Интегрированный урок "природоведение + математика" "Клетка и ее роль в жизни человека". 5-й класс

Разделы: Математика, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока:

  • Сформировать знания о строении клетки, органоидах и их функции; сформировать знания о наследственности и изменчивости; формирование естественно научное мировоззрение;
  • Показать прикладной характер математики.
  • Познакомить учащихся с одним из великих математиков - Пифагором.
  • Уметь применять комбинированные знания в области математики и природоведения.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные,  творческие  и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.
  • Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Потребность в проведении урока возникла в связи с тем , что:

  • не разобрана система знакомства учащихся с историей наук, в частности, с историей математики;
  • в учебных пособиях мало заданий прикладного характера;
  • практически не прослеживается связь наук, не отражается взаимопроникновение знаний, полученных на уроках естественного цикла, в знания и умения, полученные на уроках математики.

Оборудование: презентация, фрагмент фильма "многообразие живого", лист успеха, презентация (индивидуальная) для учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала, первый урок в теме.

Ход урока

I. Организационная часть урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку (слайд№1)

II. Активизация знаний, умений.

Вступительное слово учителя.

Мы начинаем наш не обычный урок. И начинаем его не с проверки домашнего задания, а с просмотра ролика. Внимательно посмотрите и постарайтесь определить тему нашего урока. (просмотр фильма, предположения уч-ся)

Тема урока: клетка и ее роль в жизни человека (слайд №2).

Клетка это начало жизни.

  • Что образуют клетки? (ткани) (слайд№3). А ткани? (органы).
  • Что образуют органы? (организм)

Все живое состоит из клеток. И растения и животные и человек. Клетка открыта не так давно, всего лишь 300 лет назад (слайд №4).

Английский ученый Роберт Гук рассматривая под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки делал величайшее открытие. Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками.

Постановка проблемы.

(слайд №5) Рассмотрите рисунок, как вы думаете что изображено? (клетки)

Большинство клеток очень малы, и их не видно без микроскопа. Однако некоторые из них хорошо видны не вооруженным глазом. Весной в водоемах можно увидеть икринки лягушек. Это ничто иное как клетки. Самые большие клетки у птиц.

А клетка - это живой организм или нет? Обоснуйте свой ответ. Конечно клетки живые (слайд №6), они дышат, питаются, растут, делятся. Благодаря чему это возможно? (благодаря органам).

Органы клетки называются органоиды, у каждого органоида свои функции. Давайте рассмотрим какие же органоиды есть у клетки. Откройте на рабочем столе презентацию органоиды клетки. Ваша задача изучить каждый органоид и заполнить пропуски в таблице. Все необходимые действия указаны, будьте внимательны. У вас 10 минут. Теперь проверяем, за каждый верный ответ - 1 балл.

(слайд № 8 -№ 12).

Сообщение новых знаний.

Но в каждой клетке есть главный органоид. Это, конечно же, ... ядро. (слайд № 13). Почему оно так важно? (хранит наследственную информацию). Почему вы похожи на родителей? (слайд №14)

Ядро - это главный центр хранения наследственной информации (слайд №15).

В яре находятся хромосомы. Они содержат наследственные признаки, т.е. генетическую информацию. Эта информация закодирована в ДНК. ДНК состоит из генов, которые несут эту информацию, которая передается от предков к потомкам. Ген - это единица наследственности, которая определяет развитие признаков и свойств организма (слайд №16).

Каждый из вас похож на маму, папу, бабушек, дедушек, но, тем не менее, вы самостоятельная личность и насколько вы талантливы и неординарны, зависит не только от генов, но и от условий, которые вас окружают. Признаки личности зависят как от наследственности, так и от изменчивости (слайд №17).

Изменчивость - приобретение признаков, которых не было у родителей. Наследственность (слайд №18), передача признаков от родителей потомкам.

Благодаря наследственности можно рассчитать и научно обосновать качества, которыми будет обладать человек.

III. Математическая часть урока. Интеграция знаний.

Вступительное слово учителя.

Но! Не только наследственность определяет наши с вами качества и черты характера! И как бы представители естественных наук не ратовали за главенствующую роль ДНК, генов, клеток и прочего, есть что-то еще, что определяет "наполнение" человека различными качествами. Это - математика с ее сухими и строгими расчетами! Автором таких расчетов был Пифагор.

Выступление ученика с кратким сообщением о жизни Пифагора.

Исторические исследования датируют появление на свет Пифагора приблизительно 580 годом до нашей эры.

Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам.

Получив воспитание и образование у величайших ученых своего времени, Пифагор основал собственную школу. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Так же Пифагор учил своих учеников астрологии, медицине, предсказанию затмений, тайнам чисел и другим, обязательным для того времени, наукам.

Сообщение новых знаний.

"Числа являются остовом вселенной, и тому, кто их знает, не только ведома наука творения, более того, он становится всемогущим, ибо числа - это магические силы". /Пифагор/ Слайды 20-21.

Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов. Генетический код содержит информацию о главных свойствах личности и ее психофизиологических особенностях. Слайд 22.

Запишите дату своего рождения в виде: 14.12.1985. Составим четыре контрольных числа, которые помогут в расчетах.

1 число: 1+4+1+2+1+9+8+5=31

2 число: 3+1=4

3 число: вычитаем из первого числа первую цифру дня рождения 31-1=30

4 число: 3+0=3. Слайд 23.

Заполним клетки магического квадрата (приложение 5), подсчитав количество полученных единиц, двоек, троек и так далее. Слайд 24.

единицы четверки семерки
двойки пятерки восьмерки
тройки шестерки девятки

Каждая клетка магического квадрата - это характеристики определенных человеческих качеств: характер, энергетика, способности к обучению, крепость здоровья, наличие интуиции и таланта, трудолюбие, долг и интеллектуальные способности человека. Слайд 25.

Предлагаю вам расшифровать свой генетический код, воспользовавшись таблицей (приложение 6):

Единицы - это знак характера

1 - человек с программой эгоиста

11 - склонность к эгоизму

111 - мягкий, уступчивый характер

1111 - сильный, энергичный характер

11111 - целеустремленность, диктатор

111111- человек жесткий, деспотичный, но для ближних может сделать невероятное.

Двойка - знак энергии

Нет двоек - энергия равна нулю

2 - энергии достаточно только для себя

22 - может даже лечить и быть врачом

222 - хороший экстрасенс

2222 и 22222 - очень сильные экстрасенсы, хотя имеют склонность к деспотии

Тройка - отношение к порядку, учебе

Нет троек - человек чем-то выделяется среди окружающих

3 - человек настроения

33 и 333 - способность к учебе, математике, педант

3333 - нежелание учиться

33333 - патологическое нежелание учиться

Четверка - знак здоровья

Нет четверок - человек болезненный

4 - будет болеть с возрастом

44 - физическое здоровье и темперамент

444 и 4444 - чрезмерное здоровье и темперамент

Пятерка - интуиция

Нет пятерок - человек может делать много ошибок, т.к. канал интуиции закрыт

5 - канал интуиции открыт

55 - человека "ведут", он может иметь дар ясновидения

5555 - человеку открыта истина, он может обладать сверхинтуицией.

Шестерка - знак Земли

Нет шестерок - человек не любит физический труд

6 - человек любит физический труд

66 - человек не мыслит себя без физического труда

666 - полжизни - физический труд

6666 - человек не мыслит свою жизнь иначе, как только в физическом труде.

Семерка - знак "Божьей искры"

Нет семерки - сложная жизнь, страдания, часто обращаются к религии

7 - есть талант и ярко выражен

77 -  знак талантливости

777 - сильный знак таланта

7777 - таланты не открыты

7 и77 и 777 - таланты открываются, если человек нарабатывает качества характера в процессе самосовершенствования

Восьмерка - чувство долга и обязательности

Нет восьмерки - человек легкомыслен

8 - человек пунктуальный, обязательный

88 - знак самопожертвования

888 - знак служения народу

8888 - парапсихологические способности

Девятка - знак интеллекта

9 - обычные умственные способности
99 - блестящие умственные способности

999 - еще более высокие способности, но леность в учебе

9999 - люди необычайного ума; у них светлая голова, но с задатками деспотии.

Слайд 25.

"Каждое существо есть число, наделенное специфической характеристикой, и в зависимости от этой характеристики все предопределено: его судьба, его путь, но также его тело, лицо, состояние организма"./ Пифагор/

Слайд 26-27.

Итог работы математической части урока. Постановка проблемы.

Хотите - верьте, хотите - нет! Вы рассчитали свой генетический код по правилу Пифагора. Если вас не обрадовала полученная информация, помните, что существенно улучшить генетический код - это задача выполнимая, необходимо только помнить, что положительный эффект дает, прежде всего, духовное и физическое развитие человека, а отрицательный - воспитание его по программе эго, то есть культивация у человека эгоистичных черт характера.

Заканчивая математическую часть урока, я прошу вас попробовать дать ответ на следующие вопросы:

  1. Только ли природоведение занимается проблемами природы?
  2. Говорят, что "математика - царица всех наук". А может она - служанка для всех наук? Не прислуга, а именно служанка?!

IV. Домашнее задание.

Ответ на этот вопрос вы найдете дома, выполнив домашнее задание (нарисуйте, напишите рассказ или комиксы на тему "Один день из жизни клетки" и выполните задание на листочке).

V. Подведение итогов урока.

Итак, подведем итог нашего необычного урока. Вспомним основные понятия (слайд №28).

Сделаем вывод.

Вы молодцы, спасибо за отличную работу, отметки я поставлю на следующем уроке, проверив д/з.

Спасибо за работу.