы или рисунки ребят.) | Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой – кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями. |
- Есть камни и у нас на уроке: змеевик, халцедон, аметист, обсидиан. А вот и малахит (кадр на экране). На малахите встречается рисунок: извилистые линии, темно-зеленые, бирюзовые зоны. П.П. Бажов говорил, что рисунок напоминает подвижность ящерицы. На таком сходстве основан один из эпизодов сказа «Медной горы хозяйка». | |
Учитель читает отрывок из сказа (Приложение 1). | |
- А вот, что говорят о малахите ученые (Приложение 1), на экране малахит и его изделия. | Учащиеся рассказывают домашнее задание. |
- На Урале много сказочного, таинственного, об этом необычном сочиняют песни, стихи и сказки, используют гадания, наговор, поверий. Например, поверье о цветке Каменном (Приложение 2). | Рассказывает учащийся (сценка). |
- Увидев каменный цветок, люди теряли
рассудок, но красоты он был неописуемой – малахитовый. - А вы хотите увидеть этот цветок? Не испугаетесь Хозяйки медной горы? Тогда смотрите (кадр из фильма «Каменный цветок»). |
|
IV. Творческая работа. |
|
- Ну, что, околдовала Малахитница вас? Данилушка делал цветок, да и многие мастера пытались из камня сделать такой цветок. | |
- А вы хотите сделать цветок? | Дети выполняют творческую работу с тесьмой и озвучивают работу на музыкальных инструментах (металлофон, треугольник, колокольчики…). |
- По одному подходите к доске (на ней черный бархат) и творите свой цветок. Но не забывайте и о музыке, которая поможет вам выполнить эту работу. | |
- Ай, да цветок у вас получился!
Наверное работали, да наговор говорили. Ведь наговорами, закличками
при выполнении работ пользовались издавна. Например, сажает пирог в
печь хозяйка, да приговаривает (текст на экране):
- Есть наговоры и у охотника, и у пахаря, есть заклички и у охотника, и у пахаря, о дожде и другие. |
|
- А так наговоры звучат в музыке уральского композитора А. Нименского («Приговорки» из хоровой сюиты «Игральные вечёрки». | Учащиеся слушают музыку и отвечают на вопросы. |
- Что необычного услышали? | - Песни с интонацией скороговорки. |
- Кто исполняет? | - Смешанный хор. |
- Это произведение «Приговорки», эта
часть из сюиты «Игральные вечёрки». - А для малахита и подавно есть заговор. Вы слушайте, да приговаривайте. |
|
- Как будем читать? (Приложение 2) | Таинственно, загадочно, песенно-динамично. (Повторяют несколько раз.) |
V. Закрепление знаний. |
|
- И по праву, как богат наш Урал необычным, таинственным, сказочным. | |
Слайд с карточками.
|
- Узнали тему «Хозяйка медной горы» из
балета «Каменный цветок» С.С. Прокофьева. - Вспомнили и графически сравнили ее с темой Анитри. - Слушали «Приговорки» А. Нименского. |
- Я думаю, что здесь нет с фамилией главного героя, ведь с ним необычное, таинственное, сказочное живет всегда. | - П.П. Бажов. |
- Так давайте же его сказам посвятим
эту песню. (Звучит песня «Сказы Бажова» Т. Максимовой.) |
Учащиеся исполняют знакомую песню. |
VI. Домашнее задание. |
|
Прочитать новые сказы Бажова, найти приговорки или наговоры. Петь песню. |