Книги – это маяки в океане времени. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Подготовительная работа: часы общения “По страницам любимых книг”, сочинение по теме “Значение книги в жизни человека”, коллективная работа учащихся по темам:

(1 группа – “Какие бывают книги”, 2 группа – “Какие существуют библиотеки”, 3 группа – “Люди, имеющее отношение к книгам”).

Цели урока:

  • Воспитывать любовь к книге, как духовной ценности. Формировать потребность в чтении. Пробуждать интерес к чтению художественной литературы.
  • Углублять знания учащихся о книге. Расширять читательский кругозор.
  • Развивать следующие умения: высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Развивать духовно-нравственные качества личности.

Оборудование: выставка книг, выставка сочинений “Значение книги в жизни человека”, плакат с кроссвордом “Самая большая ценность города Книгограда”, вопросы викторины, листы бумаги для исследования; для сценки: мантия и шапочки для судей, костюмы книг.

ТСО: записи песен “Книжка с днем рождения”, “Вам знаком книжкин дом?”

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический тест “Мое настроение” проводится в начале и в конце урока. (Звучит песня “Вам знаком книжкин дом?”).

2. Сообщение темы и задач урока

Учащиеся читают наизусть отрывок из стихотворения Н.Найденовой “Мой друг”

Хорошая книга мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг!
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем
Я слышу тебя, я иду за тобой.
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека-
В любую страну и в другие века.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенье планет…
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу!

– О чем говорится в этом стихотворении?

– Какова тема нашего урока?

– О чем мы будем с вами говорить? (О книге, о бережном отношении к ней, о том, что книга наш друг, с помощью которой мы можем многое узнать и понять).

3. Работа с эпиграфом к уроку и пословицами.

Ребята, внимание на доску. Здесь написаны слова великого философа Артура Шопенгауэра “Книги – это маяки в океане времени”. Как вы понимаете смысл этих слов?

– Чтобы нам глубже и полнее понять смысл этого высказывания, давайте составим пословицы о книгах. (Составление пословиц из двух частей)

Хорошая книга –

лучший друг.

Кто много читает,

тот много знает.

Прочел новую книгу –

встретился с другом.

Книга в счастье украшает,

а в несчастье утешает.

Книга подобно воде –

дорогу пробьет везде.

– Почему же философ называет книги маяками?

4. Работа с научно-познавательным текстом. (Элемент исследования).

Загадка: Очень страшен ей огонь, ненавистна влага, для рисунков и письма всем нужна… (бумага).

– Все мы знаем, что книги создают из бумаги. А из чего состоит бумага? На партах у вас лежат листы использованной бумаги. Разорвите листок, посмотрите внимательно на край отрыва. Что вы видите?

– Прочитайте отрывок из текста и приготовьтесь ответить на вопрос: что новое и интересное вы узнали?

Бумага состоит из миллионов растительных волокон, сцепленных между собой. Но для изготовления бумаги требуется и другие компоненты: наполнитель делает её более прочной, смола не дает растекаться краскам и чернилам, краситель придает бумаге цвет.

В зависимости от используемых материалов производят разные сорта бумаги – от прочного толстого картона до мягких тонких салфеток.

Растительные волокна, которые составляют основу бумаги, получают из древесины. Для производства бумаги каждый год вырубают миллионы деревьев, а на их место сажают новые. Низкие сорта бумаги делают из тряпичных отходов и макулатуры.

Бумага в её современном виде была изобретена в Китае около 2000 лет назад. Китайские летописи сообщают, что первым изобретателем стал  Цай Лунь. До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше из шёлка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда.

Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на Солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

5. Литературная викторина “Знатоки литературных произведений”:

– Итак, сейчас мы с вами отправимся в чудесный город Книгоград.

Путешествовать будем командами (работа в группах). На партах у вас лежат листочки с вопросами и вариантами ответов. Нужно найти верный ответ на каждый вопрос, иначе в Книгоград не попадем.

1. Что бросила девочка во время погони, чтобы образовалась река в русской народной сказке “Баба-Яга”?

а) Полотенце
б) Платочек
в) Иголки
г) Гребешок

2. Что украл у Тёмы старик в повести “Детство Тёмы” Николая Гарина?

а) Деньги
б) Мундир
в) Сапоги
г) Шапку

3.Чем подавился волк в басне И.А. Крылова “Волк и Журавль”?

а) Кашей
б) Хлебом
в) Солью

4. Что крикнул Приёмыш Тарасу, прощаясь с ним, в произведении Д.Н.Мамина-

Сибиряка?

а) За все тебя благодарю!
б) Я вернусь!
в) Не скучай!
г) “Спасибо за хлеб, за соль!...”

5. Какой герой в басне Л.Н.Толстого указал такие слова: “Сильного зверя, льва одолел, а вот от дрянного паука погибаю…”?

а) Козел.
б) Кот.
в) Комар.
г) Стрекоза.

6. Из этого растения выросла в поле рубашка в произведении К.Д.Ушинского “Как

рубашка в поле выросла”?

а) Лен.
б) Хлопок.
в) Гречиха.
г) Рожь.

7. Кто написал сказку “Терентий-тетерев”?

а) Константин Дмитриевич Ушинский.
б) Лев Николаевич Толстой.
в) Александр Сергеевич Пушкин.
г) Виталий Валентинович Бианки.

8. Как правильно называется произведение Антона Павловича Чехова?

а) “Чернохвостый”.
б) “Лопоухий”.
в) “Белолобый”.
г) “Рыжий”.

9. Как правильно называется стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета?

а) “Собака лает, в дом не пускает”.
б) “Лиса воет, хвост прижав…”.
в) “Волк скулит, и лижет лапу”.
г) “Кот поёт, глаза прищуря,..”.

