Участники: классный руководитель, учащиеся 9 класса.
Цели: предоставление информации для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни, негативного отношения к алкоголю: развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме.
Оформление: плакаты и рисунки по означенной теме, мультимедиа, интерактивная доска.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Добрый день! Как у вас настроение?
– А как вы думаете, если настроение плохое, как
поднимает настроение молодежь? (Надо дождаться
ответа – выпить)
– Вот как раз об этом мы сегодня и поговорим. Тема
сегодняшней встречи: «Табак и алкоголь».
– И начнем мы с табака. Курильщик впускает в свои
уста врага, который похищает мозг (английская
народная поговорка). Как, кстати, табак появился в
Европе?
– Да, табак привез Колумб из Америки, и курить
было модно. А в России кто начал внедрять табак?
Действительно, Петр I. Он заставлял курить, думая,
что именно таким образом русские мужики станут
больше похожими на европейцев. Тут он ошибался.
Похожими не стали, а курить приноровились.
Информационная часть «табак»
– Почему люди курят, как вы думаете? (Выслушать
все ответы)
– В принципе, причина может быть любой, но
давайте попробуем понять, почему люди начинают
курить. Вот тут чаще всего и срабатывает принцип,
про который мы уже когда-то говорили. Принцип –
«просто так». Зачастую люди начинают курить,
поддавшись общему настроению или чьей-нибудь
воле. Реже – для эксперимента.
Поэкспериментировав, люди чаще всего бросают. По
ощущениям дым – гадость. А вот поддавшись
чьей-либо воле, в большинстве случаев продолжают.
(Презентация про табак)
Игра-прием «Держи»
Возьмите ручку и продемонстрируйте, что это
сигарета (не говоря об этом). Делая вид, что сейчас
обратитесь к кому-нибудь с просьбой или что-то
ищете в кармане, протяните ручку другому. Скорее
всего, он автоматически ее возьмет. Подловите,
показывая, что у вас в руке зажигалка, которой вы
предлагаете зажечь «сигарету».
– Курить будешь?! Вот ты и попался!
Или если не сработало:
– Молодец! Понял прикол, но, к сожалению,
множество попадается.
Механизм, делающий основную часть людей
зависимыми от табака, начинается с руки. Просто
вам дают, говоря: «Будешь?», – и вы берете, не
задумываясь поначалу, что будете делать потом. Но
потом вы делаете то, что и все, – курите.
Варианты бывают разные, но они очень похожи.
Далее получается следующее: вы взяли сигарету, и
очень сложно отказаться (демонстрируйте сами,
проигрывая в ролях, не забудьте о мимике) от
дальнейших действий из-за боязни оказаться белой
вороной или просто так. Естественно, что ситуация
повторяется вновь и вновь. В итоге вы находите
оправдание своей слабости (или глупости) и
становитесь наркозависимым человеком, так как
табак является наркотиком.
Прием «Арифметика»
– Итак, сколько стоит сейчас пачка сигарет? (20-22)
Записывайте на листе бумаги все числа. В день
курильщик выкуривает до одной пачки сигарет
(бывает и больше). Значит в месяц он тратит на
сигареты примерно 600 рублей. Как еще можно
потратить эти деньги? (Ребята предлагают свои
варианты)
Да, можно в кино сходить не один раз, даже из
одежды что-нибудь купить. А сколько месяцев в
году? 12. Умножаем 12 на 600. Получается 7200. За год
можно купить … (цифровой фотоаппарат, телевизор)
А за 10 лет?.. Получается уже вполне солидная сумма
72 тыс. А если прибавить к этой сумме те деньги,
которые за все эти годы потратятся на лечение
зубов, легочных и других заболеваний?! Точно
можно машину купить!
Да, экономическая невыгодность курения просто
очевидна.
А теперь вторая информационная часть
У известного сатирика Аркадия Аверченко есть
один фантастический рассказ, написанный в начале
XX века. Сюжет его предельно прост: уносясь на
несколько десятилетий вперед, автор пытается
представить беседу внука с дедом о том, зачем же
люди пили. Внук никак не может понять, почему же
пьющие травили себя, ведь водка и противная , и
невкусная, и самочувствие после нее ухудшается. И
дед, сам в молодости любивший выпить,
затрудняется дать какое-либо объяснение этому.
Беседа между ними проходит якобы в эпоху
сплошной трезвости. Аверченко предполагал, что
наступит она уже к 1954 году. К сожалению, он ошибся:
зло оказалось куда более живучим. Почему?
Вот причины, которые назвали при анонимном
анкетировании опрошенные взрослые и подростки.
