Интеллектуальная викторина "Космическая Одиссея"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Викторина, посвященная пятидесятилетию со дня первого полета человека в космос

Цель:

  • Повысить интерес студентов к изучению дисциплин естественнонаучного цикла;
  • проверка знаний, умений, навыков и общего уровня эрудиции;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • развитие познавательной активности;
  • Воспитать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.

Методическое обеспечение:

  • Презентация, созданная в программе PowerPoint, содержащая блоки вопросов по биологии, химии, физике, математике, информатике и истории космонавтики.
  • Волчок или кубик, с помощью которого будет происходить выбор вопроса (интерактивная доска).

Методические рекомендации:

Презентация оформлена в виде космического путешествия по планетам солнечной системы, на каждой из которых есть какое-нибудь задание. Для каждой планеты есть стихотворное описание. Во время всей игры звучит релаксирующая музыка. Во время просмотра слайдов с текстом, ведущий под музыку читает стихи.

От каждой группы участвует команда “космонавтов”, состоящая из 5 человек. Один из участников команды кидает кубик (на интерактивной доске) и выбирает номер вопроса. Каждый правильный ответ 1 балл. Каждая из команд отвечает на 1-2 вопроса на планетах химии, физики и биологии. На планете математики предлагается найти скорости животных, написанные в разных системах счисления, за каждую правильно выбранную скорость 1 балл. На планете информатики необходимо решить кроссворд и составить слово. Первая, правильно ответившая команда получает 9 баллов. Следующая 8. и т.д. Планета интересных фактов предполагает игру со зрителями, на знания истории космонавтики.

Презентация

Вопросы с планеты “Химия”

  1. В романах писателей XIX века встречаются описания сцен, где дамам, лишившимся чувств от сильного нервного потрясения, дают нюхать флакончик с нюхательной солью. Какая это соль?
  2. (NH4Cl – нашатырь, который пахнет аммиаком вследствие гидролиза, идущего под действием влаги воздуха.)

  3. Какой металл в глубокой древности называли “ небесной медью” и почему?
  4. (Железо. Первое железо было метеоритным, т.е. небесного происхождения. Его обрабатывали так же как медь.)

  5. В Древне Греции и в Древнем Риме было известно, что слюда, поташ, мел, мрамор, жемчуг растворяются в кислотах с шипением. Почему?
  6. (Эти вещества – соли угольной кислоты – карбонаты, при действии на них растворов кислот выделяют углекислый газ.)

  7. В атмосфере этого газа хранят старинные рукописи.
  8. (Азот.)

  9. Немецкий химик Юстус Либих изобрел не только бульонные кубики, но и порошок для получения пышного теста, названный его именем. Какие вещества могли входить в состав порошка?
  10. (Порошок Либиха – смесь пищевой соды и лимонной кислоты.)

  11. Заменив в названии элемента III периода первую букву, получите слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией.
    (Фосфор —> Босфор)

Вопросы с планеты “физика”

  1. В чем суть пословицы: “Коси коса пока роса, роса долой и мы домой”?
  2. (Росса необходима для уменьшения трения, если она высохнет, косить тяжело – сила трения большая.)

  3. Позвала кошка мышку.
  4. Мышка за кошку.
    Кошка за Жучку.
    Жучка за внучку.
    Внучка за бабку.
    Бабка за дедку.
    Дедка за репку.
    Тянут, потянут и вытянули репку.

    Почему репку надо тянуть медленно?

    (Если репку тянуть быстро – ботва оторвется, а репка будет сохранять состояние покоя. Проявляется 1-ый закон Ньютона – закон инерции. Если медленно, то этого не произойдет.)

  5. Отгадайте загадку: Рассыпался горох на семьдесят дорог. Никто его не подберет, ни царь, ни царица, ни красна девица.
  6. (Град)

  7. Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
  8. (Гром, молния, дождь)

  9. На какую высоту поднимается смачивающая жидкость в капилляре, если сосуд с жидкостью находится в невесомости?
  10. Жидкость заполнит весь капилляр, т.к. поверхность натяжения не уравновешивается весом жидкости в капилляре.

  11. Почему металл не дает трещин при резких колебаниях температуры воздуха, а камень дает?
    (Металл обладает большей теплопроводностью по сравнению с камнем, поэтому при колебаниях температуры в металле не возникают такие напряжения, которые приводят к трещинам.)

Вопросы с планеты “Биология”:

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак, с курением люди борются по сей день.)

2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?

(ответ: этот механизм - перо в птичьем крыле)

3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(ответ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

4. Из того, что находится в черном ящике, можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: что находится в черном ящике?

(ответ: желуди)

5. Герои романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта" только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. "Быть может оно слишком долго лежало?" - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?

(ответ: "Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!" - ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся во время работы)

6. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос: тогда почему аристократов называют "голубой кровью"?

(ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)

Задание с планеты “Математика”

Звери в списке упорядочены по убыванию скорости бега:

Гепард 100102м
Лошадь 405м
Заяц-русак 1D16м
Благородный олень 238м

Сколько метров пробегает каждый зверь за 1 секунду? (Установить зависимость)

Задание с планеты “Информатика”

Устройства компьютера

По горизонтали:

1. Как правило, она содержит от 101 до 104 клавиш.

2. Самая главная микросхема, мозг компьютера.

3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор.

По вертикали:

1. Устройства для хранения, обработки информации находятся в системном

2. Устройство для быстрого ввода изображений.

3. Устройство для вывода информации на экран.

4. Он бывает матричный, струйный и лазерный.

5. Бывает внешняя и внутренняя.

Решить кроссворд и из выделенных букв составить слово.

Вопросы с планеты “Интересных фактов”

  1. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?
  2. (Плутон)

  3. Какая самая планета самая большая в Солнечной системе?
  4. (Юпитер Все планеты солнечной системы могли бы поместиться внутри планеты Юпитер) Давление в центре Земли в 3 миллиона раз выше, чем давление в земной атмосфере

  5. Сколько суток было бы в году, если бы Земля вращалась в обратную сторону вокруг своей оси?
  6. (в году было бы на двое суток меньше 363)

  7. Какое живое существо первым облетело вокруг луны?
  8. (Степная черепашка из Казахстана)

  9. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос и какова продолжительность этого выхода
  10. (Полковник (сейчас генерал-майор авиации) Алексей Архипович Леонов, продолжительность составляла 12 минут)

  11. Кто из женщин первой вышла в космос?
  12. (Первая женщина в открытом космосе - бортинженер Светлана Савицкая (род. 1948) во время полета на орбитальной станции “Салют-7” в августе 1982 года совершила выход в открытое космическое пространство.)

  13. Кто был самым молодым космонавтом?
    (Им был майор (теперь генерал-лейтенант авиации) Герман Степанович Титов (род. 1935). На корабле “Восток-2” 6 августа 1961 года, в возрасте 25 лет он совершил свой первый полет в космос, продолжительностью 1 сутки 1 час 11 минут.)

Задания для планеты Математика и Информатика были заимствованы из материалов фестиваля прошлых лет. Задания для планеты Физика, Химия, Биология были предоставлены преподавателями соответствующих дисциплин. Информация для планеты Интересных фактов найдена на различных сайтах в сети Internet.