Сценарий занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни"

Разделы: Начальная школа


Тема занятия: “Оценка”.

Цели занятия (1-2):

  1. Формирование реалистичного восприятия школьной оценки.
  2. Определение и выработка главных критериев оценки.

Задачи, работающие на достижение цели:

  1. Поддержание в детях желания учиться, преодолевать неудачи;
  2. Осознание возможности проводить оценку результатов своей деятельности по нескольким критериям;
  3. Формирование у детей навыка позитивного оценивания результатов своей деятельности с помощью приёма “зато”;
  4. Продолжение формирования навыков учебного сотрудничества

Оборудование, используемое на занятии (в т.ч. ИКТ-оборудование):

  1. Мяч.
  2. Простые карандаши по количеству детей.
  3. Половинки тетрадных листков в клетку с отмеченной точкой и тремя лесенками на обратной стороне: красной, зеленой и синей (по количеству детей в классе).
  4. Большая таблица с тремя лесенками (красной, зеленой и синей) для демонстрации классу, “Работа Винни Пуха” (таблица с изображением неаккуратного, небрежного узора), “Работа Карлсона” (таблица с таким же аккуратным и ровным узором), “Образец”.
  5. Изображение сказочного городка.

  1. Изображение сказочного домика-школы.
  2. Карточки с изображением жителей сказочного городка:
  3. Изображение паровозика.
  4. Песня “ Улыбка”
  5. Карточки для создания эталона.

Схема расположения парт на занятии:

Традиционная: три ряда по 10 парт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Сегодня мы снова собрались в нашем просторном классе. Солнышко светит, тучки далеко. Итак, погода у нас отличная, настроение хорошее, и мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня нас ждет путешествие на поезде “Первоклассник”. А отправимся мы в интересное путешествие в сказочный городок.

Познакомьтесь с Паровозиком

Паровозик.
Паровоз кричит: “Ду-ду!
Я иду, иду, иду!”
А колеса стучат,
А колеса говорят:
“Так-так-так!”
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в чудо-вагончиках
Дети сидят.

Учитель: Чтобы у всех было хорошее настроение, споем куплет “ Улыбка”.

На каждом ряду учащиеся выбирают главного и строятся за ним “паровозиком”. Под музыку песни “ Улыбка, ”каждый “паровозик” обходит свой ряд.

Настроение каково? Во!
Все такого мнения. Да.
Все без исключения? Да!

– Молодцы! Что вы любите делать, когда едете на поезде? (…, смотреть в окно.)

– Что можно увидеть в окно поезда? (…)

– Давайте посмотрим в окна нашего поезда. Открыть на доске:

– Что видите? (Две похожие картинки, на которых изображены деревья, солнце, речка, …)

– Нужно найти и посчитать, сколько отличий на рисунках. Как будете искать отличия? (Мы будем сравнивать каждую часть картинки и находить отличия.)

– Называйте отличия. (На первой картинке два дерева, а на второй – три. На первой картинке нет птицы, а на второй есть. На первой картинке у солнышка нет носа, а на второй есть.)

– Итак, сколько отличий? Покажите по моему сигналу карточку, на которой показано количество отличий. Каждый учащийся поднимает карточку с числом, которое показывает количество отличий – 3.

Игра “Рыба, птица, зверь”

Учитель: “В этом лесу и озере водится много рыбы, птиц и зверей. Сегодня мы с вами научимся новой игре. Она называется “Рыба, птица, зверь.” Я буду бросать мяч одному из вас и говорить “рыба”, или “птица”, или “зверь”. Тот, кому я кидаю мяч, должен назвать рыбу, или птицу, или зверя. Если я скажу “Зверь!”, кого можно назвать?” (Дети предлагают свои варианты, учитель с ними соглашается и при необходимости поправляет. Учитель проводит игру, бросая мяч по очереди разным детям. Лучше построить детей в круг. Продолжительность игры — 3-5 минут.)

Учитель: “Отлично, я вижу, что вы очень внимательные и знаете много рыб, птиц и зверей. А теперь садитесь поудобней и слушайте внимательно. Я расскажу вам одну историю про школу.

ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ

Когда-то давным-давно жили на земле сказочники. Они-то и придумали сказочный городок. I

Открыть на доске изображение сказочного городка.

– В этом городке все было сказочным: сказочные домики, сказочные цветы, сказочные игрушки и даже школа была сказочной! Смотрите. Открыть на доске изображение сказочной школы:

– Как вы думаете, кто учится в сказочной школе? (В сказочной школе учатся герои сказок.)

– Назовите героев сказок

Каждый день герои с удовольствием ходили в школу. На уроках они учились, на переменах — играли. Много нового и интересного узнали маленькие первоклассники, даже считать до пяти научились. Только оценок им еще не ставили, говорили, рано еще. И вот наконец учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать оценки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит. Конечно, все очень разволновались и захотели получить только хорошие оценки.

