Факультативный курс по теме "Изучение механического состава почв". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (84 кБ)


Цели урока: Конкретизировать и углубить знания о строении и составе почвы, раскрыть особенности механического состава почв, связь межу строением почв и агротехники.

Установление пространственных, временных и причинно-следственных связей между:

1. Механическим составом почв и ее свойствами;

2. Свойствами почв и агротехникой;

3. Агротехникой и урожайностью культурных растений.

Оборудование: Весы с разновесами, образцы почв, сито, фарфоровые чашки, воронка, марлевая салфетка, колба с водой, стеклянная трубка, линейка, часы, чашка петри.
Тип урока: Урок - исследовательская деятельность
Структура урока: 1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Выполнение исследовательской работы

4. Составление презентации - отчета

5. Выводы

6. Выступление учащихся

7. Подведение итогов

План. 1.Распределение заданий учащимся

2. Выполнение исследовательской работы

а) Работа с литературой и Интернет ресурсом

б) Выполнение опытов по изучению механического состава почв

в) Выполнение презентации

3. Защита работы

а) Выступления учащихся

б) Выводы

4. Подведение итогов

1. Распределение заданий учащимся
Учитель: Объявляет тему, цели и задачи урока.

За почвенный образец взята почва с пришкольного участка.

Для выполнения исследовательской работы на уроке, необходимо разделиться на группы (уч-ся самостоятельно решают, в какой группе работать):

1 группа 2-3 уч-ся - работа с литературой и Интернет ресурсами.

2 группа 80 % уч-ся класса - выполняют опыты с почвой

3 группа 2 уч-ся - выполняют презентацию

2. Выполнение исследовательской работы
Консультация учителя по выполнению работы.

Все необходимое оборудование находится на демонстрационном столе, каждая группа берет необходимое для опыта, согласно инструкции (все 3 задания выполняются одновременно)

1. Работа с литературой и Интернет ресурсом

В источниках найти определения почв, морфологическое строение почв, основные типы почв края и краткую характеристику.

Подготовить короткое сообщение, определения почв. Передать информацию для создания слайда.

2. Выполнение опытов по изучению механического состава почв

Согласно выданным картам-инструкциям, выполнить работу (разделиться на 4 группы). Каждая группа, выполнив свое задание, передает полученные результаты для внесения в слайд.

Группа 1. Определение гранулометрического состава почвы мокрым методом (по Н. А. Качинскому)

Группа 2. Определение гранулометрического состава почвы методом рассева на сито

Группа 3. Определение водопрочности почвенных агрегатов по методу Н.Н.Никольского

Группа 4. Определение водоподъемности почвы.

Каждая группа полученные результаты передать для внесение данных в слайды. Подготовить краткое сообщение по опыту и полученным результатам.

3. Выполнение презентации

Пока учащиеся работают с литературой и выполняют опыты, необходимо заготовить слайды с заголовками, согласно инструкционной карте. Постепенно полученные результаты вносятся в слайды.

Учитель в течение всей работы является консультантом. Каждая группа выполняет свое задание, при необходимости консультируется с учителем.

Карточка-инструкция для группы, работающей с литературой и Интернет.

Оборудование: ноутбук с выходом в Интернет, научная и научно-популярная литература, подобранная за ранее учителем и учащимися.

  1. Найти не более 3 определений почв, разными авторами. Обязательно определение В.В. Докучаева.
  2. Морфологическое строение почв, почвенные слои.
  3. С помощью атласа определить основные типы почв края. Найти характеристику данных типов почв.
  4. Подготовить короткое сообщение, информацию предоставить для слайдов.

Карточка-инструкция "Определение гранулометрического состава почвы мокрым методом (по Н. А. Качинскому)"

Оборудование: почва и вода, фарфоровые чашки

По Качинскому выделяют

2 группы механических элементов.

  • 1 группа - физический песок (диаметр частиц больше 0,01 мм.)
  • 2 группа Физическая глина (диаметр частиц менее 0,01 мм.)

По механическому составу почвы делятся: песчаные, супесчаные, глинистые, суглинистые.

Характеристика групп:

Песчаные почвы - высокая водопроницаемость в отличии от глинистых имеют очень слабую поглотительную способность. Во влажном состоянии почвы связанные, в сухом состоянии - рыхлые сыпучие.

Глинистые почвы - содержат много питательных веществ, слабая водопроницаемость, во влажном состоянии очень липкая, а в сухом очень связные. Почвы плохие для обработки.

Суглинистые и супесчаные почвы - в сельскохозяйственном отношении наиболее ценные, высокое плодородие. В этих почвах в наименьшей мере проявляются отрицательные свойства.

Методы определения гранулометрического состава почвы:

1. Метод отмульчивания

2. Метод рассева на ситах.

З. Метод полевой или органопинтический.

4 Метод мокрый.

Смочить почву и скатать шнур, сравнить с показаниями таблицы, сделать вывод.

Вид образца почвы после раскатывания Разновидность почвы
Шнур не образуется песчаная
Шнур формируется плохо, появляются лишь зачатки шнура. супесчаная
Шнур сплошной, в кольцо свертывается без трещин. глинистая
Шнур сплошной, в кольцо свертывается с трещинами таежный суглинок
Шнур дробится на дольки легкий суглинок
Шнур сплошной, при свертывание его кольцом диаметром около 3 см. рас подается на трещины средний суглинок

Карточка-инструкция "Определение гранулометрического состава почвы методом рассева на сито"

Оборудование: весы с разновесами, ступка, сито.