Ответы детей:
– для повышения настроения – 50;
– для того чтобы вести себя раскрепощено – 40;
– «за компанию» – 10;
– для согревания организма;
– для предупреждения и лечения болезней;
– для повышения аппетита;
– как энергетически ценный продукт;
– для того чтобы заглушить голос совести.
Как показало проводимое нами исследование, из 100 опрошенных подростков 15-17 лет, хотя один раз попробовали алкогольные напитки 85 человек, 50 из них употребляли легкие спиртные напитки (пиво, джин-тоник, «отвертка») неоднократно. 24 подростка пьют пиво систематически.
По поводу алкоголя говорить можно много.
Основная проблема алкоголя – это чрезмерное им
увлечение. Все хорошо в меру. У наркотиков мера –
0. Если превысишь – будешь иметь крупные
проблемы. Но как не странно, с алкоголем все не
так просто. Дело в том, что в отличие от всех
остальных наркотиков, алкоголь – единственный,
потребление которого можно контролировать и
сделать так, чтобы он был не вреден, а полезен.
Если человек не умеет контролировать
потребление, он становится алкоголиком со всеми
вытекающими последствиями. Но самое ужасное, что
очень сложно определить грань, после которой
употребление алкоголя уже не развлечение, а
грозит опасными последствиями. Сейчас посмотрим,
как это бывает. Мне нужно 8 желающих
поучаствовать в ролевой игре.
Ролевая игра «Алкоголь»
Роль 1. Действующие лица: старший брат (20 лет), младший брат (14 лет).
Старший. Ну что, братан. Пора тебя
вводить во взрослую компанию.
Младший. А как это?
Старший. Сегодня вечером наши
собираются. Будем отмечать…
Младший. А что отмечать-то?
Старший. Да, не важно! Главное, соберутся
мои кореша, выпьем, музыку послушаем, девчонки
будут. Тебе тоже пора к взрослой жизни
приучаться.
Младший. А что пить-то будем?
Старший. Зашлем кого-нибудь в ларек. Там
винца подешевле, и пивка взять можно. А Васек
водкой обещал затариться.
Младший. Ну, ладно…, во сколько они
придут?
Роль 2. Действующие лица: два приятеля.
Первый. Привет, как дела? Ты чего такой
веселый?
Второй. Привет! Да к другу забежал,
шампусика тяпнул немного.
Первый. Немного?! Да от тебя разит, как от
пивной бочки!
Второй. Ерунда! Зато настроение хорошее.
И выпил-то я чуть-чуть. Не то что вчера или три дня
назад на день рождения.
Первый. И часто это у тебя?
Второй. Что? Дни рождения?
Первый. Да нет, запои.
Второй. Ха-ха-ха! Ну рассмешил! Какие
запои?! Просто у друга хата свободная, родичи
уехали на долго. Надо же использовать вариант.
Уже три недели там зависаем. Весело! Ладно, я
побежал. Народ послал за горючим. После
вчерашнего лечимся. Пока!
Первый. Пока.
Роль 3. Действующие лица: отец и сын.
Отец. Сын, собирайся, поехали.
Сын. Пап, ты же пиво выпил.
Отец. Ерунда это все, от пива пьяным не
бывают. Да мне, чтобы опьянеть, ящик водки надо
выпить!
Сын. А координация все равно нарушается!
Отец. Да я 15 лет за рулем! Какая
координация! Я с закрытыми глазами ехать могу!
Сын. Может, попозже поедим, а?
Отец. Ладно, не зли меня! Полезай в
машину. Мы и так опаздываем. Придется гнать.
Роль 4. Действующие лица: два приятеля.
Первый. Салют, куда направляешься?
Второй. О-о-о, кого я вижу! Привет!
Первый. Ой! А что ты такой праздничный?
Второй. На работу иду устраиваться, вот
и глотнул для храбрости. Мне друг посоветовал.
Первый. Ну правильно! У тебя время есть?
Второй. Есть полчаса, мне к трем
назначено. А что?
Первый. Так давай еще по бутылочке пивка
за встречу! А потом иди, устраивайся. Да такого
«орла» на любой работе с руками оторвут!
Второй. Согласен, пойдем.
(Анализируется каждая сцена).
– Молодцы! Похлопаем нашим артистам!
– А теперь мы посмотрим фильм про алкоголь (анализ фильма).
Итог. Вывод
Мы против:
1) наркотиков;
2) спиртных напитков;
3) спайсов;
4) курения табака.
Мы за:
1) здоровый образ жизни;
2) спорт;
3) будущее.
Помните, что здоровье – радость жизни и счастье в ваших руках.