Тема: Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-.
Цель: сформировать умение правильно выбирать суффиксы существительных.
Задачи: Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-; значение суффиксов. Уметь правильно писать гласные в суффиксах существительных -ЕК- ,-ИК- графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов.
Ход урока
1. Минутка приятных воспоминаний.
А сейчас, закройте глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь!
Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем саамы сделал этот мир чуточку добрее.
Да, в самом деле, главное – доброе начало.
2. Определение темы и цели урока.
Посмотрите отрывок мультфильма и определите тему нашего урока, которая показана в этом мультфильме.
– Итак, какую тему будем изучать на уроке?
– А для чего? (Попробуем определить какова будет цель урока, чему мы должны научиться?)
3. Объяснение нового материала.
– Закройте учебник. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
– Запишем 2 слова и просклоняем их по падежам.
И.п. | ключик | замочек |
Р.п. | ключика | замочка |
Д.п | ключику | замочку |
В.п. | ключик | замочек |
Т.п. | ключиком | замочком |
П.п. | о ключике | о замочке |
– Обозначим во всех падежах суффикс.
– Внимательно рассмотрите суффиксы этих существительных, и попробуйте определить правило орфограммы “Гласных в суффиксах существительных ЕК-ИК”.
– Давайте сравним, правильно ли решил эту задачу Виктор Перестукин из мультфильма “В стране невыученных уроков”.
– Что он сделал для того, чтобы открыть ворота?
– Осталось теперь сравнить с учебником.
4. Закрепление изученного материала.
1) Просклоняем по падежам слова: носик, человечек.
И.п. | человечек | носик |
Р.п. | человечка | носика |
Д.п | человечка | носику |
В.п. | человечка | носик |
Т.п. | человечком | носиком |
П.п. | о человечке | о носике |
– Обозначьте графически орфограмму.
2) Упражнение 251.
3) Фотодиктант.
На экране будут показаны рисунки, а ваша задача
записать их в 3 столбика, добавляя при этом
суффиксы либо -ЧИК-, -ЕК-, -ИК-.
4) Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания (Текст “про ежика”)
5. Итог урока.
1. На доске слова: мячик, орешек.
– Объясните, какая буква пишется в суффиксе каждого слова и почему?
2. Домашнее задание.
1) Упражнение 252.
2) Записать имена сказочных или литературных
героев, заканчивающиеся на суффиксы -ЕК- или -ИК-.
3) Составить кроссворды, ребусы, загадки
презентации со словами по теме “Суффиксы имен
существительных”.