Волшебные сказки. Урок работы с книгой

Разделы: Начальная школа


Цель урока: выявление особенностей волшебной сказки.

Задачи урока:

  1. Формулирование темы и задач урока на основе ключевых слов, составление плана урока, рефлексия на основе данного плана.
  2. Формирование умений отличать героя волшебной сказки от героев других сказок.
  3. Выявление особенностей волшебной сказки, ее отличий от других сказок.
  4. Формирование умений работать с книгой (подбор книг для выставки, классификация книг по разным основаниям, самостоятельный анализ содержания текста).

Планируемые результаты. Формирование УУД.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка выполненных действий, осмысление правил взаимодействия в группе и парах.

Познавательные: осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей сюжета, самостоятельное ориентирование в учебной и художественной литературе.

Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.

Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению сказок, приобщение к миру книг, повышение читательского интереса.

Организация образовательного пространства.

Межпредметные связи:

  1. Изобразительное искусство (рисунок «Мой волшебный предмет»).
  2. Якутская литература (анализ сюжета якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»).

Ресурсы и оборудование:

  • Климанова Л.Ф. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1.- Творческая тетрадь. 3 класс;
  • мультимедийный проектор;
  • выставка книг-сборников сказок.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Ход урока

1. Организационный этап.
Цели Учебно-познавательная деятельность ФормированиеУУД
- мотивировать к изучению темы;
- учить формулировать тему урока на основе ключевых слов и составлять примерный план урока.
Осмысление темы раздела «Волшебные сказки».

Диалог: учитель – рассуждения детей.
- Прочитайте название раздела.
- Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?
- Рассмотрите внимательно с. 48-49 учебника. Попробуем построить план сегодняшнего урока. Обсудите план в группах.

После обсуждения выставляется план урока:
- Знакомство с темой урока.
- Определение ключевых понятий урока.
- Классификация сказок. Особенности сказок. Выполнение заданий в «Творческой тетради».
- Выявление особенностей волшебной сказки.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге, формирование умения работать в группе.

2. Актуализация знаний.

- активизировать желание изучения темы;
- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к изучению темы.
Определение ключевых понятий.

Разминка «Угадай сказки». Чтение на слайдах.

А дорога далека,
И корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(«Маша и Медведь».)

- Ах, ты, Петя, – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Кот, Петух и Лиса».)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка».)

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке из копытца!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

Диалог: учитель – рассуждения детей.
- Какие сказки называются народными?
- Что такое присказка?
- Какие сказочные предметы вы знаете?

Викторина «Из какой сказки предмет?»
1. Мёд. («Винни-Пух и все-все» А.Милн.)
2. Горошина. («Принцесса на горошине» Г-Х. Андерсен.)
3. Волшебное зеркало. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин).
4. Красная Шапочка. («Красная Шапочка» Ш.Перро.)
5. Сапоги-скороходы. («Маленький Мук» В.Гауф.)

Регулятивные. Коммуникативные: участие в учебном диалоге, актуализация знаний на основе рассказа, краткого пересказа.
Познавательные:
ориентирование в мире сказок, определение ключевых понятий сказки.
Личностные: активизация познавательного интереса, эмоционального восприятия сказок.

3. Творческая минутка.

- стимулировать творческий интерес;
- развить воображение;
- адекватно использовать речевые средства.
Стимулирование творческих способностей.

Слайды: изображения волшебных предметов(шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.).
- Дети рассказывают, что это за предмет, в чем его волшебная сила, из какой он сказки.
- «Мой волшебный предмет» – дети придумывают и рассказывают про свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами. Рисование в тетради.
(Вариант: можно предложить детям создать музей волшебных предметов и провести по этому музею экскурсию.)

Познавательные: ориентирование в мире сказок.
Личностные: активизация эмоциональной сферы, стимулирование творческих способностей.
Коммуникативные: презентация собств. информации на основе сочинения (словесного и изобразительного).

