Цели:
- Ознакомление подростков с понятием «толерантность».
- Стимулирование воображения в поисках собственного понимания толерантности.
Задачи:
- Создание непринуждённой атмосферы.
- Самовыражение.
- Предоставление участникам возможности сформулировать научное понятие толерантности.
- Понимание многоаспектности понятия «толерантность».
Подготовка плакатов. На одном плакате, который вывешивается перед началом классного часа написать «Толерантность – это…». На других, которые вывешиваются после выступления представителей подгрупп, написать определения толерантности:
- Сотрудничество, дух партнёрства.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
- Подготовка листов, карандашей, фломастеров для участников.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Вводная часть
Знакомство участников с темой классного часа. Постановка проблемы – определение понятия «толерантность».
2. Разминка
Упражнение «Чем мы похожи?»: участники сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-нибудь реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Ольга, выйди, пожалуста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет глаз (или одинаковая причёска, или одинаковый рост, или мы живём на планете Земля и т.д.). Затем приглашённый участник приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
3. Основная часть занятия
Упражнение «Что такое толерантность?»: на доске прикреплены листы с определением толерантности. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности.
Обсуждение полученных определений: Что отличает каждое определение? Есть ли что-то, что объединяет некоторые из предложенных определений? Какое определение наиболее удачно? Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»? В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты: Понятие «толерантность» имеет множество сторон. Каждое определение выявило какую – то из граней толерантности.
Упражнение «Эмблема толерантности»: каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему. Затем участники рассматривают рисунки друг друга и должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем. Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.
4. Рефлексия занятия
– Некоторые из вас впервые познакомились с
понятием «толерантность». Какое из определений
толерантности вызвало у вас больший отклик?
– Представляется ли вам тема толерантности
актуальной, и если да, то почему?