Взять навеску почвы 100 г. Растереть в ступке все крупные почвенные агрегаты. Навеску почвы перенести на почвенное сито, закрыть крышкой и несколько раз в горизонтальном положении двигаем до окончания навески. Объединить останки почвенных агрегатов в 3 фракции:

1 - каменистая (более 3 мм.)

2 - физический песок (1 мм.)

З - физическая глина (менее 1 мм.)

Сделать вывод.

Карточка-инструкция "Определение водопрочности почвенных агрегатов по методу Н.Н.Никольского"

Оборудование: сито, весы, фарфоровые чашки.

Взять навеску почвы 200 г., просеять и разложить в 6 фарфоровых чашек (по 15 шт.). Все образцы залить водой и оставить на 15 мин.

С помощью таблицы определить водопрочность почвы.

Фракции агрегатов в мм Содержание прочных агрегатов
>10  
7  
5  
3  
1  
< 1  

Результаты анализа вычислить по формуле: , где

А - содержание прочных агрегатов в данной фракции.

а - количество сохранившихся агрегатов.

в - количество взятых для анализа агрегатов.

Сделать вывод

Карточкаинструкция "Определение водоподъемности почвы"

Оборудование: почва, стеклянная колба, фильтровальная бумага, марля, линейка, часы, чашка петри.

  1. Отмерить воды слоем 4 см3
  2. Стеклянный цилиндр высотой 30 - 35 см, диаметром 3 - 4 см без дна укрепить в штативе, прикрыть нижнее отверстие фильтровальной бумагой и подвязать марлей. В цилиндр насыпать образец почвы до уровня 20 см3.
  3. На слой почвы налить слой воды толщиной 4 см3 и измерять промокший слой, через время, показанное в таблице. Давление воды поддерживать постоянным, за счет сохранения слоя воды над почвой (4 см3).
Разновидность почвы Высота подъема воды (см) нарастающим итогом
  высота через 1 мин. 5 мин. 10 мин. 15 мин
         

1 - песчаная, капли воды появляются через 5 мин.

2 - суглинок, капли воды появляются через 10 мин.

3 - суглинок, капли воды появляются через 15-20 мин.

3. Выполнение презентации

Создать слайды, с помощью конструктора слайдов

Заголовки слайдов:

  1. Титульный слайд
  2. Определение почв
  3. Типы почв края
  4. Цели и задачи работы
  5. Морфология почв
  6. Определение гранулометрического состава почвы мокрым методом (по Н. А. Качинскому)
  7. Определение гранулометрического состава почвы методом рассева на сито
  8. Определение водопрочности почвенных агрегатов по методу Н.Н.Никольского
  9. Водопрочность вод
  10. Определение водоподъемности почвы.
  11. Мероприятия по улучшению почв на пришкольном участке

Внести данные, которые будут предоставляться учащимися в течение урока.

5. Выводы
Учитель: Предложите мероприятия для улучшения агротехники почв пришкольного участка По 1 опыту:

Почва средний суглинок. Шнур сплошной, при свертывании его кольцом диаметром около 3 см. распадается на трещины.

По 2 опыту:

Почвы суглинистые. По таблице Качинского (Классификация почвообразующих пород и почв) определили гранулометрический состав данного образца почв.

По 3 опыту:

Почва с пришкольного участка суглинок 1-3 мм менее 40-42% связная. Прочность почвенных агрегатов - способность их противостоять размыву водой. Чем меньше размеры почвенных агрегатов, тем выше их устойчивость к размыву.

По 4 опыту:

Суглинистые почвы обладают хорошей водопроницаемостью.

Мероприятия для улучшения почв на участке

1. Внести органические удобрения в осенний период, после уборки урожая.

З. Вносить минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфорные) в виде подкормок в течении весеннее - летнего сезона.

4. Для повышения урожайности и для удержания в почвах минеральных веществ, применять севооборот на участке.

5. Для предупреждения эрозии и вымывания почв наиболее целесообразна весенняя вспашка.

6. Необходимо нарезать гряды продольно по направлению наклона

участка.

Представление работы (с показом слайдов)
  Один учащийся кратко дает характеристику почвам края, примеры определений почв, морфологическое строения почв, используя слайды (слайды №№ 2,3,4,5)

Учащийся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению гранулометрического состава почвы мокрым методом (слайд № 6)

Учащийся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению гранулометрического состава почвы методом рассева на сито (слайд № 7)

Учащийся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению водопрочности почвенных агрегатов (слайд № 8)

Учащиеся рассказывает, кратко суть работы и полученные результаты по определению водоподъемности почвы

(слайд № 9,10)

Учащийся, который конструировал слайды, подводит итог. Зачитывает мероприятия, по улучшению агротехники пришкольного участка, которые предложили учащиеся всего класса (слайд № 11)

(Презентация к уроку прилагается, та которую учащиеся выполнили за урок)

Учитель анализирует деятельность учащихся на занятии 6. Итоги урока: