Буква "Щ", звук [щ]

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

1. Обучать навыкам чтения, умению работать с текстом.

2. Содействовать формированию фонематического слуха, речи учащихся, развивать у детей желание и умение принимать участие в беседе.

3. Воспитывать чувство дисциплинированности.

Оборудование: "Азбука" Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

- Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

- Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

- Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Молодцы, ребята!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране АБВГДейке с тетушкой Совой.

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Хвостиков виляет,
Зубаста, а не лает.

(Щетка.) Cлайд 1. ( См. приложение 1.ppt)

IV. Работа над новым материалом.

- Какой звук имеет буква Щ?

- Что это за звук?

- Он впервые у нас. Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работу с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно, наша старая знакомая Сова. Слайд 2.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.

- А теперь поработаем с новым звуком.

- Давайте произнесем звук [щ] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

- Можно ли его спеть?

- Как называются звуки, при произношении которых, воздух задерживается? (Согласные.)

- Давайте произнесем звук [щ] сначала твердо, а потом мягко.

- А теперь положите руки на ушки, и еще раз произнесите звук [щ]. Определите, он глухой или звонкий? (Глухой.)

-Сделайте вывод: что узнали о новом звуке? (Согласный, глухой, всегда мягкий.)

- Посмотрите вокруг и назовите предметы, в которых встречается звук [щ]. Слайд 3.

- Сравните звук [й], [ч], [щ].

- Что вы заметили? (У звука [й], [ч] появился новый друг.)

- Проведем звуковой анализ слов: щука, роща, щавель, щепка. Слайд 4.

- Сколько слогов в слове щука, щавель? (2 слога.)

- Сколько гласных и согласных букв в слове щепка, роща? ( В слове "щепка" 2 гласных и 3 согласных звука)

- Сколько букв и звуков в слове щавель? (6 букв, 5 звуков)

Работа с учебником.

- Прочитайте слоги с буквой щ в учебнике на странице 56.

- Со всеми ли гласными звуками можно встретить букву щ? Почему?

- Давайте прочтем стихотворения про щетку, выберем слова со звуком [щ].

- Самостоятельно прочтите текст "Щука" на стр. 53.

Ответьте на вопросы текста, подтверждая предложениями из текста.

- Где водится щука?

- Как двигается щука?

- Как говорят про щуку?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Понаблюдайте за словами, в которых встречается буква щ.

- Обсудите это со своим товарищем по парте.

- Что вы заметили? (Буква щ не дружит с буквами я, ю.)

- Какое правила необходимо запомнить?(Ча, ща пиши с буквой А, чу, щу пишу с буквой У.)

- Прочитайте и запомните правило на странице 53.

V. Итоги урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали про букву Щщ?