Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе МБДОУ в области познания "Смотри во все глаза"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

Задачи НОД:  образовательная область “Познание” – продолжать знакомить детей с функциями органов зрения.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

  • “Здоровье” – формировать знания о том, что необходимо бережно относиться к органам чувств и почему;
  • развивать представления о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.
    “Безопасность” – уточнять представления детей об опасных для глаз ситуаций в быту.
    “Социализация” – развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей — согласовывать свои действия с действиями других детей;
  • формировать представления о моральных нормах и правилах поведения (помочь в затруднительной ситуации, подать руки и др.).
    “Коммуникация” – активизация словаря – фотоаппарат, радужная оболочка, зрачок.

Виды деятельности:

Познавательная, игровая, коммуникативная.

Предварительная работа:

  1. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения, для активизации работы глазных мышц.
  2. Беседа по теме “Зрение”.
  3. Дидактические и подвижные игры:
    – “Рассмотрите куст” – тренировка наблюдательности, зрительности памяти;
    – “Найди одинаковые предметы” – тренировка представления детей о пространстве и расстоянии;
    – “Фотограф” – на развитие зрительной памяти;
  4. Сюжетно-ролевая игра “Больница” (ведет прием врач-окулист).
  5. Чтение стихотворения Н. Орловой “Ребятишкам про глаза”.

Оборудование и материалы к НОД:

  1. Картинки “Продукты питания”.
  2. Картинки по правилам охраны зрения.
  3. Игрушка “Пчела”.
  4. Фотоаппарат.
  5. Незнайка.
  6. Ленточка.
  7. Мешочек с двумя незнакомыми предметами.
  8. Конверт с загадками.

Ход НОД

Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам пришел в гости?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Он принес нам конверт с загадками, которые не может отгадать

Поможем? (Сажаю Незнайку к детям).

Воспитатель:

1) На двух колах-бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – лес.

Дети: Человек.

Воспитатель:

2) Горшочек умен, семь дырочек в нем.

Дети: Голова

Воспитатель:

3) Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.

Дети: Глаза.

Воспитатель: 4) Два соседа — непоседа, день на работе, ночь на отдыхе.

Дети: Глаза.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о глазах, как за ними ухаживать.

А ты, Незнайка, слушай внимательно.

Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве.

Воспитатель: Правильно. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.

Хотите узнать тайны наших глаз?

Дети: Хотим.

Воспитатель: (достает фотоаппарат) Ребята, что это такое?

Дети: Фотоаппарат.

Воспитатель: Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора.

Что вы заметили?

Дети: Открылось маленькое круглое отверстие.

Воспитатель: Да, через это отверстие проходит лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз.

Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?

Дети: Маленький цветной кружок, черную точку посередине (схема глаза).

Воспитатель: Этот кружок называется радужная оболочка (на схеме).

У одних она голубая, коричневая, зеленая и т.д. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки. А черная точка посередине – зрачок. Через чего лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим.

ИГРА “ПЧЕЛКА”.

А сейчас мы потренируем ваши глаза (следить только глазами).

Воспитатель: Потрогаем осторожно свои глаза, что вы чувствуете под рукой?

Дети: Брови, ресницы, веки.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки?

Правильно, брови, ресницы, веки служат не только для красоты, они защищают глаза от ветра, грязи, пота и воды.

Потечет пот со лба — остановит густая изгородь бровей.

Попадет пыль в глаз — их сморгнет веко.

Если же в опасной близости от глаза появится какой – нибудь предмет, веки захлопнутся раньше, чем мы об этом подумаем.

Посмотрите. (Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами детей).

Что случилось с вашими глазами?

Дети: Глаза моргнули.

Воспитатель: Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, если о них плохо заботиться, с ними случаются всякие беды. А какие, вы поможете ответить?

Поиграем в игру.

Игра “ХОРОШО – ПЛОХО”

Сравним картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, бережет глаза, а где нет. Если хорошо для глаз – хлопайте в ладоши, плохо – закрывайте глаза.

  1. Ребенок трет глаза грязными руками.
  2. Ребенок вытирает глаза чистым платком.
  3. Ребенок читает в хорошо освещенной комнате.
  4. Ребенок читает в транспорте.
  5. Ребенок смотрит телевизор, играет на компьютере сидя близко к экрану.
  6. Ребенок читает лежа в постели.
  7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана, почему?

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА “САМОЛЕТ”

Теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.

ПРOJIETAET САМОЛЕТ, С НИМ С0БРАЛСЯ Я В ПОЛЕТ. (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом)

2 раза ПРАВОЕ КРЫЛО ОТВЁЛ – ПОСМОТРЕЛ ЛЕВОЕ КРЫЛО ОТВЁЛ – ПОСМОТРЕЛ.
(Отводят попеременно правую и левую руки и прослеживают за ними взглядом)
Я МОТОР ЗАВОЖУ И ВНИМАТЕЛЬНО ГЛЯЖУ.
(Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают за ними взглядом)
ПОДНИМАЮСЬ ВВЫСЬ ЛЕЧУ, ВОЗВРАЩАТЬСЯ НЕ ХОЧУ -
(встают на носочки и изображают самолет)

Воспитатель: На земле есть люди, которые ничего не видят (лишены зрения). Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? Как можно помочь? Дети: Трудно, они не получают информацию об окружающем мире.

Игра “ЖМУРКИ”

(все сидят, один ребенок достает из мешка)

Воспитатель: Эта игра поможет вам понять, как трудно жить не видя ничего. Определи на ощупь незнакомый предмет.

Что это было? Вы узнали? А цвет?

Вот видите – как важно зрение в жизни человека.

Так, что надо делать, чтобы глаза были здоровы?

Дети: Беречь глаза, охранять от пыли, грязи, соблюдать правила при просмотре телевизора, компьютере, тренировать – делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины...

Воспитатель: Вы знаете, какие продукты полезны для ваших глаз?

На столе карточки – выберите те продукты, которые полезны для вашего зрения. Что вы выбрали? У всех так? (морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник).

В этих продуктах, есть витамин “А”, который очень важен для хорошего зрения.

Чем чаще вы будете употреблять эти продукты, тем лучше будут видеть ваши глаза.

Теперь давайте еще раз повторим для Незнайки правила по охране зрения.

  1. Умываться утром и вечером.
  2. Не трите глаза грязными руками.
  3. Не смотреть телевизор близко и долго (не > 1 часа), не играть на компьютере > 15 минут.
  4. Не читать, не рисовать лежа.
  5. Читать и рисовать за столом в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
  6. Оберегать глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
  7. На солнце не смотреть без солнцезащитных очков.
  8. Делать гимнастику для глаз.
  9. Есть витамины.

Ребята если этого не делать, к чему это может привести?

Молодцы ребята! Теперь Незнайка тоже будет знать, как беречь свои глаза. Давайте попрощаемся с гостем.