Разделительный твердый знак. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Познакомить с написанием буквы “ъ”.
  • Формировать навыки написания “ъ” и дать понятие, когда пишется “ъ”.
  • Прививать интерес к родному языку, обогащение словарного запаса.
  • Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Оборудование. “Чудо – пропись. 4” авт. В. А. Илюхина, проектор, экран, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

(Слайд 1.)

Было “сели”, стало “съели”.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем…

II. Сравнение печатной и письменной буквы.

Установление сходства с другими письменными буквами. (Слайд 2.)

– Сравните печатную и письменную буквы, найдите сходство.

– Элементы, каких письменных букв встречаются в написании “ъ”?

– Перечислите эти элементы.

Объяснение учителем на доске написания буквы:

– Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем дужку, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх чуть выше середины и закрываем букву к середине.

Объяснение учителем на доске написания буквы с нижним и с верхним соединением.

Письмо букв детьми в “Прописи”

III. Уточнение знаний о роли “Ъ” в слове и его месте.

(Слайд 3.)

– Впишите “ъ” в слово, записанное в верхней части страницы, прочитайте его, объясните его значение.

– Что мы знаем о “ъ”? (“Ъ” звука не обозначает.) Для чего нужен “ъ” в слове? (Отделяет согласный от гласного.) Перед какими гласными пишется “ъ”? Сколько звуков обозначают эти гласные после “ъ” и после других гласных?

– Раскрасьте схему слова “объяснение”

– Проверьте свою работу: сравните свою схему слова со схемой на экране. Сколько слогов в этом слове? Сколько букв? Сколько звуков?

– Расскажите, когда же пишется “ъ”?

Вывод. (Слайд 4.)

IV. Формирование навыка написания “ъ”.

  1. Письмо в “Прописи” соединений “ъя”, “ъе”, “ъё” после объяснения и показа учителем на доске.
  2. Чтение в “Прописи” групп родственных слов, запись слов с “ъ”.
  3. Физминутка для глаз.

  4. Повторение вывода о написании “ъ”. (Слайд 4, ч.2) Прочитать слова (обятие, подезд, сёмка), найти и объяснить допущенные ошибки, выполнить исправления. Записать слова с комментированием в прописи на свободной строке. Подчеркнуть “ъ” и следующую за ним гласную.
  5. Обогащение словарного запаса. (Слайд 5.)
    1. – Рассмотрите картинки, прочитайте слово, попробуйте объяснить, про кого говорят “разъярённый”. Ответьте, кто из данных персонажей может быть таким? Какая картинка здесь лишняя? (заяц) А каким выглядит заяц, придумайте слова противоположного значения. С каким словом с “Ъ” познакомились?
    2. Физминутка. (Слайд 6.)

    3. – А сейчас мы познакомимся ещё с одним интересным словом. (Слайд 7.)
      – Прочитайте предложение. (От первого мороза съёжились листочки.)
      – Посмотрите на картинки и объясните значение слова “съёжились”.
      Работа над орфограммами в предложении. Запись предложения по памяти с последующей проверкой.
  6. Самостоятельная работа со словами, записанными в прописи по памятке. (Слайд 8.)

V. Повторение пройденного на уроке.

(Слайд 9.) Прочитать стихотворение, найти в нём слова с “ъ”.

(Слайд 10.) – Элементы, каких букв встречаются в написании твёрдого знака?

– Почему твёрдый знак называется разделительным?

– Перед какими гласными пишется “ъ”?

– Какие слова с “ъ” вы запомнили?

VI. Подведение итогов. (Слайд 11.)

Презентация