(Учащиеся называют ответы, если есть разногласия – высказываются.)

– Назовите жанры произведений, которые встретились вам в викторине.

6. Физминутка.

7. Кроссворд “Самая большая ценность города Книгограда”.

  1. Как называется человек, торгующий старинными книгами.

  2. Одна из двух поверхностей писчей бумаги.

  3. Любитель книг.

  4. Адресная карточка книги.

  5. Один из жанров произведений.

8.

– При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа “Аптека души”. Аптека – место, где делают и продают лекарства, чтобы лечить болезни человеческого тела. А что же такое “Аптека души”?

Загадка:

Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нём:
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными,
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай! (Библиотека).

9. Выступление библиотекаря о выставке книг и бережном отношении к книгам.

10. Театр “Суд над мальчишкой”.

– Знаете, ли, ребята, что книги, как и люди, тоже болеют, и даже болезни у них бывают похожи на наши, человеческие? А причины книжкиных болезней кроются в плохом, небрежном отношении к ним некоторых учеников-читателей. И вот сегодня в суд обратилась одна из пострадавших книг. Всем встать! Суд идет!

(Выходит судья и пострадавшая книга с тремя своими подружками-книгами).

1 судья: Обратилась к нам книжка с жалобою на мальчишку.

Пострадавшая книга:

Еле-еле к вам дошла, вся потрепана душа,
Все изорваны страницы. Вот свидетели-сестрицы
Не дадут мне вам соврать:
Меня швыряют под кровать,
Всю закапали вареньем,
Вырвали стихотворенье,
Написал на полях книжки
Бранные слова мальчишка.
Стала Агния Барто в шляпе, с тростью и в пальто.
Не узнать вам Чебурашку: у него глаза как чашки,
Зубы как у крокодила, сам страшнее, чем горилла.
Заяц целится в Мазая, к нему в лодку залезая,
И такая ерундень
на страницах каждый день
Стала я совсем больной!
Хоть бы ночью был покой,
А то бросит под кровать-
Каково там почивать?!.

Говорят подруги-книжки: Уходи ты от мальчишки, обращайся в горсовет…

Книжка:

Вот пришла я, мочи нет.
Мне б теперь на старость лет
К добрым людям в теплый дом,
Чтоб читали за столом,
Чтоб с любовью пыль стирали, не бросали, не трепали.
Я б от радости такой
Стала б сразу молодой.

2 судья:

Приведите к нам мальчишку!
Пусть в глаза посмотрит книжке!

3 судья: Пусть он молвит, есть закон …

1 судья: Что сказать желает он?

(Выводят на сцену мальчишку-неряху).

Мальчик:

Ой, постойте, подождите!
Книжки, милые, простите!
Не бросайте одного, мне не нужно ничего:
Горы золота не надо, ни халвы, ни шоколада…
Как же я учиться стану, если книги все уйдут?
Честное слово, без обмана,
Все подклею, пыль сотру,
В шкафчик я вас приберу.
Стану с книжками дружить –
Интересно буду жить!
Мне секрет откроют книги,
И, конечно, я тогда
Буду знать: что, где, когда!
Что на небе звезд не счесть,
Где земля какая есть
Сколько ног у таракана,
Какой рост у великана….
Буду все на свете знать,
Если стану все читать!
Ну, простите ради бога,
Не судите очень строго!
Буду чистым, аккуратным,
В школу приходить опрятным.
И клянусь, что никогда
Вам не причиню вреда!

Судьи совещаются.

1 судья:

Суд заслушал обвиненье,
А затем вынес решенье:
В соответствии с законом
Уважая, суд и дам,
Прокурор решил….

1 книга:

Чтоб тебя мы все простили,
Должен ты ответ держать:
Сколь книг прочел, какие,
От тебя хотим узнать.
Вот, к примеру, для начала
Отвечай, кого качало
В бочке море на волнах?

2 книга:

А вот кто, скажи на милость,
Зайцев вытащил с воды?

3 книга:

Кто убил злодея мухи?
Кто от смерти ее спас?
С кем пошла затем под руку
Под венец она тотчас?

1 книга:

Сколько к рыбке дед ходил,
И о чем ее просил?

Отвечать мальчику помогают учащиеся. В это время пострадавшую книгу переодевают в новую обложку.

2 книга: (мальчику)

Ладно! Так тому и быть:
Будем мы с тобой дружить.
Клятву ты свою держи,
Нашей дружбой дорожи!

Судьи уходят.

Пострадавшая книга:

Удалился строгий суд.
Все, что видели вы тут,
Никогда не забывайте,
Книжки же не обижайте!
Вам желаем мы, друзья,
Чтоб урок прошел не зря,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были.

Как хорошо, что мальчик понял свою ошибку. Самое главное, что он смог её исправить.

11. Исполнение учащимися песни “Книжка с Днем рождения!”.

12. Итог урока:

1. Учащиеся читают наизусть стихотворение В.В.Радина “Встреча с книгой, что с другом”

Встреча с книгой, что с другом,
Для всех, словно праздник,
А для детской души это нить Ариадны,
Что ведёт их от сказок, былин и преданий
В мир жизни реальной, мир науки и знаний.
Книги учат детей всем премудростям жизни –
Как быть Человеком, и быть нужным Отчизне
И как правду ото лжи все должны отличать,
Как бороться с врагом и как зло побеждать.

2. Психологический тест.

3. – Почему книга является одной из ценностей каждого человека?

– С какими мыслями вы сегодня уйдете с урока?

– Что нового и интересного вы узнали и о чем можете рассказать своим друзьям и родителям?