Цели:
- Популяризация знаний по экологии.
- Развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся.
- Развитие памяти, мышления, умения коллективно решать проблемы.
- Воспитание интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.
Оформление:
- Портреты учёных-биологов.
- Комнатные растения.
- Названия станций на дверях кабинетов.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- маршрутные листы;
- итоговая ведомость;
- ручки, столы для жюри, грамоты;
- веточки кустарников и деревьев;
- 5 гербариев растений луга, муляжи грибов;
- таблицы с животными разных классов, живущих в разных географических зонах;
- презентация с тремя-пятью слайдами о пожарном депо;
- коллекция полезных ископаемых;
- портреты учёных-биологов.
План подготовки к игре:
- Заранее готовятся задания на каждую станцию, на которых находятся учителя-помощники или старшеклассники.
- Учителя-помощники или старшеклассники заранее инструктируются о правильности выполнения заданий.
- Накануне создаются команды, в состав которых входит по одному учащемуся от каждого класса (с пятого по девятый) или команды класса. Таким образом, в каждой команде получается по 5 человек.
- Утром (в тот день, когда проводится игра) на двери кабинетов вывешиваются названия станций, чтобы участники знали, где они находятся и во время игры не искали станции.
- Команды классов (по 3 человека) идут по заранее разработанному для них маршруту так, чтобы одна команда не состыковывалась с другой. (Болельщики могут сопровождать команды, не мешая и не помогая им).
- Жюри имеет итоговую ведомость игры.
- Приготовлены грамоты для команд-победителей.
Образцы маршрутных листов.
Маршрутный лист (5 класс)
Название станции | Количество баллов | Подпись учителя | |
1 | «Лесная» | ||
2 | «Экологическая» | ||
3 | «Луговая» | ||
4 | «Таксономическая» | ||
5 | «Пожарное депо» | ||
6 | «Геологическая» | ||
7 | «Грибная» | ||
8 | «Портретная галерея» |
Маршрутный лист (6 класс)
Название станции | Количество баллов | Подпись учителя | |
1 | «Экологическая» | ||
2 | «Луговая» | ||
3 | «Таксономическая» | ||
4 | «Пожарное депо» | ||
5 | «Геологическая» | ||
6 | «Грибная» | ||
7 | «Портретная галерея» | ||
8 | «Лесная» |
Маршрутный лист (7 класс)
Название станции | Количество баллов | Подпись учителя | |
1 | «Луговая» | ||
2 | «Таксономическая» | ||
3 | «Пожарное депо» | ||
4 | «Геологическая» | ||
5 | «Грибная» | ||
6 | «Портретная галерея» | ||
7 | «Лесная» | ||
8 | «Экологическая» |
Маршрутный лист (8 класс)
Название станции | Количество баллов | Подпись учителя | |
1 | «Таксономическая» | ||
2 | «Пожарное депо» | ||
3 | «Геологическая» | ||
4 | «Грибная» | ||
5 | «Портретная галерея» | ||
6 | «Лесная» | ||
7 | «Экологическая» | ||
8 | «Луговая» |
Маршрутный лист (9 класс)
Название станции | Количество баллов | Подпись учителя | |
1 | «Пожарное депо» | ||
2 | «Геологическая» | ||
3 | «Грибная» | ||
4 | «Портретная галерея» | ||
5 | «Лесная» | ||
6 | «Экологическая» | ||
7 | «Луговая» | ||
8 | «Таксономическая» |
Итоговая ведомость (Приложение 1).
Ход игры
Даётся звонок на игру. Команды строятся. Жюри знакомит с правилами игры:
- Отправиться на игру по старту.
- На станции себя вести организованно. Внимательно выслушать заданные вопросы.
- Выполнить задания максимально правильно.
- На станцию не заходить, если там есть другая команда.
- После выполнения маршрута отдать маршрутный лист жюри для подведения итогов.
- Пройти маршрут быстро (бегом от станции к станции).
Жюри даёт старт и команды бегут выполнять задания на станциях согласно маршрутным листам.
Станция «Лесная»
Задание: даны 5 веточек кустарников и деревьев. Определить вид. За каждый правильно определённый вид – 1 балл.
Станция «Экологическая»
Задание: участникам задаются вопросы, связанные с экологией.
- Что такое экология? (1 балл)
- Перечислить экологические проблемы населённого пункта и предложить пути их решения. (По 1 баллу за увиденную проблему.)
Станция «Луговая»
Задание: 5 гербариев с различными растениями луга. По гербарию назвать растения луга. За каждое правильно названное растение – 1 балл.
Станция «Таксономическая»
Задание: таблицы с животными разных классов. Определить классы, к которым относятся данные животные. За правильно определенный класс – 1 балл.
Станция «Пожарное депо»
Задание: через медиапроектор на экране высвечиваются загадки с картинками, связанные с пожарным депо. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Ответы высвечиваются на экране в качестве проверки.)
Станция «Геологическая»
Задание: по образцам определить полезные ископаемые. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Станция «Грибная»
Задание:
- Как правильно собирать грибы? (1 балл)
- По муляжам найти 2 съедобных гриба и 2 несъедобных. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)
Станция «Портретная галерея»
Задание: по портрету ученого назвать его имя, фамилию, заслуги. За каждый правильный ответ – 1 балл.
После выполнения заданий по маршрутным листам жюри подсчитывает общую сумму баллов и определяет место команд.
Команды строятся, жюри объявляет результаты и вручает грамоты за первые три места.
Хорошей Вам игры!