Самоделка. Какое хорошее слово! Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложил свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорого стоит.
Художественное конструирование «Бумагопластика» – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой, что даёт возможность ребёнку проявить себя в общении и деятельности, а так же научиться ценить не только результат, но и процесс творчества.
Формирование творчества – это развитие у детей воображения и образного мышления, а так же овладение произвольностью (умение ставить цель и добиваться её), самостоятельностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения и т.п.).
В процессе художественного конструирования детям предоставляется возможность, самостоятельно экспериментировать (разрывать, сминать, скручивать, скатывать) с различными видами бумаги (гафрированной, плотной, салфеточной и др.) создавать различные формы. У детей возникает вопрос: «Что я могу сделать из этой формы?». Такая деятельность сопровождается яркой описательной речью. Воспитатель помогает детям увидеть в полученных формах различные образы, достраивая их.
Важный этап, инициирующий развитие детских замыслов – организация целенаправленных наблюдений различных объектов. Правильно организованное обследование образов, помогает детям овладевать обобщённым способом анализа – умением определять в любом предмете основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять отдельные детали в этих частях и т.д.
Перед детьми, раскрывается механизм образования способа конструирования вне контекста изготовления кокай – либо игрушки, а затем он наполнялся конкретным вариативным предметным содержанием. Обучение, построенное по принципу от общего к частному, обеспечивает переориентацию детей с получения практического результата (знакомой поделки) на осознание способов конструирования как средств изготовления разных новых и интересных поделок, игрушек.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы позволяет организовать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению её продуктивности. Диалогическая форма общения в процессе художественного конструирования, обеспечивает детям возможность учиться у других детей, признавать предложения других и продуктивно сотрудничать, а так же способствует формированию умения слушать друг друга. Дети учатся помогать друг другу. Это тормозит развитие эгоистичных тенденций в поведении и способствует коммуникабельности и толерантности.
Ребёнок приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребёнок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, придумывать оформление, приёмы изготовления. Ребёнок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательность.
Взрослый должен не только передать ребёнку определённые знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
Предварительная работа:
– Рассматривание иллюстраций «Весенние
изменения».
– Беседа: «Пришла весна» (признаки, сезонные
изменения в природе).
– Заучивание стихотворения «Апрель, апрель!».
– Изготовление детьми в свободной деятельности
комочков из бумажных салфеток разных цветов.
– Изготовление не цветного, плоскостного
шаблона картины «Весна».
Цели:
– повышать интерес детей к изготовлению
поделок из бумаги через игру;
– закреплять навыки мастерить поделки из бумаги;
подбирать недостающие детали;
– воспитывать самостоятельность, умение
работать в коллективе, добиваться достижения
цели, согласуя свои действия с действиями
товарищей;
– развивать мелкую моторику рук;
– воспитывать аккуратность, развивать глазомер.
Материалы и оборудования:
– 1 страница (формат А-3) не цветной, плоскостной
шаблон картины «Весна».
– Заготовки из бумажных салфеток разных
цветов;
– Шаблоны из картона. (лес, ручей, кораблик,
солнце, тучки, не растаявший снег, травка);
– Клей ПВА, клеёнка, салфетка, подставка для
кисти, кисть – по количеству детей;
– Игровой персонаж – ворона «Каркуша».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительная часть
Стук в дверь. Влетает ворона «Каркуша». Ставит картину в конверте на мольберт.
– Кар, кар. Здравствуйте ребята! Летала я по лесу и встретила грустного старичка лесовичка. А грустит он вот почему. Посмотрел старичок лесовичок вокруг, а там – солнышко пригревает, снег тает, ручейки бегут, появились проталинки – значит пришла … (весна).
Дети (если затрудняются, то воспитатель).
– Сделал старичок лесовичок весеннюю картину и только хотел её показать своим друзьям, как налетел сильный, сильный ветер оторвал и унёс всё красивое с картины. Вот он и грустит. Я его успокоила. Знаю я одну волшебную мастерскую, в группе «Ландыш». В ней работают такие умелые дети – мастера! У них ручки могут замечательные чудеса мастерить. Вот они то и помогут исправить твою картину.
– Ребята поможем старичку лесовичку?
– «Каркуша» ты пока посиди, а мы с ребятами в
мастерской поработаем.
– А вот и картина. (педагог достаёт из конверта
картину и ставит на мольберт).
– Ребята, посмотрите, на картине и правда нет ни
ручейка, ни солнышка.
– А как можно сделать солнышко, ручеёк?
(Нарисовать красками, карандашами, фломастерами,
вырезать из цветной бумаги).
– А ешё, это можно сконструировать из таких
деталей (показать шаблоны из белого картона).
– А чтобы они были цветные и красивые, на них надо
приклеить… (бумажные комочки).
– Иди, Полина, покажи как надо делать бумажные
комочки.
– Давайте вспомним, как их надо клеить, чтобы получилось красиво? (Рядом друг с другом)
(Если дети затрудняются, то воспитатель).
– Чем мы будем помогать себе в работе, чтобы не вымазать пальчики в клею? (Палочкой кисточки).
– Ну раз вы всё вспомнили, приглашаю вас в мастерскую. Когда смастерите детали, найдите для них место на картине и приклейте.
Предложить гостям поработать в мастерской,
помочь старичку лесовичку.
(Заранее поставить перед ними столы с
оборудованием и деталями как у детей).
II. Практическая часть
Дети на рабочих местах (стоя) скатывают и
наклеивают бумажные цветные комочки на шаблоны,
подходят к столу, на котором лежит картина.
Воспитатель (если ребёнок затрудняется)
подсказывает в какое место приклеить. (На картине
нарисованы силуэты шаблонов.)
Детям, раньше всех справившихся со своей работой
предлагается помочь своим товарищам, у которых
что-то не получается.
III. Заключительная часть
– Ну, вот и готова картина. Присаживайтесь на стульчики. Давайте, посмотрим, что у нас получилось. (Педагог ставит картину на мольберт.)
– Кар, кар, ребята, а как это у вас так всё быстро
и красиво получилось? (Работали: все вместе,
дружно, помогали друг другу. И гости нам
помогали).
– Кар, кар! Спасибо вам ребята! Вы настоящие
мастера! Полечу, обрадую старичка-лесовичка. А
картину вечером заберу. Пусть ваши родители
полюбуются на неё.
– До свидания ребята! До свидания гости! Кар, кар! (Ворона
улетает).
Педагог предлагает приготовится к прогулке и пойти полюбоваться весной на свежем воздухе.