4. Физкультурная минутка.

Прогулка по сказочному лесу.
Мы шли, шли, шли
Белый гриб нашли,
Раз грибок, два грибок –
Вот и целый кузовок!

5. Основная часть. Работа над темой.

- учить умению самостоятельно ориентироваться в учебной и художественной литературе;
- исследовать особенности волшебной сказки;
- формировать умение давать характеристику героя волшебной сказки;
- определять причинно-следственные связи сюжетной линии сказок;
- осмыслить особенности волшебной сказки.
А) Работа с выставкой книг.
Диалог: учитель – рассуждения детей.
- Дайте название выставке.
- Прочитайте названия сказок в учебнике. Знакомы ли они вам?
- Какие сказки представлены на выставке книг? Докажите, что книги выбраны правильно.

Б) Выполнение задания в «Творческой тетради».
- Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
- Обоснуйте свой выбор.
- Какие сказки можно добавить в эти группы?

Слайды: классификация сказок.

В) Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки.
Работа над русской народной сказкой «Царевна-лягушка» в группах.

Слайды: иллюстрации к русской сказке «Царевна-лягушка».

Цель работы: исследовать особенности волшебной сказки.

Обсуждение в группах:
- Есть ли герой в сказке?
- Обсудите сюжетную линию сказки, попробуйте выявить и обсудить отличия сказки.
- Какие мечты народа отражаются в сказке? (О лучшей жизни, о счастье, о мирной жизни и др.)
- Всегда ли в сказке побеждает добро?

Данные обсуждений дети записывают в таблицу:

Структура сказки

 
Герои сказки  
Главная мысль  
Волшебные помощники  
Волшебные предметы  
Выступления групп. Выводы.  

Особенности волшебной сказки:
- Есть герой.
- Есть животные-помощники.
- Есть отрицательные герои.
- Испытания в волшебном мире героев сказки.
- Волшебные превращения.
- Волшебные предметы.

Чтение диалога Ани и Вани на с.49. Работа в парах.
Вариант (региональный компонент): для сравнения можно привести якутскую народную сказку «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», обсудить и сравнить сюжетные линии и особенности сказок.

Регулятивные: планирование, выполнение и оценка выполненных действий, осмысление правил взаимодействия в группе и парах.
Познавательные:
осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей сюжета, ориентирование в мире книг.
Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению сказок, приобщение к миру книг, повышение читательского интереса.

6. Заключение.

- соотнести учебные действия с планом урока;
- оценить результаты своей деятельности.
Обсуждение выполнения плана, составленного в начале урока.
- Какие изменения можно внести в этот план?
- На какие вопросы вы могли бы ответить?
По итогам урока дети с помощью смайликов выражают свое эмоциональное состояние, выбирая соответствующую формулировку.

Регулятивные: самооценка выполненных действий, оценка эмоционального впечатления
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к миру сказок.

Домашнее задание (на выбор).

- формировать умения работать с книгой (классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста);
- формировать умения самостоятельно определять структуру сказки;
- характеризовать героев, определять главную мысль сказки;
- формулировать собственное аргументированное мнение.
А) Работа с книгой.

Найдите в домашней библиотеке книгу сказок. Представьте эту книгу по плану:

  1. Автор…
  2. Это книга… (сборник или книга, в которой одно произведение)
  3. В книге представлены сказки…
  4. Совет друзьям…

Б) Исследовательская работа.

Цель: исследование волшебных сказок разных народов.

Задачи:
- прочитать волшебные сказки разных народов;
- самостоятельно определить структуру сказок;
- дать характеристику героев.

Данные занести в таблицу:

Параметры сравнения Сказка Сказка
Структура сказки    
Герои сказки    
Главная мысль    
Волшебные помощники    
Волшебные предметы    

Результатом исследования может быть письменная творческая работа. Её можно представить на школьных чтениях, конференциях.