Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Формы работы: анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая (на уроке) и парная (домашнее задание) работа, индивидуальная.
Цели урока:
- Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту (часть С заданий ЕГЭ).
- Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
- Воспитание личности в условиях партнерства, интереса учащихся к обсуждаемым вопросам.
Оборудование.
- Оформление доски. Запись темы урока.
- Запись эпиграфа.
- Компьютерная презентация.
- Раздаточный материал.
О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне! (Н.Гумилев)
– Текст
– Карточки – информаторы для групповой работы с тексом.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
2. Этап мотивации к занятию
(определение темы и цели урока) Презентация слайдов №1,2,33. Эпиграф урока. Слайд 4
– Ребята! Мы продолжаем готовиться к ЕГЭ и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения.(3)
Начать урок хочу со стихотворения Н.Гумилева “О тебе”. Ваша задача прослушать и ответить на вопросы: о какой любви идет речь в стихотворении? Доказать. На ваш взгляд, можно ли в наши дни встретить такую любовь?
Чтение стихотворения к уроку подготовленным учеником наизусть.
– Знакомство с текстом Н.Долининой. (чтение текста учителем)
Прослушайте текст, озаглавьте его. Подумайте, как текст перекликается с эпиграфом к уроку? (слайд5)
Запишите название текста в тетрадь.
В эпиграфе сформулирована одна из проблем, поднятая автором в тексте: любовь без эгоизма. Какие еще проблемы вы заметили в тексте? (слайд 6)
– К какой категории проблем можно отнести проблему текста? Презентация слайда 7
4.1.
Анализ текста по группам. Презентация слайда 81-ая группа: карточка – определение типа речи
2-ая группа: карточка – определение стиля текста
3-ая группа: карточка – ключевые понятия текста
На выполнение задания – 5 минут. Выступление по одному представителю группы. Во время ответов учащиеся делают запись в тетрадях.
4.2. Работа над композицией сочинения.
Обдумываем композицию сочинения.
– Какие разделы в сочинении необходимо выделять, подчиняясь требованиям части С экзаменационной работы?
В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:
- Общая характеристика темы и проблематики текста.
- Комментарий к одной из проблем.
- Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
- Выражение собственной позиции, её аргументация ( можно использовать примеры из художественной и публицистической литературы)
- Работа над аргументацией собственной позиции по выдвинутой автором проблеме текста (2-3 минуты на выступление каждой пары) Презентация слайда 9-10
Проверка домашнего задания. Учащиеся работали, не зная содержания текста Н.Долининой
1 пара составляла 2-3 предложения о силе любви в литературе.
2 пара искала материал на тему “О любви великих людей в истории” (примеры).
3 пара подбирала материал о любви с использованием поэтического текста.
5. Составление композиционных частей сочинения.
На выполнение задания около 10 минут.
1-ая группа. Написать начало сочинения
2-ая группа. Позиция автора по заявленной проблеме 3-я группа. Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме 9слайд11-12)
4-ая группа. Заключение сочинения
6. Работа экспертов.
Представители каждой группы со своим материалом по отдельным частям сочинения составляют единое целое.
7. Чтение представителем экспертной группы получившегося текста сочинения.
8. Этап подведения итогов учебного занятия.
9. Итоговая беседа
.– Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока? Возвращение к слайдам
– Что получилось?
– Над чем нужно поработать?
10.
Домашнее задание. Презентация слайда 13Напишите сочинение по данному тексту.
Использованные источники:
- А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование работы, организация уроков, методика их проведения. (Лекция №8) Москва, Педагогический университет “Первое сентября”.
- Материалы сайта “Сеть творческих учителей”.