Оборудование:
- У учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска.
- У учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе, атлас-определитель "От земли до неба", авторучки, карандаши.
Цели и задачи:
- Познакомить детей с названием групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.
- Продолжать обучать работе с книгой.
- Развивать интеллектуальное мышление, то есть способность сравнивать, обобщать, выделять главное.
- Воспитывать любовь к природе.
1. Организационный момент. Тема урока. Цели.
- Ребята. Прочитайте тему нашего урока. (Слайд 1)
(Какие бывают растения)
- Я приглашаю вас в прекрасный парк. (Слайд 2).
Назовите растения, которые вы видите здесь.
(Ответы детей.)
- Молодцы. Вы назвали много разных растений.
Вы, наверно, уже заметили, что ученые всегда делят все на группы. Сегодня на уроке вы будите учеными- исследователями.
Какую поставите перед собой задачу?
(Разделить все множество растений на группы.)
2. Проверка домашнего задания.
(Дети зачитывают свои рассказы о красоте воды.)
3.Знакомство с разнообразием растений
А) Беседа
- Чтобы определить первую группу растений, отгадайте загадки:
Русская красавица
Спит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
(Слайд 3)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
(Слайд 4)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
(Слайд 5)
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
(Слайд 6)
Что это за девица
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
(Слайд 7)
- Назовите одним словом все эти растения? (Деревья)
(Слайд 8)
- Умницы. Можете вы рассказать что - либо интересное об этих деревьях?
(Дети рассказывают то, что им известно.)
- А какие деревья вы знаете еще?
( Ответы детей)
- Познакомьтесь с некоторыми удивительными видами деревьев.
- Бутылочное дерево (слайд 9).
Это дерево растет в полупустыне. Там подолгу не бывает дождей. Бутылочное дерево имеет внутри два вместительных резервуара, наполненных жидкостью. Так оно приспособилось к засухе.
- Баобаб (слайд 10).
Это мощное коренастое африканское дерево. Диаметр ствола достигает до 4 метров. Во время сухого периода баобаб стоит без листьев. Но стоит начаться влажному периоду, как появляются листья, цветки, а иногда и плоды, которыми могут лакомиться обезьяны. Негры считают баобаб священным деревом. Это дерево может накапливать про запас до 120 000 л воды.
- Эвкалипт (слайд 11)
Эвкалипты - самые высокие деревья в мире. В Австралии был найден эвкалипт высотой 155 м, а окружность у земли- 50м. Эти деревья растут необыкновенно быстро. За 7 лет вырастает дерево высотой 19 м.
- Давайте рассмотрим сосновую ветвь. (Слайд 12)
Чем она отличается от остальных деревьев?
(У нее иголки вместо листьев.)
- Деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев листья в виде пластинки, а у хвойных в виде иголочек.
Посмотрите на кедр. (Слайд 13). Это лиственное или хвойное дерево?
(Хвойное)
- А вот перед вами ветвь клена. (Слайд 14). К каким деревьям относится клен?
(К лиственным)
- Молодцы.
- Назовите еще примеры лиственных и хвойных деревьев.
(Ответы детей)
4. Физкультминутка.
Б) Работа в парах
- Посмотрите на следующие растения. (Слайд 15 и 16)
Что это за растения?
(Это сирень и смородина)
- Назовите их одним словом?
(Кустарники)
(Слайд 17)
- Поработаем в парах.
Вспомним правила работы в парах.
(Говорить тихо, не перебивать, выслушивать мнение друг друга, не разговаривать с другими парами.)
- Сравните кустарники и деревья. Обсудите, чем они похожи и чем отличаются? По звонку колокольчика приготовьтесь отвечать.
(Это растения. Имеют корни, стволы, крону. Но у дерева один толстый ствол. Ветви растут на некотором расстоянии от земли. А у куста несколько тонких стволиков. Ветви растут сразу от земли.)
- Посмотрите теперь на эти растения. Что это? (Слайд 18)
(Трава)
- Да. Это травянистые растения. (Слайд 19)
Продолжим обсуждение в парах. Сравните их с деревьями и кустами.
(У трав тоже есть корень, стебель, листики, цветы. Но в отличие от деревьев и кустарников стебель у них мягкий зеленый.)
- Посмотрите на некоторые травянистые растения.
Этот цветок вы часто встречали. Это лютик. (Слайд 20)
- А этот цветок называется мать-и-мачеха. ( Слайд 21)
- Найдите в атласе-определителе "От земли до неба" информацию о лютике и мать-и-мачехе. Вспомните, как это сделать?
(Открыть оглавление. Найти раздел "Растения". В этом разделе найти статью "Травянистые растения открытых мест". Посмотреть, на какой странице искать.)
- Прочитайте.
(Дети читают и рассказывают то, что узнали, дополняя друг друга.)
В) Работа с учебником.
- На какие же группы вы разделили все растения?
(На деревья, кустарники и травы.)
- Давайте проверим наши выводы, прочитав учебник. Откройте учебники на странице 56 и прочитайте текст.
(Дети читают текст вслух по цепочке.)
Обобщение полученных знаний
- То, что вы сейчас прочитали, можно изобразить в виде схемы. (Слайд 22)
Опираясь на схему, сформулируйте на какие группы можно разделить растения?
(Дети читают схему.)
Г) Работа в Рабочей тетради.
- Поработаем в тетради.
Выполните задание №1 на стр. 19.
(Дети выполняют схематические рисунки дерева, кустарника и травянистого растения.)
5. Итог урока.
- Ребята. Вы проделали большую исследовательскую работу. Что вы открыли для себя нового?
(Дети отвечают.)
(Слайд 3)
6. Домашнее задание.
1. Учебник стр.58-59
2. Рабочая тетрадь стр.20 №5
3. По желанию. Подготовить рассказ о каком-либо травянистом растении.