Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новой категорией грибов - плесневые (мукор).

Задачи: на примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах; доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы; расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.

Оборудование: тарелки с выращенным плесневым грибом-мукором (одна на парту), лупы, учебник, хрестоматия.

I. Организационный момент.

(Под сопровождение фонограммы шума леса). Приложение 1

Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

II. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на экран. Представьте, что вы оказались в этом замечательном уголке природы.

- Что вы могли встретить на своём пути, увидеть? (Животных, насекомых, растения, грибы)

- Давайте вспомним, что мы знаем о грибах. (Шляпочные грибы относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются, растут и размножаются спорами. Тело гриба спрятано в земле: на поверхности выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные)

- А каково строение гриба? Давайте вспомним. На карточках отмечают названия частей, карточку сдают. (Проверка домашнего задания)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы думаете, вы всё знаете о грибах? (Нет)

- Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Хлеб плохой, плесень)

- Предположите, о чём пойдёт сегодня разговор? (Мы должны выяснить, что это у вас в руках)

IV. Открытие нового знания.

- А кто может сказать, чем питаются грибы? (Грибы могут расти на пне, на стволе дерева, на почве, в листьях растений. Грибница шляпочного гриба срослась с корнями дерева. Грибы питаются с помощью деревьев)

- Правильно. Главное отличие растений от грибов – способ питания.

Прочитайте в учебнике текст на стр.110.

- Что вы узнали из текста? (Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных)

- А как деревья добывают себе питание? (Зелёное растение может “приготовить” себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света)

- Правильно. Грибница – основная часть гриба – это тонкие нити, белые перепутанные нити, спрятанные под землёй. Эти нити срастаются с корнями деревьев. По стеблю в корни деревьев поступает пища, “приготовленная” в зелёных листьях. А корни деревьев делятся этой пищей с грибами. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Некоторые грибы растут на стволах деревьев, эти грибы не помогают деревьям, а сами “едят” деревья и разрушают их кору. (Грибы – трутовики). Любой гриб добывает себе питание не так, как добывает его зелёное растение.

Физминутка. Приложение 2 (имеет большой объем, находится у автора)

Под клип на песенку “На лесной полянке выросла поганка” выполняют движения.

Выступление обучающихся с защитой исследовательской работы “Что такое грибы?”.

Обучащиеся задают вопросы по работе выступающим.

- Ребята, как вы думаете можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

- Мнения разделились. Поднимите руки, кто любит разгадывать тайны природы. Одна из загадок природы находится у вас на парте и у меня в руках.

- Исследуйте со своим соседом по парте с помощью лупы эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке.

- Итак, что вы увидели?

- Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба – это тоже грибы.

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет. У неё нет шляпки)

- А с помощью чего эти грибы появились у меня в блюдце?

- Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы – спорами.

- А откуда взялись эти споры? Что ещё вы увидели через лупу? (Чёрные точки, это споры)

- На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздухи разнесли эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле.

- А встречали вы такие же грибы дома? (Да, в банке с вареньем, на трубе и т.д.)

- Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах. Испорченные плесенью продукты есть нельзя, так как ими можно отравиться.

- Ребята, а как вы думаете, эти грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу?

- Об этом вы прочитаете в хрестоматии текст “Как грибы помогают человеку?”.

- Что вы узнали из этого текста?

- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов)

Стук в дверь.

- Ой, ребята, извините, пожалуйста.

Входит доктор. (Ребенок старшеклассник)

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, доктор!

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону … “03”.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

– И вообще! (Грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

– Ну, мне пора! Рад был вам помочь!

- Спасибо, доктор! До свидания!

Доктор уходит.

V. Закрепление.

Поиграем в игру “Верите или нет” (хором отвечают да – нет).

- Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (Да)

- Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (Да)

- Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (Нет)

- Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (Да)

- Что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? (Нет)

- Что трутовики разрушают кору деревьев? (Да)

- Что плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? (Да)

- Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (Нет)

VI. Рефлексия деятельности.

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось её решить?

- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

(Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут.)

VII. Домашнее задание

Продолжаем готовить доклады о культурных растениях.

Урок и выступление обучающихся сопровождается презентацией. Приложение 3