Классный час по теме "Толерантность – что это?"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Ознакомление подростков с понятием «толерантность».
  • Стимулирование воображения в поисках собственного понимания толерантности.

Задачи:

  • Создание непринуждённой атмосферы.
  • Самовыражение.
  • Предоставление участникам возможности сформулировать научное понятие толерантности.
  • Понимание многоаспектности понятия «толерантность».

Подготовка плакатов. На одном плакате, который вывешивается перед началом классного часа написать «Толерантность – это…». На других, которые вывешиваются после выступления представителей подгрупп, написать определения толерантности:

  • Сотрудничество, дух партнёрства.
  • Готовность мириться с чужим мнением.
  • Уважение человеческого достоинства.
  • Уважение прав других.
  • Принятие другого таким, какой он есть.
  • Способность поставить себя на место другого.
  • Уважение права быть иным.
  • Признание многообразия.
  • Признание равенства других.
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  • Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
  • Подготовка листов, карандашей, фломастеров  для участников.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вводная часть

Знакомство участников с темой классного часа. Постановка проблемы – определение понятия «толерантность».

2. Разминка

Упражнение «Чем мы похожи?»: участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-нибудь реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Ольга, выйди, пожалуста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет глаз (или одинаковая причёска, или одинаковый рост, или мы живём на планете Земля и т.д.). Затем приглашённый участник приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

3. Основная часть занятия

Упражнение «Что такое толерантность?»: на доске прикреплены листы с определением толерантности. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности.

Обсуждение полученных определений: Что отличает каждое определение? Есть ли что-то, что объединяет некоторые из предложенных определений? Какое определение наиболее удачно? Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»? В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты: Понятие «толерантность» имеет множество сторон. Каждое определение выявило какую – то из граней толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности»: каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему. Затем участники рассматривают рисунки друг друга и должны разбиться на подгруппы на основе  сходства между рисунками. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем. Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

4. Рефлексия занятия

– Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас больший отклик?
– Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?