Цели урока:
1. Обучать навыкам чтения, умению работать с текстом.
2. Содействовать формированию фонематического слуха, речи учащихся, развивать у детей желание и умение принимать участие в беседе.
3. Воспитывать чувство дисциплинированности.
Оборудование: "Азбука" Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент:
Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.
Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.
Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)
- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)
- Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)
Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)
- Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)
- Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)
- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Молодцы, ребята!
III. Сообщение темы урока.
Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране АБВГДейке с тетушкой Совой.
А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:
Хвостиков виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щетка.) Cлайд 1. ( См. приложение 1.ppt)
IV. Работа над новым материалом.
- Какой звук имеет буква Щ?
- Что это за звук?
- Он впервые у нас. Он впервые у нас, ему срочно нужны звуковые бусинки. Но прежде чем начать работу с новым звуком, давайте познакомимся, какой буквой он будет обозначаться. А познакомит нас с новой буквой, конечно, наша старая знакомая Сова. Слайд 2.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
- А теперь поработаем с новым звуком.
- Давайте произнесем звук [щ] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
- Можно ли его спеть?
- Как называются звуки, при произношении которых, воздух задерживается? (Согласные.)
- Давайте произнесем звук [щ] сначала твердо, а потом мягко.
- А теперь положите руки на ушки, и еще раз произнесите звук [щ]. Определите, он глухой или звонкий? (Глухой.)
-Сделайте вывод: что узнали о новом звуке? (Согласный, глухой, всегда мягкий.)
- Посмотрите вокруг и назовите предметы, в которых встречается звук [щ]. Слайд 3.
- Сравните звук [й], [ч], [щ].
- Что вы заметили? (У звука [й], [ч] появился новый друг.)
- Проведем звуковой анализ слов: щука, роща, щавель, щепка. Слайд 4.
- Сколько слогов в слове щука, щавель? (2 слога.)
- Сколько гласных и согласных букв в слове щепка, роща? ( В слове "щепка" 2 гласных и 3 согласных звука)
- Сколько букв и звуков в слове щавель? (6 букв, 5 звуков)
Работа с учебником.
- Прочитайте слоги с буквой щ в учебнике на странице 56.
- Со всеми ли гласными звуками можно встретить букву щ? Почему?
- Давайте прочтем стихотворения про щетку, выберем слова со звуком [щ].
- Самостоятельно прочтите текст "Щука" на стр. 53.
Ответьте на вопросы текста, подтверждая предложениями из текста.
- Где водится щука?
- Как двигается щука?
- Как говорят про щуку?
- Как вы понимаете это высказывание?
- Понаблюдайте за словами, в которых встречается буква щ.
- Обсудите это со своим товарищем по парте.
- Что вы заметили? (Буква щ не дружит с буквами я, ю.)
- Какое правила необходимо запомнить?(Ча, ща пиши с буквой А, чу, щу пишу с буквой У.)
- Прочитайте и запомните правило на странице 53.
V. Итоги урока.
- С какой буквой вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали про букву Щщ?