– А за что можно оценить любую работу. То есть необходимо оценить РЕЗУЛЬТАТ (на доске появляется часть эталона или правила)

РЕЗУЛЬТАТ

– А если работа выполнена не до конца? (на доске появляется часть эталона или правила)

– А какие школьные оценки вы знаете? А только ли баллами можно оценить работу? (похвала, его работой интересуются другие и т.д.)

Винни Пух очень сильно хотел получить пятерку или похвалу учителя. Ему казалось, что для этого нужно поторопиться и выполнить задание самым первым. На перемене он тщательно подготовился, разложил карандаши и ручки и стал ждать звонка. Наконец звонок прозвенел, в класс вошла учительница и раздала всем листки с заданиями. Ученики взяли ручки и склонили головы над работами. Винни Пух очень спешил, чтобы выполнить задание самым первым. И правда: все только-только приближались к середине, а он уже поднял свою лапку и радостно закричал: “Я уже все! Я закончил!”. Учительница подошла к его парте, взяла в руки листок и отчего-то нахмурилась. Посмотрите, ребята, какой узор получился у Винни Пуха.” (Учитель вывешивает на доску таблицу “Работа Винни Пуха”.)

Учитель: “Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница? (Дети отвечают: работа грязная, неправильная и т.д.). Давайте попробуем оценить работу. Правда, оценки мы ему ставить не будем, а используем волшебные лесенки.”(Учитель вывешивает на доску таблицу с разноцветными лесенками.)

Учитель: “Ребята, красная лесенка — это лесенка красоты. На ее верхней ступеньке стоят самые-самые красивые работы, а на самой нижней — самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Винни Пуха? (Учитель выслушивает предложения детей и ставит крестик на одной из нижних ступенек.) Итак, работа у Винни Пуха получилась не очень красивая.

А теперь посмотрите на зеленую лесенку. Это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, на самой нижней — самые неправильные. Куда можно поставить работу Винни Пуха? (Учитель выслушивает ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, учитель обращает их внимание на то, что, хотя работа и выполнена некрасиво, ошибок в ней нет.) Итак, работа у Винни Пуха получилась правильная. (Учитель ставит крестик на одной из верхних ступенек.)

И, наконец, перед нами синяя лесенка. Это лесенка быстроты. На ее верхней ступеньке стоят работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней — медленнее всех. Винни Пух выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу? (Дети отвечают: на верхнюю. Учитель ставит крестик на верхней ступеньке.).

– Какого результата достиг Винни Пух? Посмотрите, ребята: работа у Винни Пуха получилась правильная и быстрая, но некрасивая.

А вот Карлсон тоже очень старался. Он очень боялся сделать что-нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось. (Учитель вывешивает таблицу “Рисунок Карлсона”.) Давайте оценим работу Карлсона с помощью волшебных лесенок. Как бы вы оценили эту работу по красоте, на какую бы ступеньку поставили? (Дети отвечают: на одну из верхних. Учитель ставит на эту ступеньку крестик другого цвета.) Хорошо. А на какую ступеньку вы бы поставили эту работу на лесенке правильности? (Дети отвечают: на одну из верхних. Учитель ставит крестик на соответствующей ступеньке.) Прекрасно. А как оценить быстроту этого рисунка? (Если дети затрудняются с ответом, учитель напоминает им, что Карлсон закончил работу самым последним.) Конечно, Карлсон выполнил свою работу медленно. (Учитель ставит крестик на одну из нижних ступенек.)

– Какого результата достиг Карлсон? Посмотрите, работа у Карлсона получилась красивая и правильная, но медленная.

– Скажите, пожалуйста, кто выполнял задание учителя? (Каждый ученик самостоятельно)

– Значит, каждый выполняет свою работу САМ.

– А если работу выполнять без желания, интереса достигнет ли ученик результата?

Значит, надо не только делать все самому, но и весь день, и обязательно с желанием, с интересом, с радостью, увлеченно, тогда будет хороший результат.

На доске появляется эталон.

РЕЗУЛЬТАТ

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Итак, какие действия важно сделать ученику, чтобы его работу смогли оценить? ( самому выполнить всю работу или достичь результата, выполнять с желанием)

Посмотрели Винни Пух с Карлсоном на свои оценки и задумались. Оказывается, все работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, зато быстро и правильно. А иногда работу выполняешь долго, зато она получается красивой и правильной. А бывает, что вроде бы и не совсем правильно выходит, зато красиво и быстро”.

Учитель: “Вот так Винни Пух с Карлсоном познакомились с волшебным словом “зато”.

Это слово помогает найти что-то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что-то не получилось, мы можем обратиться к слову “зато”. Пусть буквы получились не очень красивые, зато слово написано правильно. А сейчас я расскажу вам, что случилось с учениками школы, а вы им помогите с помощью слова “зато”.

Мальвина написала буквы не ручкой, а карандашом, и очень расстроилась. (Вариант: зато она может стереть ошибки.)

