Цели и задачи урока:
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России; познакомить учащихся с основными терминами и понятиями; расширить и углубить знания учащихся об особенностях географического положения, происхождении, строении З. Сибири; познакомить учащихся с историей освоения и исследования русскими путешественниками З.Сибири; сформировать у учащихся представление об основных компонентах природы З.Сибири, их проявлении, взаимосвязи и распределении; выявить уникальные особенности природы Западной Сибири, выделяющие ее среди других районов России; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
Учебно–наглядный комплекс
Карты России: физическая, тектоническая, климатическая, природных зон; таблицы, схемы, учебники, научно-популярные книги.
Термины и понятия:
Молодая платформа, плита, низменность, увалы, западины, оледенение, болота, старицы, артезианские бассейны, колки.
Географические объекты:
- Карское море;
- заливы: Обская губа, Байдарацкая губа, Гыданская губа.
- Енисейский, Сибирские Увалы;
- Низменности: Ишимская, Барабинская, Кулундинская;
- Равнины: Васюганская, Чулымская,Кетско – Тымская;
- Реки: Обь, Иртыш, Тобол, Ишим, Омь, Васюган, Чулым, Кеть, Тым, Вах, Казым, Тавда, Тура, Надым, Пур, Таз, Енисей;
- Озера: Чаны, Кулундинское, Убинское, Васюганье.
Имена: Ермак, Кучум, С.У. Ремезов, М.И. Белов (составитель первой карты северных районов З.Сибири).
Ход урока
Вступительное слово учителя. (Слайд №1 из презентации)Ребята, обратите внимание на доску, где написаны:
Тема, цели, задачи и план урока:
- Географическое положение, история освоения территории.
- Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
- Особенности климата.
- Внутренние воды.
- Природные зоны.
- Растительный мир
- Животный мир.
- Презентация Надымского района.
Давайте посмотрим на физическую карту нашей Родины и что мы видим
(Показ территории Западной Сибири).
Равнина – на север,
Равнина – на юг,
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой то гигантский утюг.
Западная Сибирь – это низкая, плоская, сильно заболоченная равнина. Это основная нефтегазоносная база России. Познакомимся поближе с Западной Сибирью.
Для изучения темы, давайте, разделимся на группы по 2-3 человека, и каждая группа будет работать над определенным заданием, которые вы получили заранее на прошлом уроке.
1 группа – топографы работают над определением географического положенияЗападной Сибири.
(Работа по физической карте).
Ответ 1 ученика с показом географических объектов на физической карте.
Западная Сибирь – это величайшая равнина мира – занимает 3 место в мире по площади -(2,6 млн. км2)
– на западе граничит Уральскими горами почти у
600 в. д,
– на востоке – Среднесибирским плоскогорьем по
долине реки Енисей,
– на юге Западная Сибирь граничит с Казахстаном
по государственной границе,
– на севере омывается водами СЛО, Карским морем и
пересекается северным полярным кругом.
Первая картосхема Западной Сибири была составлена М.И. Беловым (запись в тетради)
2ученик 1 группы рассказывает о походе Ермака в Сибирь с показом маршрута его передвижения.
Практическая работа. Учащиеся обозначают на контурной карте границы Западной Сибири.
2 группа – геоморфологи – работают по рельефу, геологическому строению, полезным ископаемымЗападной Сибири.
(Ответы учащихся) По рельефу З.Сибирь представляет плоскую, низменную равнину (Слайд из презентации). В центральной части мы видим приподнятую часть – Сибирские Увалы. Южнее расположены слабо приподнятые наклонные равнины с массой неглубоких бессточных котловин – западин. В земной коре лежит молодая платформа, которая называется Западно-Сибирская плита. Этим отличается от соседних территорий, что позволило выделить Западную Сибирь особо. Высоты в основном от 0 до 200 м над уровнем моря и имеет понижение в северную сторону. Причину особой формы рельефа мы узнали, рассматривая геологическую историю развития западной Сибири? Давайте откроем учебник (Раковская) рассмотрим рис. 89,90, с. 222-223. По рисунку видно, развивалась территория З.Сибири одинаково с Уралом до начала мезозоя, а затем она прогибалась и была морским бассейном, на дне которого горизонтально откладывались мощные толщи песчано – глинистых отложений. Кроме того, осадочный чехол настолько мощный, что неровности фундамента на поверхности не видны. Это и есть главная причина плоского рельефа равнины.
В кайнозое равнина продолжает опускаться. В четвертичный период на северную часть равнины наступает море и ледник, которые давили на земную кору, понижая ее. Реки несли воду на север, на краю ледника образовался большой водоем. Сейчас на месте водоема и лежит наша плоская Западно-Сибирская равнина.
Практическая работа. А сейчас давайте поработаем по тектонической карте России и выясним, какие же полезные ископаемые имеются на этой территории. Главные из них: газ, нефть, мирабилит (наносим на к/к)
3 группа – климатологи работает по климату Западной Сибири.
(Ответы учащихся) Климат З.Сибири – континентальный, достаточно суровый.
