Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений
Цели урока: проверка и усовершенствование навыков построения точек по заданным координатам и навыков определения координат точек.
Задачи урока:
- повышать мотивацию учения за счет привлечения ИКТ;
- воспитывать самостоятельность, активно-познавательную деятельность, интерес к математике;
- развивать логическое мышление, математический кругозор, речь.
Формы работы учащихся. Индивидуальная, коллективная
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор, программа Microsoft Office Power Point, учебники, тетради, карточки для самостоятельной работы
Ход урока
1. Организационный момент
(Создание условий для успешной совместной деятельности.)
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Сегодня у нас итоговый урок темы “Координатная плоскость”. Выполняя различные задания, вы покажете свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите в них число, классная работа.
Фраза – “Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…” – будет девизом нашего урока.
(слайд 2)
2. Проверка домашнего задания
Домашнее задание выполнялось с целью отработки понятий "абсцисса", "ордината". При проверки используется иллюстративный материал к заданию N 416 (1, 2) из набора цифровых ресурсов к учебнику “Математика”, 6 класс, Зубарева И.И., Мордкович А.Г
http://school-collection.edu.ruУчитель : — Давайте вспомним, как указать положение точки на плоскости. Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса(х) и ордината(у). И наоборот, каждой паре чисел (х;у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у. Посмотрите внимательно на то, что происходит на слайде и в свою тетрадь. Вы также определили координаты точек при выполнении домашнего задания?
(слайд 3-4)
Деятельность учащихся: Сверяют материал слайда и выполненное домашнее задание в тетради.
3. Актуализация знаний
Учитель: — Однажды польский писатель Станислав Лем сказал, что для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать.
Определить чему вы научились на прошлом уроке, поможет вам тест-загадка. А выполнив его, вы узнаете, что вам приготовил ваш одноклассник – Шкрапко Никита.
Условие выполнения теста: из первых букв ответов на вопросы теста составьте слово-подсказку
4. Тест-загадка
- Как располагаются оси на координатной плоскости? (перпендикулярно)
- Как называются две координатные прямые в системе координат? (оси)
- Как фамилия того, кто придумал для нас систему координат? (Декарт)
- Как называется горизонтальная ось? Ось… (абсцисс)
- Как имя того, кто придумал для нас систему координат? (Рене)
- Как называется вертикальная ось? Ось… (ординат)
- Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? (координаты)
Контроль выполнения теста проходит в форме самоконтроля. Используя, специальные эффекты анимации в презентации буквы каскадом сыплются и образуют слово ПОДАРОК.
(слайд 5)
Деятельность учащихся: выполняют тестирование в тетрадях.
Учитель: - Молодцы, ребята, выполнив это задание, вы доказали, что готовы к дальнейшей работе на уроке. Никита действительно подготовил для вас подарок: сообщение о Рене Декарте.
(слайд 6)
Деятельность учащихся: ребята слушают Никиту.
“Физкультминутка”
Учитель: - Работа у нас была очень напряженной, поэтому мы сейчас выполним гимнастику для глаз.
Проследите глазами за стрелочкой на слайде 7, она передвигается, описывая круговые и другие движения
5. Формирование умений и навыков учащихся
Учитель: - Сегодня мы с вами будем учиться рисовать в координатной плоскости. Это очень интересно. Рисунок получается в результате последовательного соединения отрезками соседних точек.
(слайд 8)
В презентации весь процесс происходит на одном слайде с помощью последовательной анимации предлагаемого рисунка.
Деятельность учащихся: Переносят в рабочую тетрадь рисунок со слайда.
Учитель: - Посмотрите ребята, какие красивые рисунки можно нарисовать в координатной плоскости.
(слайд 9)
На одном слайде презентации меняются рисунки.
Учитель: - Я думаю, что вам тоже захочется попробовать себя в роли художников. Перед вами на слайде и на столе у каждого задание практической работы, оно в 2 вариантах: по данным координатам последовательно соединяя соседние точки отрезками, получите рисунок животного (слайд 10)
Деятельность учащихся: Рисуют животных на плоскости по их координатам. Работа по вариантам.
После выполнения задания на слайде появляются рисунки. С помощью взаимопроверки учащиеся оценивают работы. За правильное выполнение ставится оценка отлично.(слайд 11)
Учащимся, которые испытывают трудности, предлагается выполнение индивидуального задания с меньшим количеством точек.
6. Подведение итогов урока
Выставление оценок за урок
Учитель: - Итак, спасибо за урок.
Я думаю, что вы согласны со словами, взятыми сегодня за девиз. У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема “Координатная плоскость”, надеюсь, останется для вас любимой.
7. Рефлексия
Учитель: - А теперь я предлагаю вам сделать свой выбор. Отметьте точку в той четверти координатной плоскости, утверждения под номером которой вам ближе.
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться!
Дети выходят к доске и отмечают точки на доске.
8. Домашнее задание
Учитель: — Запишем в дневники домашнее задание со слайда. Тем, кому понравилось сегодня рисовать по координатам, предлагаю творческое задание: нарисуйте с помощью координат своих любимых животных. А после урока вы можете подойти к выставке творческих работ ребят, которые выполняли подобные задания в прошлом году.