Пятачок забыл дома ручку. (Зато он может ее у кого-нибудь попросить и познакомиться с новыми ребятами.)

Красная Шапочка решила не ту задачу. (Зато она будет больше знать.)

– Но если часто пользоваться этим словом нельзя. Кто объяснит почему?

А сейчас пора возвращаться в класс, занимаем свои места на поезде и в путь!(Ребята выстраиваются за Паровозиком и под музыку передвигаются по классу.)

Самостоятельная работа

Задание “Узоры и волшебные лесенки”. Наш путь пролегает через горы:

А теперь вы сами попробуете нарисовать узоры и поставить себе оценки с помощью волшебных лесенок.” (Учитель раздает детям листочки и карандаши.)

Учитель: “Поставьте карандаши в отмеченную точку. Я буду диктовать. Если вы все сделаете правильно, у вас получится красивый узор.” (Учитель проверяет, правильно ли дети выполнили его указания и готовы ли они к началу работы.)

Учитель: “Три клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Продолжайте этот узор до конца строчки. Если кто-то не догадался, как продолжать, я диктую еще раз.(Учитель повторяет последовательность необходимое число раз и ходит по классу, оказывая детям необходимую помощь. Предлагаемый вариант графического диктанта не является единственно возможным, учитель может выбрать любой другой вариант в зависимости от степени подготовленности детей.)

Вот какой узор у вас должен был получиться (вывешивает на доску плакат “Образец”). Сравните ваш узор с образцом. (Рис. 4)

А теперь переверните листок. Там вы увидите разноцветные лесенки. Красная лесенка — лесенка красоты. На самой верхней ступеньке стоят самые красивые работы, а на самой нижней — самые некрасивые работы. Между ними — очень красивые, красивые и не очень красивые работы. На какую ступеньку вы поставите свою работу по красоте? Поставьте крестик на этой ступеньке. (Дети оценивают свои работы по красоте.)

Зеленая лесенка — это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, где нет ни одной ошибки. На самой нижней — самые неправильные работы, где только одни ошибки. А посередине — почти правильные, не совсем правильные и не очень правильные работы. Как вы оцениваете свою работу по правильности? Поставьте крестик на соответствующей ступеньке. (Дети выполняют.)

Синяя лесенка — это лесенка быстроты. На верхней ступеньке стоят те работы, которые были сделаны самыми первыми. На самой нижней — работы, которые были сделаны самыми последними. Между ними — работы, которые были сделаны быстрее или медленнее. Оцените, насколько быстро вы справились с заданием. (Дети ставят себе оценки. По необходимости учитель напоминает, на какой ступеньке располагаются самые красивые, самые быстрые и т.п. работы.)

Теперь повернитесь к соседу по парте и расскажите друг другу, как вы оценили свою работу. Не забудьте про волшебное слово “зато”. Например: моя работа не очень красивая, зато быстрая и правильная.” (Дети выполняют задание.)

Включение в систему знаний. Игра “Листопад”

Учитель: Молодцы. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Помните ли вы, ребята, как осенью летят с деревьев листочки? Каждый листочек кружится сам по себе, а потом они вместе образуют красивые кучи из листьев. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием “Листопад”. Когда я говорю “листочки”, вы, как листья, будете кружиться по классу. А как только я скажу “куча”, вы должны тут же собраться в группы. После слова “куча” я назову число. Столько листьев должно быть в вашем холме. Например, если я скажу “куча, три”, значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно? Встаньте, пожалуйста, из-за парт и подойдите ко мне”. (Дети встают из-за парт и подходят к учителю. Для этой игры необходимо наличие свободного пространства.)

Учитель: Итак, вы все превращаетесь в листики. Листики, полетели! (Дети разбегаются.) (Учитель проводит игру. Желательно называть цифры, не превышающие 4-5. Продолжительность игры — 3-5 минут.)

Учитель: Молодцы, у вас отлично все получилось

Рефлексия деятельности

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

– Какие действия необходимо выполнить ученику, чтобы получить высшую оценку? (Он учится сам, выполняет все задания, работает с желанием)

– Достаньте из конверта на ваших партах того сказочного персонажа, который вам больше всего понравился. – Вы можете оставить его себе на память. О чем он вам будет напоминать? (…)

Учитель: “Молодцы. Итак, сегодня мы с вами узнали, что одну и ту же работу можно оценить с разных точек зрения: по красоте, по правильности, по старательности или как-то еще, и что волшебное слово “зато” может нам помогать в трудных ситуациях. На этом давайте попрощаемся и закончим наше занятие.”

УУД, формируемые на занятии:

Личностные:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

С помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона С помощью учителя определяет отклонения и отличия от эталона в своей работе
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; С помощью учителя вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения С помощью учителя выделяет и определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные логические:

выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов С помощью учителя определяет основания для сравнения, оценки и классификации объектов

Коммуникативные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера С помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера в соответствии с ситуацией
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка С помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка