Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-

Разделы: Русский язык


Тема: Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-.

Цель: сформировать умение правильно выбирать суффиксы существительных.

Задачи: Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-; значение суффиксов. Уметь правильно писать гласные в суффиксах существительных -ЕК- ,-ИК- графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов.

Ход урока

1. Минутка приятных воспоминаний.

А сейчас, закройте глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем саамы сделал этот мир чуточку добрее.

Да, в самом деле, главное – доброе начало.

2. Определение темы и цели урока.

Посмотрите отрывок мультфильма и определите тему нашего урока, которая показана в этом мультфильме.

– Итак, какую тему будем изучать на уроке?

– А для чего? (Попробуем определить какова будет цель урока, чему мы должны научиться?)

3. Объяснение нового материала.

– Закройте учебник. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

– Запишем 2 слова и просклоняем их по падежам.

И.п. ключик замочек
Р.п. ключика замочка
Д.п ключику замочку
В.п. ключик замочек
Т.п. ключиком замочком
П.п. о ключике о замочке

– Обозначим во всех падежах суффикс.

– Внимательно рассмотрите суффиксы этих существительных, и попробуйте определить правило орфограммы “Гласных в суффиксах существительных ЕК-ИК”.

– Давайте сравним, правильно ли решил эту задачу Виктор Перестукин из мультфильма “В стране невыученных уроков”.

– Что он сделал для того, чтобы открыть ворота?

– Осталось теперь сравнить с учебником.

4. Закрепление изученного материала.

1) Просклоняем по падежам слова: носик, человечек.

И.п. человечек носик
Р.п. человечка носика
Д.п человечка носику
В.п. человечка носик
Т.п. человечком носиком
П.п. о человечке о носике

– Обозначьте графически орфограмму.

2) Упражнение 251.
3) Фотодиктант.
На экране будут показаны рисунки, а ваша задача записать их в 3 столбика, добавляя при этом суффиксы либо -ЧИК-, -ЕК-, -ИК-.
4) Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (Текст “про ежика”)

5. Итог урока.

1. На доске слова: мячик, орешек.

– Объясните, какая буква пишется в суффиксе каждого слова и почему?

2. Домашнее задание.

1) Упражнение 252.
2) Записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы -ЕК- или -ИК-.
3) Составить кроссворды, ребусы, загадки презентации со словами по теме “Суффиксы имен существительных”.

Презентация