Обобщение знаний о глаголе. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильное написание окончаний; способствовать формированию информационной компетентности (аспект – обработка информации,1 уровень) и компетентности разрешения проблем (аспект: применение технологий,2 уровень); воспитывать навыки самоконтроля, ответственность за порученное дело.

Задачи урока:

  1. Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.
  2. Систематизировать существенные признаки глагола как части.
  3. Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
  4. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
  5. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

Тип урока: обобщение знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок русского языка. Тема урока “Обобщение знаний о глаголе”. Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок. Зачем необходимы нам эти знания?

(Глагол занимает 2-ое место после существительного, это самая “живая” часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.)

Сегодня урок мы посвятим творчеству великого русского писателя А.С.Пушкина. Отправимся в мир сказок А.С.Пушкина.

2. Минутка чистописания.

Первая строка: инициалы А С П

Вторая строка: Александр Сергеевич Пушкин.

3. Словарная работа.

А.С. Пушкин воспевал в своих стихотворениях красоту родной природы. Все времена года воспеты в его произведениях. Но больше всего он любил зиму и осень.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

У нас в классе тоже сейчас будет листопад, но не обыкновенный, а из словарных слов.

(На кленовых листьях напечатаны словарные слова с пропущенными орфограммами: ИНТ. РЕСНЫЙ, К . РТИНА, Н. РОД, РОД . НА, Р. ССИЯ, РУ ..КИЙ, СВ . БОДА.

Ученики по очереди переворачивают их, читают слова, объясняют описание и записывают слова, вставляя пропущенные буквы.)

4. Орфографическая минутка.

Кто осенью срывает листья с деревьев? (ветер) Как действует ветер в произведениях А.С.Пушкина? Отправимся в путешествие на кораблике из произведения “Сказка о царе Салтане…”

Задание: списать предложение, вставив пропущенные орфограммы и сделать синтаксический разбор предложения.

Ветер (по) морю гуля.т и к.раблик подг.ня.т.

Продолжим отрывок устно:

Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят:

5. Актуализация знаний.

Оправляемся в путешествие, подгоняемые ветром. Но путь закрыт. Нужно открыть замки.

(На доске “замки” с вопросами по теме “Глагол”. Учащиеся по-очереди подходят и “открывают” замки, т.е. отвечают на вопросы.)

  • Глагол-это часть речи, которая…
  • Вопросы начальной формы глагола
  • Как изменяются глаголы
  • Какие глаголы изменяются по родам?
  • Какие глаголы спрягаются?
  • Как определить спряжение глагола?
  • Что такое спряжение глагола?
  • Какие окончания имеют глаголы I,II спряжений?
  • В каком случае определяем спряжение глагола по Н.Ф.?
  • Как образуются временные формы от глаголов что делать? Что сделать?
  • Глаголы-исключения.

6. Повторение о написании безударных личных окончаний глаголов.

На какой остров мы попали? Какие чудеса можно встретить на этом острове?

(остров Буян)

Из какой сказки эти строки?

Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет

A. Поможем белочке “разгрызть” орехи.

(У каждого ученика на столе рисунок орешка, у которых на обратной стороне напечатан глагол с пропущенными окончаниями). Дети по цепочке, устно прочитывают слова, определяют спряжение и объясняют пропущенную гласную. Пользуемся для самопроверки памяткой-алгоритом.

Как определить спряжение глагола и написать безударные окончания глаголов

  1. Поставьте глагол в начальную форму.
  2. Выясните, оканчивается ли он на “ить” и не является ли глаголом-исключением.
  3. Определите спряжение глагола.
  4. Напишите нужное окончание.

Число
Единственно
Множественное

I спряжение

ешь
ет
ем
ете
ут(ют)

II спряжение

ишь
ит
им
ите
ат(ят)

B. Какое еще чудо есть на острове? (Царевна-лебедь)

(Задание по карточке №1)

Написать в столбик недостающие глаголы. Определить время и число. Рядом эти же глаголы записать во множественном числе. Выделить окончания, определить спряжение.

К-1

Днем свет божий …, (затмевает – затмевают)
Ночью землю …, (освещает – освещают)
Месяц под косой …, (блестит – блестят)
А во лбу звезда… (горит – горят)

Вывод: глаголы изменяются по числам.

7. Повторение о временных формах глаголов.

Продолжаем путешествие. Плывем по синему морю. Вспомним, как ведет себя море в сказках А.С.Пушкина. Прочитаем текст из карточки № 2. Из какой сказки эти строки?

К-2

Вот пошёл он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.

Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).

Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).

Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны.

Задание: выписать глаголы в 3 столбика: настоящее время, прошедшее время, будущее время.

Почему нет глаголов настоящего времени. На какой вопрос отвечают эти глаголы в Н.Ф. Что узнали об образовании временных форм глаголов?

8. Упражнение в определении спряжений глаголов.

Ветер дует и гонит корабль к Лукоморью. Что такое Лукоморье? Обратимся к словарю.

  • Лукоморье либо лукоморие (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Выполним задание №3. Прочитать и выписать глаголы в 2 столбика. В первый столбик с ударным окончанием, во второй с безударным. Определите спряжения.

К-3

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

9. Повторение об окончаниях глаголов I и II спряжение. Глаголы-исключения.

ФИЗМИНУТКА

1. Ветер усиливается и превращается в могучий ветрище. Он помогает доброй силе, а со злом сыграл злую шутку.

Царь-кощей рассыпал монеты. Нужно собрать монетки и распределить в два сундука: монеты с окончаниями I спряжения и монеты с окончаниями II спряжения.

 

(На монетах окончания глаголов)

2. У Бабы-Яги рассыпалась избушка на курьих ножках. Она состояла из бревен, на которых напечатаны глаголы-исключения. Поможем собрать избушку. Выбираем только глаголы исключения.

 

10. Повторение о написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

11. В какой сказке главный герой обращается со словами к ветру? (царевич Елисей)

К-4

"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного…”

Выписать глаголы. Определить лицо и число. Выделить окончание.

Вывод.

12. Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.

13. Домашнее задание по карточкам.

14. Рефлексия.

Что показалось сложным при изучении темы “Глагол”?

Кто уверен в своих знаниях, то на доску прикрепляем личики с изображением улыбок. А кто затрудняется, тот с изображением грусти.