Открытый урок по окружающему миру на тему "Берегите лес"

Разделы: Начальная школа


Обучающие задачи: сформировать представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.

Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним.

Цели урока:

– раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание охранять и беречь природу;
– систематизировать знания детей о лесе;
– познакомиться с основными правилами поведения в лесу и о взаимосвязях человека с природой;
– продолжать работать в группах.

Оборудование: мультимедийный проектор, плакаты, карточки с заданиями, учебник, рабочая тетрадь, презентация о пользе леса в жизни людей и о правилах поведения в лесу, аудиозапись “птичьи голоса”, мозаика для проверочных работ.

Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят – друзья.
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем, ни пуха, ни пера.

II. Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы поговорим о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему.

III. Проверка домашнего задания

Прежде чем мы поговорим о пользе леса, проверим домашнее здание.

У вас на парте лежат листочки. На них вверху полоски разного цвета. Эти полоски обозначают задания разного уровня сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить.

Красная полоска – самые сложные задания.

Жёлтая – средней сложности.

Зелёная – легкие.

Карточка с красной линией.

1. Расположи ярусы леса в правильном порядке:

  • деревья
  • травы
  • кустарники

2. Восстанови цепь питания:

  • колосья – ………..…. – совы

3. Какие слова подходят для описания сосны (подчеркни)

  • светолюбивая
  • засухоустойчивая
  • теневыносливая
  • влаголюбивая
  • холодостойкая
  • теплолюбивая

Карточка с жёлтой линией.

1. Закончи предложение:

Видоизменённые листья хвойных деревьев – это ………..

2. Какой из этих растений обходится дольше всего без воды (подчеркни)

  • кислица
  • ландыш
  • очиток

3. Как ты поступишь, если найдёшь в лесу съедобные, но очень старые грибы (подчеркни)

  • соберу для приготовления пищи
  • уничтожу, чтобы не засоряли лес
  • оставлю расти
  • соберу для коллекции

Карточка с зелёной полоской.

1. Какое из этих растений любит расти в тени елового леса:

  • ромашка
  • колокольчик
  • кислица

2. Подчерки названия хвойных деревьев:

берёза, дуб, осина, сосна, кедр.

3. Подчеркни, что относится к неживой природе:

воздух, человек, ветер, карандаш, камень, вода, цветок.

Итоги по письменным работам подвести в конце урока.

Устные вопросы:

  1. Какие леса входят в лесную зону?
  2. Чем отличаются хвойные и лиственные деревья?
  3. Как отличить еловый лес от соснового?
  4. Что позволяет очитку долго переносить засуху?

IV. Работа по теме урока

Сегодня очень интересный урок. Мы поговорим о нашем зелёном друге – лесе.

Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Тема нашего урока “Берегите лес”. (Слайд 2)

Для этого отправимся в путешествие. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу.

– Что нас вокруг окружает?

  • Беседа о значении леса в природе и жизни человека.

“Для чего мы с лесом дружим.

И зачем он людям нужен?” (Слайд 3)

– Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей). (Слайд 4)

В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, помогая человеку выращивать человеку хороший урожай.

А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов). (Слайд 5 и 6)

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

  • Экологическая страничка “Правила поведения в лесу” (Слайд 7)

Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения (обсуждение ситуаций, проговаривание, что не так, а затем вывод правила).

Самый страшный враг леса – это пожар. (Слайд 8)

Причины возникновения пожаров в лесу – костры.

Заострить внимание детей, что из одного дерева можно сделать 1000000 спичек, а одной – сжечь 1000000 деревьев.

Будьте осторожны с огнём!

– Не разжигай костер в лесу без взрослых. (Слайд 9, 10)

– Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев. (Слайд 11)

– Не оставляй мусор в лесу. (Слайд 12, 13)

– Не разоряй птичьи гнёзда. (Слайд 14)

– Не разоряй муравейники. (Слайд 15)

– Не рви охапками цветы. (Слайд 16)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву. (Слайд 17)

Один человек оставляет в лесу след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.

– Не шумите в лесу. (Слайд 18)

– Не ловите насекомых. (Слайд 19)

– Не вырывай грибы и кустарники с корнем. (Слайд 20)

Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда! (Слайд 21)

V. Физкультминутка

Ручки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Ручки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

Закройте глазки, возвращаемся снова в класс.

VI. Закрепление пройденного материала

  1. Сообщения детей о лесе “Это интересно”.
  2. Чтение по учебнику.
  3. Практическая работа детей в группах “Экологические знаки”.

А сейчас представьте, что вы юные экологи.

А знаете ли вы значение слово экологи?

Степа получил опережающее задание. Он сходил в библиотеку и выписал значение этого слова из толкового словаря.

Итак, экологи – это защитники природы.

Бесценна зелёного леса краса,
Зелёное золото наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль
Внимательный, зоркий “Зелёный патруль”!

Задание: каждой группе даются конверты с мозаикой (Рисунок № 1). Собрав и склеив эту мозаику, вы получите памятку, как не нужно вести себя в лесу. Посоветовавшись, вы выберите лидера в группе, который будет защищать свою памятку.

4. Защита своих памяток.

VII. Итог урока

  1. Подведение итогов проверки домашнего задания.
  2. Обобщение по теме.

– Какую пользу приносит лес человеку?

– Что значит любить природу?

– Что для этого необходимо помнить и делать?

Лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.

Берегите русский лес
Он источник всех чудес!

VIII. Домашнее задание

Дома вы прочитаете этот материал по учебнику, а также будет творческое задание.

Я хочу, чтобы мы с вами создали свою “Красную книгу”. В неё занесём растения и животные нашей местности, которые находятся на грани исчезновения. Пусть помощниками в этом задании станут ваши родители, бабушки и дедушки! Вы расспросите их об исчезающих видах и приготовите листовки, затем мы их все соберём и оформим в “Красную книгу”.

Урок окончен. Всем спасибо!

Презентация