4 основные причины сформировали климатические условия территории: (запись в тетради)
1 причина – количество солнечной радиации, получаемое территорией;
2 причина – удаленность от Атлантического и Тихого океанов обусловила континентальность
3 причина – равнинность территории, позволяющая проникнуть воздушным массам с севера и с юга;
4 причина – горы на периферии, отгородившие З.Сибирь от атлантических и центральноазиатских воздушных масс и зимнего центра высокого давления (Азиатского максимума).
Формируются такие климатические пояса: субарктический, умеренный(запись в тетради). Посмотрим климатическую карту Западной Сибири (Слайд – климатические условия) и выясним элементы климата территории (температуру, осадки, влажность, направление ветра по сезонам года). За полярным кругом наблюдается несколько недель полярная ночь.
Итак, мы выяснили, чтона севере климат с холодной, ветреной зимой и прохладным летом, при движении с севера на юг континентальность климата возрастает. Выражается это в увеличении амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении продолжительности переходных сезонов года, из-за низких температур здесь избыточное, а в южной части достаточное увлажнение и в сочетании с малыми высотами территории и слабой дренированностью приводит к сильной заболоченности – почти до70%.
4 группа – гидрологи работают по внутренним водамЗападной Сибири.
Ответы учащихся. В Западной Сибири обилие внутренних вод: это сотни тысяч медленно текущих, обширных, полноводных рек, голубых озер, болот и артезианских бассейнов.
Крупнейшими реками являются: Обь, Иртыш, Енисей, Пур, Надым, Таз, Тобол.
Озера – Чаны. Тараскуль, Кулундинское, Васюган, Убинское. (Слайд – Внутренние воды и озера Западной Сибири) (запись в тетради). Они в основном имеют весеннее половодье. Питание смешанное. Несут свои воды в СЛО. Давайте посмотрим, на какие группы можно разделить наши озера (Слайд – озера) и запишем их названия на контурных картах.
5 группа учащихся – ботаники и зоологи работали по природным зонамЗападной Сибири.
(Слайды – природные зоны, взаимозависимость природных компонентов, растительный и животный мир Западной Сибири).
При движении с севера на юг здесь отчетливо выражена широтная зональность от тундры до степей (запись в тетради). Во всех зонах значительные площади заняты болотами и озерами. Здесь нет широколиственных и смешанных хвойно-широколиственных лесов, а лесостепная зона имеет небольшую ширину, а степи представлены 3-мя островками. Самую большую площадь имеет лесная зона на подзолистых и подзолисто – глеевых почвах. Около 60% территории занимает лесоболотная зона (запись в тетради). Господствующими лесами являются темнохвойные леса из ели, пихты, кедра, лиственницы. На песках и щебнистых грунтах распространены сосновые леса. Лесостепь в основном сформировалась на лугово-черноземных почвах. Леса представлены в основном осиново-березовыми колками.
(Запись в тетрадях – словарях определения)
Степная зона сформировалась на черноземах и темно-каштановых почвах в условиях засушливого лета и продолжительной суровой зимы. В основном эта зона распахана и выращиваются культурные растения.
Рассказ ученика – краеведа о самом северном участке Западной Сибири и показ слайда “Моя малая Родина – ЯНАО”
Заключительное слово учителя:
Итак, наши “специалисты” завершили свою часть работы, т.е. ознакомили нас с природой Западной Сибири. Мы с вами внимательно слушали их. Давайте проверим, насколько внимательны мы были на уроке, ответив на вопросы теста?
Обобщение темы урока в виде тестирования.
Тесты по теме “Западная Сибирь” (раздаточный материал)
1. Западная Сибирь по площади занимает в мире:
А) 1-е место
Б) 2-е место
В) 3-е место
Г) 4 место
2. Западная Сибирь имеет рельеф, понижающийся:
А) к северу
Б) к югу
В) к центру
Г) к западу
3. В основании Западной Сибири лежит:
А) древняя докембрийская платформа
Б) герцинская складчатость
В) молодая палеозойская плита
Г) байкальская складчатость
4. Главное богатство Западной Сибири:
А) нефть
Б) железная руда
В) газ
Г) алмазы
5. Климат западной Сибири:
А) умеренно континентальный
Б) континентальный
В) резко континентальный
Г) муссонный
6. Притоками Оби являются:
А) Надым
Б) Иртыш
В) Таз
Г) Чулым
7. Какие природные зоны пересекает река Надым
А) тундра
Б) лесостепь
В) тайга
Г) лесотундра
8.Какое растение не растет в Западной Сибири:
А) полярный мак
Б) морошка
В) ель
Г) каштан
9. Какое животное является типичным для тундры:
А) лемминг
Б) лось
В) косуля
Г) тушканчик
10. Какой природный район не имеет границы с Западной Сибирью:
А) Дальний Восток
Б) Урал
В) Восточная Сибирь
Г) Пояс гор Сибири
Подведение итога урока:
“Специалисты” заслуживают сегодня хороших оценок и могут поставить оценки в дневники за то, что нам очень много полезного рассказали, а за тесты оценки узнаете на следующем уроке.
Домашнее задание: параграф 38, ответить на вопросы после параграфа, дооформить к/к, подготовить сообщение о главных богатствах Западной Сибири, о проблемах освоения территории, о родном крае – ЯНАО, принести фотографии о природе ЯНАО.